«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Газета РИСК
 Логин: Пароль:

   Регистрация
   Забыли пароль?
   Помощь
   Главная
Свежий
номер
 Архив
Архив
газеты
 Новости
События
в Туве
 Объявления
Куплю /
Продам
 Опросы
Наши вопросы,
ваши ответы
 Форум
Дискуссии,
обсуждения

Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"

Поиск по сайту
Навигация
Случайная картинка
Погода
Кто на сайте
Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.
Anonymous Гостей: 149
User Пользователей: 0

Связь установлена risk-inform.com
Anonymous Гостей: 16
User Пользователей: 0

A- | A | A+ 12pt

№21, 5 сентября 2003 года («РИСК»)

КТО ЖЕ ОНИ – 60 БОГАТЫРЕЙ? или «ИСТОРИЧЕСКИЕ» ПРОИСКИ ДИЛЕТАНТА

Не зная прошлого своего народа, трудно предвидеть его будущее. Сложно представлять свои корни бывшему детдомовцу. Но в то же время любому хочется гордиться своими предками. Поэтому в народе нередко слагали легенды о чудо-богатырях, служивших своему народу. Со временем легенды превращались в быль и якобы совершаемые ими подвиги заменяли настоящую историю народа. В советские времена нечистоплотные историки и художники по идеологическому заказу частенько переписывали историю, рождая «героев», требующихся КПСС для «воспитания подрастающего поколения». При этом нередко не самые лучшие представители того или иного народа чудесным образом перевоплощались в народных героев-заступников. Даже если среди них в силу исторических обстоятельств преобладали воры, насильники и убийцы. Благо, в ходе гражданской и Великой Отечественной войн, а также пожаров и разграблений многие исторические документы были безвозвратно утеряны. А в Туве изучение истории осложняется еще и отсутствием тувинской письменности, которую создал ученый-тюрколог А.Пальмбах чуть более полувека назад. А знающих старомонгольский, а тем более китайский языки у нас крайне мало. Но, тем не менее, и в Туве нашелся дилетант, не имеющий навыков исследователя и знаний древних языков (да и современного тувинского – тоже), пожелавший вложить свою лепту в изучение тувинской истории. И сделал первую попытку. На наш взгляд – крайне неудачную. И поражает не столько воинствующее незнание предмета, сколько попытка опорочить выводы ученых, основанные на действительно имевших место фактах, подтвержденных документально. Поразителен и метод: дилетант от истории нахально пытается факты опровергнуть... якобы «народными» песнями и сказаниями. Чем же можно объяснить «удивительно парадоксальный» подход автора к проблеме? По всей видимости, двумя вещами: абсолютной некомпетентностью «историка» и местом его работы – в пресс-службе правительства РТ, где давно привыкли выдавать желаемое за действительное и находить заслуги и успехи там, где ими и не пахнет. И делать это нагло и открыто, не боясь ответственности за сказанное. Однако, обратимся к самой публикации.


Неугомонный трубадур правительства, пресс-секретарь Шериг-оола Ооржака Леонид Натпит-оол решил больше не скрываться под псевдонимами «Капустин» и за своей подписью опубликовал в «Тувинской правде» слезный опус под претензионным названием «Оскверненная память или приглашение к дискуссии?». Идеологический оракул правительства невнятно пожаловался на то, что большинство солидных ученых и печатных изданий в Туве не скрывают своих сомнений в героическом прошлом так называемых «60 богатырей», 120-летний юбилей которых наше правительство недавно так помпезно отпраздновало. В тувинском обществе так и остается нерешенным вопрос: все же это герои или разбойники? Если верить официальной прессе – то безусловные герои, чудо-богатыри, активисты народно-освободительного движения. А по версии серьезных ученых и независимой прессы – обыкновенные воры-скотокрады, насильники и убийцы.

