«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Газета РИСК
 Логин: Пароль:

   Регистрация
   Забыли пароль?
   Помощь
   Главная
Свежий
номер
 Архив
Архив
газеты
 Новости
События
в Туве
 Объявления
Куплю /
Продам
 Опросы
Наши вопросы,
ваши ответы
 Форум
Дискуссии,
обсуждения

Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"

Поиск по сайту
Навигация
Случайная картинка
Погода
Кто на сайте
Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.
Anonymous Гостей: 178
User Пользователей: 0

Связь установлена risk-inform.com
Anonymous Гостей: 62
User Пользователей: 0

Версия для печати
A- | A | A+  12pt
№14, 13 ноября 2012 года.
«Красть надо меньше!»

«Красть надо меньше!»

17 октября 1888 года во время крушения Царского поезда возле станции Борки Александр III лично спас всё своё семейство, подхватив руками рухнувшую крышу вагона. А после этого кинулся выручать тех, кто оказался под обломками... И вот когда подоспели придворные, которые начали кричать: «Какой ужас! Покушение! Взрыв!», Государь в сердцах и проронил свою историческую фразу: «Красть надо меньше...».

На Руси воровали всегда с незапамятных времен. Воровали в годы подъёма российской экономики в начале XX века. Воровство процветало и при советской власти, когда всё было «ничьим». Не уменьшается эта напасть и сегодня, когда воруют буквально на всех этажах нового «государственного здания», во всех ветвях власти. Ну а украсть у государства – это самое «модное» занятие, среди тех, кто имеет свободный доступ к ресурсам. Отличие только в том, что сегодня стало особенно популярно воровать миллиардами. Вот об этом мы и поговорим.

Сегодня вряд ли кто станет всерьёз спорить, что сама идея строительства железной дороги в Туву затевалась её инициаторами как афера российского масштаба. Ну, посудите сами...

В Туве уже нет никакой промышленной инфраструктуры. То, что было отстроено при Советской власти, бездарно развалено, разграблено и растащено. Нет даже электроэнергии для развития угольных месторождений. Отсутствуют рабочие кадры. Прекратила существование строительная индустрия. Остановлены и растащены промышленные предприятия. Нет железной дороги... Короче говоря, за постсоветское время разрушено почти всё и ничего нового не создано, если не считать уже готовых к процедуре банкротства водочного производства, кондитерской и птичьей фабрик. То есть, фактически ничего нет! Даже добыча угля, запасы которого в Туве просто несметны, упала в сравнении с советскими временами, его стоимость подскочила до невероятных горизонтов, «перепрыгнув» все мыслимые в России цены. Мало того, после того, как местный Глава в компании с Дерипаской и нашим звёздным земляком по дешёвке прикупили угольный разрез «Каа-Хемский», купить там уголь стало большой проблемой. А если к этому добавить, что при бешеных ценах его долги составляют почти миллиард, а прибыль оседает неизвестно где, то общая картина становится не просто удручающей – она катастрофична.

Тем не менее, местная власть уже который год сходит с ума по одному-единственному вопросу: «кто будет строить железную дорогу в Туву?!!» Вы, наверное, спросите, а что им далась эта самая железная дорога? Возить уголь? Так его уже который год добывают столько, что даже местным жителям не хватает. Ответ очень простой. На её строительство планировались огромные государственные вложения из средств Инвестиционного фонда России. А в такой ситуации важно не наличие или отсутствие этой самой дороги, а сам процесс строительства. И поучаствовать в освоении госсредств мечтает уже второй Правитель Тувы. Вот тут-то, похоже, собака и зарыта.

Как помнится, начинал в 2005 году т.н. железнодорожный проект тогдашний лидер Тувы Ш.Ооржак в компании с питерскими «сенаторами от Тувы» С.Пугачевым и Л.Нарусовой. Наверное, тогда он и предположить не мог, какая опасная затея – это строительство. И что будет она стоить ему насиженного места.

