Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_959.html
№8 за 4 марта 2009 года

Мы – христиане

Попав, по иронии судьбы, в самый что ни на есть центр старообрядческой общины, почувствовал, как напахнуло старой Русью, забытым «Домостроем», да и сами жители как-то отличались от остального мира. Стройные жилистые мужики с окладистыми бородами и приятным лицом, легкой походкой. Бабы, родившие от пяти до десяти младенцев и сохранившие девичью стройность. Ребятишки подвижные, как и положено в их возрасте, с горящим румянцем на щеках. Ну, а девки на выданье, это не выскажешь, действительно, русская краса, свойственная только нашему народу. Все для меня здесь было необычным. Ведь мы же жили совсем в другом мире...

Войдя в дом, скажем, к соседу, нужно снять шапку и трижды перекреститься, а старинные иконы в каждой избе. Прочитать молитву перед трапезой и после. Ни в коем случае по воскресеньям не работать, что бы не случилось. Ежедневная утренняя молитва, в основном хозяина, жене нужно топить печь, готовить завтрак. По большим православным праздникам собираться в большой избе на Богослужение. Миссию батюшки, т.к. у них нет церкви, исполняет наставник.

Опять же, согласно «Священному Писанию», только церковь является посредником между Богом и людьми. Преподобный святой Киприан Карфагенский провозгласил: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец». Это что же получается – люди молятся, а их молитвы не доходят до Всевышнего! Но вот что пишет в своей книге «Зажгли свечу в своей душе» схиигумен Савва. «В первые века не было ни иконостасов, ни Царских врат, а службы совершались в Троице – Сергиевой лавре, внизу Успенского собора тоже не было иконостаса, когда открыли лавру, а литургию служили, хотя все было открыто. Это обряд, а не догмат. Так что это не так страшно, а вы придаете этому большое значение. Старообрядцы молятся так, а мы так – это тоже не догмат, это обряд и осуждать нельзя. Но когда скажут Иисус Христос и Бог, а простой человек, пророк – это уже ересь, противная догматам христианства. Не дай Бог отойти от Церкви! Святая Церковь просит и предостерегает нас: «Не судите, да не судимы будете», – и тогда Господь нас не осудит».

И хотя вчера у нас одно – православное, но мы до сих пор разделены на старообрядцев и тех, кто посещает церковь. На это нам может ответить история трехсотлетней давности.

Никон (Минов Никита 1605 – 1681 г.), русский патриарх с 1652 г. провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Образованнейший человек своего времени давно задумал провести эту, так сказать, церковную перестройку. Все задуманное сводилось к тому, чтобы рукописные книги, духовные, разумеется, изобиловавшие множеством ошибок, заменить на книгопечатные издания, появившиеся к тому времени. Началом к этому послужили древние написания христианской религии, добытые Никоном в Греции и других святых местах. Откуда, собственно, мы и переняли существующее для нас вероисповедание.

Как и при всяких реформах мнения богомольцев разделились. Одни предпочитали рукописные издания, считая их самыми настоящими, другие приняли нововведения, предложенные Никоном. На несогласных с нововведениями начались гонения. Старообрядцы бежали кто куда, в основном в Сибирь, где можно было спрятаться в глухой тайге. Но и на западе, в Румынии, обитает огромная община староверов.

Во время революции многие переселились в Китай. Харбин на Северо-западе Китая вообще считался русским городом. В 60-х годах прошлого столетия отношения с Китаем ухудшились. Удар, естественно, пришелся на проживающих там русских. Те запросили у ЮНЕСКО помощи, которые погрузили весь народ на зафрахтованные корабли и развезли людей по всему миру согласно их желаниям. Старообрядцы – трудолюбивый народ, и сумели быстро приспособиться к необычным условиям жизни. На Аляске, построив суденышки, принялись за рыбалку в море. В Австралии им выделили приусадебные участки и построили дома. В Бразилии на вопрос «Чем займетесь?» – «Будем хлеб растить». Желтолицые от кукурузы местные власти так обрадовались, что наконец-то на их столе появится булка пшеничного хлеба, выделили им не только огромные площади под посев, но и всю уборочную технику бесплатно. Наши, конечно, и про это дело не знали.

А вот старообрядцы у нас в Туве живут еще с дореволюционных времен. И живут, я бы сказал, не плохо. Дело даже не в материальной обеспеченности, но вот уже на протяжении нескольких столетий они не смешиваются с остальной частью населения. Откуда такая устойчивость? Постараюсь объяснить на своем примере.

