Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_8292.html
№40 за 8 октября 2019 года

ПолитЛикБез

Устинов всё же нанёс удар Росгвардии

Устинов всё же нанёс удар Росгвардии
Решится ли председатель Верховного суда исполнить свое обещание: истребовать «дело Устинова» для проверки?

Трое судей Мосгорсуда, заменившие 30 октября реальный срок Павлу Устинову на условный, с лихвой компенсировали нежелание их коллеги Алексея Криворучко из первой инстанции приобщить к делу видеодоказательства. Они отсмотрели целых три видео с задержанием Устинова, снятые с разных ракурсов: ролик канала «Сталинград» (он был представлен обвинением и фигурировал в суде первой инстанции, но не получил оценки в приговоре), «Дождя» и Amnesty International – последние два представила защита.

Из всех записей одинаково понятны два ключевых обстоятельства:

И если первое обстоятельство диктовало вынесение оправдательного приговора, то второе – исключало такой приговор, хотя и не с правовой, а с практической (политической) точки зрения.

Оправдательный приговор Устинову мог бы повлечь обвинительный сотруднику Росгвардии Александру Лягину, который чисто случайно оказался на голову выше задержавших Устинова коллег.

Если он получил вывих плеча не при его задержании, а при каких-то других обстоятельствах, то за показания по «делу Устинова» Лягин должен нести ответственность по ст.307 УК РФ: «Заведомо ложные показания...» (Лягин здесь является «потерпевшим», но то же самое касается и других росгвардейев, давших аналогичные показания в качестве свидетелей). Наказание там, правда, смешное (особенно по сравнению с ч.2 ст. 318 УК, по которой все же осужден Устинов), но такой прецедент разрушил бы не только это дело, но и массу других: ведь на лжесвидетельствах росгвардейцев, омоновцев и полицейских, вероятно, основываются не только уголовные наказания по ст. 318 УК (в том числе по летним акциям в Москве), но и уже многие сотни административных взысканий в виде «суток» и штрафов за участие в протестных акциях.

Об этом мы можем догадываться, но этого нельзя утверждать без процессуальной проверки и приговора. Оправдание Устинова влекло бы такую проверку, это и есть та причина, по которой Мосгорсуд лишь заменил ему 3,5 года лишения свободы на год условно, отмерив ровно столько, сколько чуть раньше попросил... Нет, не прокурор, а в интервью «Интерфаксу» начальник Росгвардии – генерал Виктор Золотов. Ведь иначе Росгвардия рисковала понести потери, несравнимые с вывихнутым плечом Лягина...

Однако в стороне от «дела Устинова» не остался и председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. В процессе своего переназначения, отвечая в профильном комитете Совета Федерации на вопросы о «деле Устинова» 24 сентября, он сказал: «Вот вступит в законную силу (приговор Устинову. – Л. Н.), придет моя компетенция, а у меня есть такая компетенция – истребовать дело и тогда принять решение»...

После рассмотрения в апелляционной инстанции «компетенция пришла»: Верховный суд вправе теперь истребовать «дело Устинова» для проверки.

Можно предполагать, что судье Криворучко так или иначе, формально или неформально, за приговор Устинову «что-то прилетит» – как, может быть, и председателю Мосгорсуда Ольге Егоровой. Но решатся ли «верховные судьи» вытащить на свет практику лжесвидетельства, на которой не первый год строятся многие приговоры – и не только по «протестным» делам?

Леонид Никитинский
«Новая газета»


Шесть лет за пикет

Шесть лет за пикет

Не знаешь уже, за что хвататься, про что писать и о чем кричать. Каждый день по нескольку дел сразу, одно другого жутче.

Понятно, что Москва ближе, Москва на виду и любой московский скандал шумит на всю Россию. Но пока мы тут в шоке от безумного приговора Владиславу Синице, в Ростове жесть еще более жестяная. Шесть лет и семь месяцев, и шесть с половиной лет строгого режима Владиславу Мордасову и Яну Сидорову. За пикет! Пикет из двух человек. Который суд признал массовыми беспорядками и речь шла чуть ли не о свержении конституционного строя. Ну, еще бы! Плакат «Правительство в отставку». По Конституции же правительство неприкосновенно и назначается однажды и на вечные времена. Как и президент, видимо.

Формальную логику в этих приговорах искать уже нет никакого смысла. Пикет в два человека – это массовые беспорядки. Чат в Телеграме – организация массовых беспорядков. Юноши 18 и 21 года по версии следствия собирались с оружием в руках штурмовать областное правительство. В реальности в деле нет не только состава преступления, но и самого события преступления. Именно на это я хочу обратить ваше внимание. Абсурдность таких дел должна быть максимальной. Конечно, главная цель – это напугать до смерти. Но если в деле есть хоть что-то, рядовой гражданин подумает, что к нему это отношения не имеет. Ведь он, рядовой гражданин ничего не совершал. А здесь вам показывают, что и совершать, по сути, ничего не надо.

Павел Устинов просто стоял с телефоном – и попал в СИЗО. Константин Котов просто вышел из метро и попал за решетку. Якутский шаман просто шел по дороге и попал в дурдом. Синица написал твит, Светлана Прокопьева написала пост. Никто из них не вышел за рамки обычного поведения – даже шаман, в сущности, осуществлял пеший поход по России и был в этом смысле похож на условного Федора Конюхова. А в итоге для каждого даже условный приговор становится счастливым исходом.

И вот я говорю про Москву, внимание к делам в которой гораздо более пристальное – но обратите внимание и на географию. Ростов, Якутия, Улан-Удэ, Псков. Репрессии вышли за переделы столицы на тысячи километров. Провинциальные злодеи в погонах и мантиях берут пример с Москвы и делают то же самое с тройным усердием. Но таким образом, на тысячи километров по стране распространяется не только насилие, но и возмущение самых обычных людей. Они понимают, что всё это не какая-то там болтовня недовольных зажравшихся московских хипстеров, а то, что касается уже абсолютно всех.

Антон Орехъ