В то время возле него ошивался «подросток» – не очень работящий, но любящий копейку завистливый мальчик. Когда Нарусова с Пугачёвым «похоронили» карьеру Ооржака, этот «подросток» оказался «к месту». И в 2007 году он, хоть и с боем, занял-таки его кресло. А вместе с креслом ему достался и железнодорожный проект со всеми вытекающими последствиями. Но партия жуликов и воров сама решила погреть руки на этом проекте. В апреле 2010 года на партийной конференции в Новосибирске объявила, что берет кураторство над этим проектом. Так почти официальным куратором железнодорожного проекта Курагино-Кызыл стал наш замечательный земляк. С тех пор уже он стал определять будущее строительства железной дороги в Туву. Но, как оказалось, его планы совсем не совпадали с планами отставленного Ооржака, его покровителей Пугачёва и Нарусовой. По крайней мере, «пилить» бюджет строительства дороги с ними он не собирался. Или, вернее сказать, собирался, но не с ними. И всё пошло «кувырком».

Сначала Тува рассталась с Нарусовой. Затем пришла очередь православного банкира. Вскоре после сложения полномочий сенатора его принудили «добровольно» продать ЕПК авантюристу Байсарову. А ЕПК – это и разработка Элегестинского месторождения угля, и строительство железной дороги. Тот, даже не заплатив по сделке ни копейки, но завладев на год креслом гендиректора ЕПК, начал «добывать» и «строить», хотя ранее подобной деятельностью никогда не занимался. Всё время его руководства ЕПК он в компании с Кара-оолом «пели» одну и ту же песню: ещё немного, ещё чуть-чуть, и мы реально начнем строить эту самую дорогу. А тем временем чрезвычайный министр Шойгу организовывал приезд премьера Путина в Туву, дабы тот личным участием освятил авантюрное строительство. И его усилия оказались плодотворными: в декабре 2011 года Шойгу, Кара-оол и Байсаров провозгласили торжественное начало строительства железной дороги Курагино-Кызыл, а сам премьер России В.В.Путин под покровом ночи в 40 градусный мороз несколько раз махнул кувалдой, забивая «золотой костыль» будущей железнодорожной ветки.

Символичная комичность ситуации состояла не только в том, что премьер ночью вбивал костыль в дикий мороз, но и в том, что строительство дороги начиналось с конца. Население республики и так в подавляющем большинство настроено против этой «железки». О её вреде заявляли тувинские шаманы задолго до начала строительства. А тут как бы в подтверждение сразу после вколачивания Путиным «золотого костыля» в сибирском крае взбунтовалась даже природа и в республике началась серия землетрясений такой амплитуды, какой не наблюдалось в Туве никогда. И они продолжаются до сих пор...

Наверное, проблемы появились не столько в связи с пророчествами шаманов, сколько в связи с тем, что не только Байсаров, но и Кара-оол с Шойгу никогда не строили железных дорог и, видимо, плохо себе представляли проблемы, с которыми они столкнутся после отстранения от проекта Пугачёва. Наверное, они думали, что достаточно отодвинуть его от проекта, и деньги сами повалятся в карман. А их оказалось столько, что сейчас проект находится дальше от его реализации, чем пять лет назад. Впрочем, не исключено, что Шойгу и Кара-оол даже сами не очень верят в осуществление проекта строительства дороги. Даже, может быть, осознают вероятный вред, который она может принести республике и живущим в ней людям. И потому специально морочат всем голову этим строительством, против которого выступает практически всё население республики. Но зачем тогда надо было ночью в мороз затаскивать в республику Путина, демонстративно забивать «золотой костыль»?..

Новоявленные энтузиасты железнодорожной авантюры на самом деле не могли не осознавать, что своими интригами они не просто Пугачева ослабляют – на самом деле они медленно убивают саму идею строительства дороги, которая могла бы связать Туву с внешним миром. Смысл деятельности Пугачёва был прост и понятен: у него было богатейшее в мире месторождение коксующегося угля, доставшееся ему по дешёвке. Он был намерен его добывать в объёмах до 12 млн. тонн в год. Но вывезти столько угля из Тувы можно только по железной дороге. К тому же железнодорожный тариф в несколько раз меньше автомобильного. Но строить дорогу дорого. Вот они с Нарусовой и припрягли Путина часть строительства – 70 млрд. рублей – оплатить из Инвестфонда РФ. Нарусова так и заявляла депутатам тувинского парламента: я выбила вам на строительство ж/д Курагино-Кызыл 70 млрд. рублей. Чего вы ещё от меня хотите? Но на самом деле эти деньги должны были упасть в карман Пугачёва. Вот за них-то и разгорелась страшная битва. Шойгу подобрал православному банкиру альтернативу – чеченского авантюриста. И завертелось... Байсарову никакой уголь не нужен – он не имеет никакого опыта добычи. Да и денег таких у него, судя по всему, отродясь не водилось. По всей видимости, за год он не смог наскрести, чтобы хоть как-то рассчитаться с Пугачёвым по сделке купли-продажи ЕПК. А если перспектив добычи и проблем с вывозом угля из республики нет, то тогда зачем эта самая железная дорога в Туву? Нужна уже не сама дорога, а процесс её строительства.