В далеком сопливом детстве, только что начавший немножко что-то соображать, спросил у мамы – почему она меня не крестила? Та ответила очень просто. «В то время, когда ты родился, за крещение давали от 5-ти до 10-ти лет тюрьмы! А когда меня Господь наставил на «Путь истинный», мне уже было далеко за...». А в таком возрасте трудновато приобщаться к религиозным канонам. Другое дело, у старообрядцев. С двух лет ребенка учат креститься, соблюдать пост, объясняя, для чего это нужно. Понять это, конечно, не так просто, т.к. он еще, простите, мамину титю сосет. Так с молоком матери он и впитывает религиозные уроки, и уже впоследствии изменить этому учению редко кто отважится. Вот такой сплоченностью и дожили старообрядцы до нашего времени, при этом бережно сохранив старинные иконы и рукописные книги.

У нас же, верующих, выглядит это немножко иначе. Да, молодые приходят, крестят своих младенцев и сами иногда принимают крещение, но на этом в основном все и заканчивается. Редко кто из родителей приносит или приводит подросших детей в храм для Святого Причастия. Иногда все же матери приносят детей, но те пугаются. Обстановка для малышей необычная. Батюшка с окладистой бородой в необычной красивой одежде с чашей в руках, все это приводит в трепет ребенка. Воспитанные дети, вернее, часто посещающие Храм, ведут себя совсем по-другому, не шалят, понимая, что это не детский садик и даже не болеют. Уверен: они никогда не возьмут сигарету. Просто, они уже живут немножко в другом мире – духовном.

Летом всех, конечно, тянет на речку. Проходишь мимо ребятишек, греющихся у костра после купания, у большинства сигареты и просто «уши вянут» от их разговора.

При церкви есть здание воскресной школы, довести ее до ума денег не хватит, а ведь это богоугодное дело для наших детей. Где же взять деньги, когда приход 1,5 десятка в основном пожилых людей, хотя население нашего поселка около десяти тысяч людей.

Все-таки простой дом был превращен в настоящую церковь, т.е. был воссоздан Божий Храм по всем канонам церковного строительства. Пристроен лагерь, сделан куполообразный потолок, установлены купола. Все переделано за короткий срок. Правда, всю работу эту за нас выполнили пришлые люди, работавшие с утра до ночи без отдыха. Почему же мы, русские, относимся безразлично к своей вере?

Как-то батюшка после Богослужения обратился к нам, прихожанам. Надо было построить звонницу, приобрести колокол, стоимостью 400 тысяч рублей. «Как бы это было хорошо», – сказала пожилая женщина, но где у нас такие деньги? Нам это конечно не под силу, а вот всем миром это можно сделать. И колокол приобрести, и воскресную школу достроить. Ведь это все делается не только для нас, взрослых, но для наших детей и внуков. Ну, так встаньте же с продавленных диванов, наконец, оденьтесь в чистое и – в Храм Божий. Конечно, служба на протяжении 2-3 часов вам не очень-то понравится. С непривычки устают ноги, да и непонятно даже, о чем или, вернее, о ком идет песнопение. Но это только вначале. Постепенно вы втянитесь, начнете понимать, приобретете нужную литературу в церкви, и в дальнейшем это превратится в потребность. И уже трудно будет пропустить хотя бы воскресную службу.

Помолившись за себя, детей и внуков, которые тоже придут вместе с вами. У вас появится уверенность, что они никогда не станут ни пьяницами, ни наркоманами. Берегите своих детей, а то получается, что такие хорошие, грамотные и живете в достатке, а ваш недоросль и пьет, и курит, и деньги ему все время нужны, и учиться не хочет. Где же мы его просмотрели? Да ничего вы не просмотрели, т.к. сами бездуховные, а какие сами, такие и сани. А вернуть ребенка на путь истинный, ой как трудно! И только духовное воспитание – единственный путь к спасению. Многие молодые люди с пагубными привычками не раз пытались покончить с этим злом, но только обратившись к Богу, обретали умиротворение, конечно, при желании и твердости характера.

Как-то вечером шла передача о наркомании. Тяжело это все видеть и слышать, поэтому я ее и не смотрел, но одно сообщение меня потрясло. В Сургуте, столице газовиков, 30% кладбища занимает молодежь, т.е. ребята, скончавшиеся от наркотиков. Как в таких случаях говорят, комментарии излишни! Думайте сами.

Чемисов Е.С.