Пытаясь псевдонаучно решить эту дилемму, автор пускается в весьма туманные и путаные рассуждения об этих злодеях, «высасывая» факты из пальцев. Не оставляет чувство, что Л.Натпит-оол изо всех сил старается кому-то угодить. Кому? Скорее всего – своему начальнику Ш.Ооржаку. Но делает это неуклюже, видимо, осознавая абсурдность своего положения, вынуждающего учить уму-разуму признанных специалистов в этой области. Но не следует думать, что Натпит-оол – конченный идиот. На всякий случай он откровенно признается читателям: «Я, конечно, дилетант...». А с дилетанта, как и с человека со справкой из психушки, какой спрос? Побалабонит, да и успокоится. Конечно, любой уважающий себя журналист не стал безоглядно исполнять заказ, а так бы и ответил своему шефу, поставив на этом точку. Но не таков Леонид Хуна-оолович! Сейчас таких называют «прагматиками». И начал он с руководителя археологической службы, молодого перспективного и не ангажированного идеологически ученого Омака Шыырапа, который позволил себе заявить, что «в конце 1884 года «беглецы» грабили не только баев и чиновников, но и простой народ». Он же не побоялся в передаче тувинского телевидения высказаться в том смысле, что из-за действий современных воров-скотокрадов в Туве простой народ неоднозначно относится к шумному празднованию восстания Алдан-Маадыр.

Казалось бы, сказано интеллигентно, осторожно, мягко и где-то лояльно. Но этого оказалось достаточно, чтобы дилетант, человек без имени в научных кругах, начал травить образованного ученого-историка. Та же участь постигла и академика Н.Абаева. Помнится, подхалимы-критиканы в недавнее советское время нахально изрекали, что, мол, «хоть книжку эту я и не читал, но категорически против!» Автор этой незамысловатой статейки заявляет: «с трудами которого я, например, никогда не сталкивался, если не считать его не лишенные популистского налета комментариев по ряду сомнительного рода теорий в еженедельнике «Эфир». И все потому, что Н.Абаев имел неосторожность без обиняков заявить о том, что главарь смутьянов Самбажык является обыкновенным вором-скотокрадом. Автора не на шутку обеспокоило, что «люди, обремененные учеными званиями и должностями, со слов которых теперь и делаются далеко идущие умозаключения и даже прикладные политические выводы», не разделяют официальную точку зрения.

Не понравилась ему и газета «РИСК», назвавшая «богатырей» организованной преступной группировкой (ОПГ, по современному выражаясь). Обидно стало и от слов Н.Абаева, заявившего о том. что «надо смотреть на уровень сознания их участников. Как показывает анализ, уровень сознания 60 богатырей был довольно низкий», что настоящие патриоты «в то время имелись и вели борьбу против манчжурского ига». Действительно, если бы у них было «высокое революционное сознание», то стали бы они откровенно грабить аратов-тружеников?

Действуя в том же духе (похожим на душок советской пропаганды), Натпит-оол обвиняет Н.Абаева в том, что тот является выходцем из советской исторической науки. Откуда же выходец сам Натпит-оол? Уж не является ли сам автор представителем партийно-советской заказной журналистики? «Сразу бросается в глаза, что последние откровения некоторых наших местных историков, не говоря уже о комментариях журналистов, основываются главным образом на текстах архивных документов», – удрученно вещает пресс-секретарь Тувинбаши. «Может кто-то скажет, что это ненаучно, но есть ведь еще и такое понятие, как народная память, запечатлевшая те события в легендах и песнях», – находит выход из, казалось бы безвыходного положения правительственный чиновник. Вот так – не больше, не меньше. Просто театр абсурда!