Недавно разразился новый скандал: на строительстве стадиона в Санкт-Петербурге, которое «курировала» партия жуликов и воров, смета выросла с 7 млрд. до 42. И конца-края этому не видать. А когда стали выяснять, кто является заказчиком строительства, не смогли его найти. Другой проект, «курируемый» этой партией – строительство олимпийских объектов в Сочи – его смета уже выросла в 10 раз. Но, по крайней мере, стадион и олимпиада объективно нужны. А вот дорога Курагино-Кызыл... Наверное, её ждёт участь скоростной железной дороги С.-Петербург-Москва. Начали, потратили миллиарды, погубили экологию, бросили, затраты списали... И самое главное – никто за это никак не ответил! Так что Шойгу в компании с Кара-оолом и Байсаровым опасаться нечего. Они спокойно могут продолжать «строить сами», но за государственный счет... Заявляя: «или без нас никто её, проклятую, строить не будет!».

Со стороны кому-то могло показаться, что убрав С.Пугачева из республики, «старый поезд» наконец-то тронется... но не тут то было. После громких событий по «оттиранию» Пугачева, новый интересант в проекте Р.Байсаров начинает резкий развод со своим компаньоном И.Алтушкиным и пишет какие-то подмётные письма Президенту РФ В.В.Путину от имени несуществующей компании. В это время все информагентства запестрели от заголовков «Байсаров нагло водит Путина за нос», «Как Руслан Байсаров президента «провел»?».

Сегодня надо признать: произошло должное прозрение федеральных властей, оперативные меры приняты и афера века вроде как остановлена. Хотя, если быть до конца откровенным, федеральному центру не надо было с самого начала интриговать потенциальных аферистов участием Инвестфонда РФ в строительстве ж.д. Кызыл-Курагино.

Не следует идеализировать Пугачёва. Не являясь металлургом или каким-либо другим потребителем коксующихся углей, сам он вряд ли выстроил бы эффективное угольное предприятие в Туве, учитывая, какую команду он для этого подобрал. Ребята сидели на огромной зарплате и откровенно «гнали дуру», не являясь специалистами в этих вопросах. А руководил ими Дмитрий Сахно, который в основном занимался тем, что пять лет рассказывал на всевозможных форумах и депутатам Великого Хурала сказки о том, как хорошо заживет Тува после появления ж.д., А когда Пугачева «прижали», первым сбежал в «Северталь», где продолжает ту же волынку, кружа голову своими математическими способностями уже другому олигарху. Но если в случае с православным банкиром были сомнения в его успехе, то в Байсарове вообще сомневаться не приходится. Уж он-то точно ни построит и не добудет. И в правительстве России это хорошо должны знать.

Да и Шойгу, надо признаться, в Туве тоже со строительством «прославился» не в лучшем смысле этого слова. МЧС был заказчиком строительства спорткомплекса в Кызыле, позже получившего название «Субедей». А когда по окончанию его строительства депутат С.Сафрин обратился к сенатору Л.Нарусовой с просьбой провести проверку законности и обоснованности государственных затрат при строительстве спорткомплекса и та отправила в Туву проверку Счётной палаты РФ, то выяснилось очень нелицеприятное. Оказалось, что в ходе строительства было украдено 49 млн. рублей бюджетных средств, а система охлаждения катка изготовлена из вредных материалов, опасных для жизни. Тот скандал нашему земляку удалось замять, наивные тувинцы до сих пор с радостью посещают каток, не зная, что тем самым укорачивают себе жизнь, но осадок, как говорится, остался...

