Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_8012.html
№20 за 28 мая 2019 года

Обзор прессы

Тувинская правдаЧТО НАМ СТОИТ ДОРОГУ ПОСТРОИТЬ?!

В сентябре 2019 года в республике должны состояться выборы депутатов Верховного Хурала Республики Тыва. В связи с этим «20 мая в Туве прошло выездное совещание с участием правительственной делегации во главе с министром экономического развития Российской Федерации Максимом Орешкиным».

Мероприятие задумывалось как широкомасштабная демонстрация поддержки Ш.Кара-оола федеральными властями. В связи с этим «программа визита включала в себя несколько мероприятий: посещение крупных промышленных предприятий, расположенных на территории республики, работу в стратегических сессиях по ключевым направлениям инфраструктурного, экономического и социального развития республики, проведение итогового расширенного совещания под председательством главы Минэкономразвития Максима Орешкина».

В рамках экскурсии «Максим Орешкин и Шолбан Кара-оол посетили Элегестское угольное месторождение». Предприятие давно уже не работает, однако это не помешало «гендиректору ТЭПК Руслану Байсарову» «представить проект его освоения». Суть проекта заключается в том, что предприятие начнёт работать тогда, когда федеральные власти дадут денег. Тем не менее, Шолбан Кара-оол отметил: «Настрой деловой, конструктивный. Есть все шансы, что наши планы воплотятся в жизнь».

Как выяснилось, всё упирается в отсутствие железнодорожного сообщения Тувы и России. Поэтому «министр считает, что есть целесообразность тувинской железной дороги». Правда, в чём состоит эта «целесообразность», сказано не было. Да оно и понятно: сегодня тувинский уголь если и нужен, то в очень небольших объёмах. И загрузить железную дорогу грузами в 15 млн. тонн, да ещё в обе стороны, нереально. Но министр думает, что «она себя оправдает не только с точки зрения экономики, но и будет иметь большое социальное значение». Впрочем, может быть, Орешкин имел в виду массовое разорение крестьянства Тувы и водителей большегрузных авто, перевозящих грузы по маршруту Кызыл – Абакан – Кызыл, после запуска железнодорожного сообщения?

«По итогам совещания премьер-министр поручил разработать комплекс мер по ускоренному социально-экономическому развитию региона», в том числе поручил «решить все вопросы по началу строительства железной дороги Кызыл – Курагино». А Ш.Кара-оол «поручил региональному правительству максимально эффективно отработать с кураторами» из федеральных ведомств. Впрочем, грозные указания в таких случаях ничего не стоят. Правительство России и раньше по просьбе Кара-оола и Шойгу принимало постановления с «мерами по ускоренному социально-экономическому развитию региона». Правда, в них не было главного – объёмов, сроков и источников финансирования «хотелок» Кара-оола. И ничего из намеченного выполнено не было. Судя по всему, сейчас будет то же самое – много шума перед выборами и нулевой эффект от пустых обещаний.

Тем не менее, совещание в Туве – мероприятие не оригинальное. Оно является лишь первым таким из множества совещаний на местах, направленных на поддержку глав регионов, где осенью пройдут выборы, а социально-экономическое положение населения вызывает тревогу. И совещание в Туве – лишь «отправная точка для проведения подобных совещаний и по другим регионам», «где ситуация наиболее сложная».

Но ещё до совещания всех удивил своим неоправданным оптимизмом «полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло», заявив «на Международном арктическом форуме (Санкт-Петербург, 9-10 апреля 2019 г.)» «в интервью ТАСС», что «строительство железной дороги Кызыл – Курагино планируется начать в этом году». Видимо, полпред не в курсе, что в сегодняшнем мире без денег ничего не происходит. И выдаёт желаемое за действительное. А может, ему просто было нечего сказать, и он брякнул сгоряча заученную фразу про «Курагино – Кызыл».

Авто публикации напоминает: «железная дорога через Туву – стратегический проект, в перспективе одно из направлений российского участка «нового шёлкового пути». «Генеральным подрядчиком строительства определено ОАО «Российские железные дороги». В случае начала строительства дороги «потребуется прокладка восьми тоннелей общей длиной 11 километров, возведение 127 мостовых переходов протяжённостью около 16 километров, сотни водопропускных труб». Почему-то сообщается странная стоимость проекта – «около 130 млрд. рублей», хотя ранее называлась цифра втрое больше. Также сообщается о сроках строительных работ – «около пяти лет». На строительстве потребуются рабочие в количестве «12 тысяч человек». Для её обслуживания – «около четырёх тысяч человек».

Отчисления в бюджет планируются в объёмах «не менее 15 млрд. рублей в год». Хотя какие отчисления в бюджет от убыточной железной дороги?

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ТУВЫ – УБЫТОЧНОСТЬ В 2%?

На совещании в Туве первый заместитель министра сельского хозяйства России Д.Хатуов заявил, что «развитие сельского хозяйства Тувы должно опираться на систему кооперации личных подсобных хозяйств и фермеров, для развития которых Минсельхоз России готов пойти на определённые условия при выделении дополнительной помощи».