Читая опус Л.Натпит-оола, легко убедиться, до чего же может дойти подающий надежды журналист, если перестарается, следуя указаниям своего не очень умного начальства. Если довериться логике автора, то и среди нынешних скотокрадов можно найти «богатырей». И не 60, а гораздо больше. Но как тогда быть с последствиями их разрушительной «национально-освободительной» деятельности, разрушившей сельское хозяйство республики? Ведь не случайно тогдашние руководители Тувы как могли боролись со скотокрадством. Чего, к сожалению, сегодня мы не ощущаем. Дилетант Натпит-оол, конечно может и не знать, что по-настоящему этих воров-скотокрадов раньше называли «беглецами», «60-ю беглецами», «ворами», «кайгалами» и т.д. и т.п. И лишь только в конце 30-х годов ХХ века после специального Постановления ЦК ТНРП их переименовали «героями», «60-ю богатырями». И настоящая народная память, на которую он ссылается, сохранила их как «беглецов», «воров» и «скотокрадов». И пусть наивный Натпит-оол попробует втолковать свои «сказки» простому арату-тувинцу, у которого ночью современные последователи тех самых «героев» увели последнюю корову и дети которого остались без молока.

И последнее. Символично, что министр МВД РТ С.Аренин недавно провел милицейские учения по предотвращению массовых беспорядков именно у подножия горы Кара-Даг, где базировались эти самые воры-скотокрады, о которых идет спор. Может быть, он что-то стал понимать в тувинских реалиях?

В заключение хотелось выяснить: а что это вдруг правительственный чиновник, не имеющий никакого отношения к исторической науке, так рьяно взялся обелять кайгалов? По какой причине? Уж не по заданию ли Шериг-оола Дизижиковича, обеспокоенного следом, который он оставил в истории Тувы? Действительно, какой же след он оставил в истории Тувы? Кому-то не хочется, чтобы потомки изучали его личность не по сказкам и песням, сложенным ангажированными деятелями искусства, а по бесстрастным сводкам статистики и по пухлым томам уголовных дел.

Дискуссия начата. Ждем следующих публикаций.

Игорь Акэник 

risk-inform.ru/text/2003/21d/bogat21d.html

(4831 раз прочитано)

 Доска объявлений 
Материалы по теме:
» Так кто глумится над историей? (№10, 10 марта 2004 г.)
» Блеск и нищета тувинской буржуазии (№16, 12 ноября 2003 г.)
» «Монголоиды» или «арии»?  (№26, 15 октября 2003 г.)
» Путь ко мне (№24, 3 октября 2003 г.)
» Путь ко мне (№15, 19 сентября 2003 г.)
» Резервация лучше, чем республика?  (№15, 19 сентября 2003 г.)
» Кого же чествовала республика? (№18, 15 августа 2003 г.)
» Богатыри оказались кайгалами (№14, 18 июля 2003 г.)
» Путь ко мне (№12, 3 июля 2003 г.)
» Будет ли Аллея Героев в Кызыле? (№11, 27 июня 2003 г.)
» Новости (№7, 30 мая 2003 г.)
» Славный сын своего народа (№5, 16 мая 2003 г.)
» Тува - перекресток времен (№48, 31 декабря 2002 г.)
» Тува - перекресток времен (№47, 25 декабря 2002 г.)
Непокоренный. Памятник жертвам политических репрессий.
Комментариев: 19

Материал входит в раздел тематического архива:

На 8 Марта подарил жене книгу «Как экономить деньги»... Теперь я не курю, хожу на работу пешком и похудел на 5 килограммов.

Шутка 2021 года

up Газета Внеклассно О нас Пользователи up
   • Свежий номер
 • Архив газеты
| 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
 • Тематический архив
 • Карикатуры
 • Юмор
 • Новости
 • Опросы
 • Календарь обещаний
 • Доска объявлений
 • Форум
 • Обратная связь
 • Статистика
 • Помощь
 • Регистрация/Вход
 • Добавить новость
 • Добавить фото
 
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Лента новостей RSS Мобильная версия сайта Зеркало сайта
Для писем Страница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в Телеграме
Борьба с неправдивой информацией о событиях в Украине Top.Mail.Ru