Да, наверное, лет через 10-20, когда закончится мировая рецессия, а нефть ещё больше подорожает, тувинский коксующийся уголь может быть востребован. И если заглядывать на 20 лет вперёд, строительство железной дороги в Туву нужно хотя бы начать. Но кто у нас смотрит перспективу в 20 лет?!! Байсаров, что ли? Или Кара-оол? Они же – не китайцы. И вряд ли планируют дальше пяти лет. На сегодняшний день в результате всей этой «мышиной возни» перспективный для металлургов проект признан неэффективным. Уже есть решение Правительства РФ, что Инвестиционный фонд РФ строительство ж.д. финансировать не будет... Доигрались. И доделились! Долгих семь лет работы с федеральным проектом, и все «коту под хвост»! А газеты пестрят уже другим заголовками, например: «Выходит, зря ВВП серебряный костыль забивал? Железной дороги Кызыл-Курагино не будет?».

Но ведь дело-то не в Инвестфонде. Если проект эффективен, то всегда найдётся бизнесмен, который за него возьмётся на свой страх и риск. К примеру, компания МЕЧЕЛ в свое время вела активно переговоры с Кара-оолом по разработке тувинского угольного бассейна. Но так и не пришлась «ко двору» по совету все того же мудрейшего Шойгу. И МЕЧЕЛ, которому для производства стали нужны коксующиеся угли, занялся аналогичным проектом в Якутии, для чего сначала купил за 52 млрд. руб. пакет акций «Якутугля», а затем в течение пяти лет вложился сам на 200 млрд. рублей в строительство точно такой же железной дороги и Эльгинского угольного разреза. Сегодня уже и дорога построена, и добыча угля налажена, и идёт его отгрузка. Не в пример Туве. И всё – благодаря «мудрости и прозорливости», а также «хозяйственной хватке» Шойгу и Кара-оола.

А что же в это время происходит в угольной отрасли в Туве? Тут за это же время местные правители при помощи Дерипаски смогли только обанкротить государственный разрез «Каа-Хемский», спрятавшись за оффшорными далями. Председатель Совета директоров «Ен+уголь» г-н Чурин А.С., при помощи хакасских аферистов и «серой схемы» внешних поставок обескровил разрез и скрылся в неизвестном направлении. Разрез сегодня без инвестиций и реальных планов на развитие «последний хрен без соли доедает». На разрезе всерьёз обсуждают закрытие Чаданского участка. Вот и посчитайте сами, сколько тогда будет стоить с учётом доставки каа-хемский уголь в западных районах Республики...

Незаметно пришло время, когда Кара-оолу можно подвести промежуточные итоги своего правления и хоть что-то предъявить руководству страны и родной партии «Единой России», которые терпеливо нянчатся с ним уже пять лет. Чем же может сегодня похвалиться молодой Правитель Тувы, который был назначен и на второй срок и при помощи пиара на этой самой ж.д.?

«Красть надо меньше!»

К примеру, на официальном сайте Правительства РТ есть раздел «Инвестиционные проекты». В нём 34 инвестиционных проекта, из которых от силы 5% хоть как-то продвигаются. Практически все проекты в Республике заморожены. А многие даже не начинались! Интересен пример «работы» правительства над проектом освоения Элегестинского месторождения коксующихся углей. Достаточно ознакомиться с Протоколом совещания у председателя правительства РТ Ш.Кара-оола от 6 сентября 2012 года, чтобы понять смысл и цели его деятельности. Заседание имеет название: «О деятельности ЗАО «ЕПК». О чём говорили присутствующие на совещании председатели администраций Хемер-оол, Иусов и Ондар, а также руководители «Тыванедр» – Шабалинская, Ростехнадзора – Ооржак и природопользования – Адыгбай, в протоколе ничего не сказано. Зато имеется резолюция Кара-оола: «рекомендовать председателям администраций Хемер-оол, Иусов и Ондар обратиться в прокуратуру РТ о проведении проверки».

Но дело в том, что эти уважаемые председатели на совещании не выступали. Более того, ни Иусов, ни Ондар вообще не имеют никакого отношения к деятельности ЕПК, которое работает на территории Кызылского района. А потому все они понятия не имеют, на что пожаловаться прокурору. Видимо, поэтому в протоколе и появился 3-й пункт, обязывающий министра промышленности и энергетики Кажин-оола«оказать содействие по подготовке обращения в прокуратуру». Проще говоря, Кажин-оол должен подготовить доносы, а Хемер-оол, Иусов и Ондар – подписать их и подать в прокуратуру. А заодно премьер поручил минземимуществу «приостановить резервирование, выделение и предоставление в аренду земельных участков ЗАО «ЕПК».

«Красть надо меньше!»

Как Вам, уважаемый читатель? Ну очень похоже на подготовку рейдерского захвата предприятия, имеющего лицензию на разработку угольного месторождения и являющегося основным инвестором строительства железной дороги? Сами посудите: если премьер Тувы считает, что республике нужна железная дорога, если он является активным лоббистом этого строительства, а экономически в нём заинтересован лишь тот, кто собирается разрабатывать угольное месторождение, то зачем ставить препоны единственному предприятию, которое этим занимается? Дураку понятно, что если ЕПК «отожмут» от Элегестинского месторождения, новому владельцу достанется «выжженная земля». К примеру, по залежам угля течёт речка Элегест. Там создана уникальная система водоотвода, на строительство которой ЕПК потратила четыре года. Всё это нужно будет начинать сначала. Но это – только видимая часть проблем, с которыми столкнётся, скорее всего, Байсаров, ради которого и затеяно это «отжимание» бизнеса. Так что после ухода ЕПК элегестинского уголька нам долго не видать.

Год назад в Хакасии В.Путин потребовал в двухмесячный срок провести проверки на наличие связей с оффшорами и аффилированными организациями. Дословно он тогда сказал: «У нас должна быть абсолютная четкость и ясность со структурами госсобственности, с реальными акционерами с бенефициарами, это ключевой показатель цивилизованности делового климата и зрелости экономики».

И вот, словно выполняя наказ Премьер-министра, а ныне Президента страны, в Туве учреждено некое ООО «Тувинская инвестиционная компания» с оффшорными хозяевами. Байсаров предлагает её на замену ЕПК. Видимо, по последствиям это будет что-то типа «Тувинской Горнорудной компании», что командует на Каа-Хемском угольном разрезе. Кто, кроме Байсарова, является её владельцем, неизвестно. Но, скорее всего, наш земляк Шойгу «засветился» и там. Иначе как объяснить, что вице-премьер Правительства РФ И.Шувалов пригласил на свое совещание 17 октября г-на Р. Байсарова и выдал ему аванс в виде резолюции «Принять к сведению предложение потенциального инвестора ООО «Тувинская инвестиционная компания» о готовности в полном объеме осуществить строительство ж.д. Кызыл–Курагино за счет собственных средств и привлеченных кредитов при оказании государственной (!) поддержки РФ сроком не менее 15 лет, в виде государственных гарантий и иных механизмов покрывающих 75% стоимости проекта».

«Красть надо меньше!»

Если это перевести на обычный язык, то Шувалов принял предложение Байсарова строить железную дорогу в Туву как бы за свой счёт, но за счёт кредита под гарантию бюджета РФ. Во как! Как бы сказал В.Высоцкий: «А откуда деньги, Зин?» Учитывая прошлое Байсарова, его «хозяйственный опыт», это может означать только одно: Байсарову хотят дать 75 млрд. рублей бюджетных денег на строительство никому не нужной железной дороги! И где потом его искать с народными миллиардами?

Символично, что г-н Шувалов проводил совещание как раз 17 октября, когда, собственно, и родилась известная пословица Александра III: «Красть надо меньше...».

Кондрат Пчёлкин

(прочитано 9008 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 14:

«Ждём УДО». Россияне рассказали об ожиданиях от нового срока в 6 лет.

up Газета Внеклассно О нас Пользователи up
   • Свежий номер
 • Архив газеты
| 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
 • Тематический архив
 • Карикатуры
 • Юмор
 • Новости
 • Опросы
 • Календарь обещаний
 • Доска объявлений
 • Форум
 • Обратная связь
 • Статистика
 • Помощь
 • Регистрация/Вход
 • Добавить новость
 • Добавить фото
 
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Лента новостей RSS Мобильная версия сайта Зеркало сайта
Для писем Страница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в Телеграме
Борьба с неправдивой информацией о событиях в Украине