Суть предложения в следующем. Минсельхоз России субсидирует поголовье скота, закуп кормов, производство молока, мяса, шерсти. Но в республике налажена отлично работающая система фальсификаций обрабатываемых сельхозплощадей под зерновые, численности поголовья скота и сельхозпродукции. Поэтому в Туве «федеральные гранты по поддержке мелких и средних сельхозпроизводителей в регионе не работают». Фактически крупные скотоводы, приближённые к правительству Тувы, своими приписками крадут деньги из федерального бюджета, как это делал в своё время Ш.Иргит. Положить конец этому может кооперация, внутри которой складываются здоровые конкурентные отношения. Вот такие отношения и намерено внедрить в Туве министерство сельского хозяйства России.

В рамках этой инициативы «в ближайшие три года необходимо создать не менее 150 кооперативов». Проблема Тувы состоит в том, что хотя «республика богата на продукцию животноводства, а её продукция востребована на внутреннем и внешних рынках», однако даже с учётом «мер господдержки» «сельское хозяйство имеет рентабельность в 6%». А без этих мер убыточность сельхозпроизводства составляет «2%».

«82% сельскохозяйственного производства составляют производство баранины, говядины и молока», но государство к этому отношения не имеет, поскольку «всё это на две третьих сосредоточено в личных подсобных хозяйствах». «Из 70 тысяч голов крупного рогатого скота 54 тысячи находятся в личных подсобных хозяйствах». Кроме того, «побочным продуктом животноводства является шерсть, которая пока не востребована». Сегодня закупочная цена шерсти – «5-20 рублей за килограмм». Но чтобы производство шерсти стало рентабельным, нужна закупочная цена «хотя бы по 40 рублей».

Судя по тем отчётам, что направляет в Москву наше правительство, у нас имеется «два перерабатывающих предприятия, рассчитанных на переработку 20 тонн молока», но для их загрузки сырьём нужно «организовать закупку молока у населения». Минсельхоз готов «предусмотреть дополнительные меры поддержки фермам, имеющим 200 голов».

Что же до земледелия, то «Тува в настоящее время обладает 140 тысячами гектаров плодородных земель, из которых в обороте находится только 40 тысяч», да и то – на бумаге. Но даже если верить этим цифрам, Туве необходимо «ввести в оборот дополнительно 50 тысяч гектаров». При этом «министерство предлагает воспользоваться мерами поддержки возмещения затрат, понесённых на восстановление и ввод сельскохозяйственных земель». Эти меры также распространяются на «восстановления мелиорированных земель, где урожайность в два-два с половиной раза выше, и которых в республике стоит довести до пяти тысяч гектаров».

Но всё это невозможно без «создания оптово-распределительных центров сельхозпродукции», поскольку «большому количеству мелких производителей целесообразнее объединиться в экономически обоснованные цепочки, для чего нужны структуры, которые будут формировать крупные партии для поставок на внутренний и внешний рынок». И как тут не вспомнить Хонук-оола Монгуша, разорившего в Туве потребкооперацию и подавшегося после этого в политику?

ТУВА – СИЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА, ХОТЯ ЖИВЁТ СЛАБО

Интересную изюминку подметил автор публикации в «ТП» К.Самохвалов. Перефразируя слова министра Орешкина, «Тува – очень сильная республика», а живут люди здесь хуже всех в России потому, что порядка нет. И поэтому руководству республики «со стороны правительства России нужна только организационная поддержка».

Откровенно удивил своим заявлением Глава республики Ш.Кара-оол, заявивший: «мы не сможем говорить о развитии кызылского аэропорта, если не будем обсуждать тему пассажиропотока». Оно и правда: зачем аэропорт, если нет пассажиров? В случае с Кызылским аэропортом «есть вопросы субсидий пассажирских перевозок». Поскольку аэропорт нужен лишь в том случае, если «принимать как можно больше рейсов, в том числе – международных». Поскольку без субсидий никто пользоваться нашим аэропортом не станет. И он просто разорится.

Что до сельского хозяйства, то Кара-оол снова вспомнил подзабытый проект создания вокруг Кызыла «агропояс, куда войдут тепличный комбинат и другие предприятия». Правда, министр Орешкин немного остудил пыл принимающей стороны, заявив, что «федеральное правительство планирует подготовить детализированный план», однако «активная фаза проекта начнётся, когда будет заключено соглашение с инвесторами». А это означает, что сие случится не скоро. Если вообще когда-нибудь произойдёт.

Тем не менее, Орешкин полон оптимизма и полагает, что у Тувы хорошие перспективы туризма, поскольку здесь возможны «разнообразные экскурсии по местам старины, великолепная природа». А если «говорить о культуре и безграничной самобытности, то это тема ещё более обширная». Кроме того, «тувинская кухня, обычаи и традиции тоже уникальны и экзотичны». Так что «эти виды туризма при правильном подходе и организации могут обеспечить работой ни одну тысячу жителей Тувы», – считает Орешкин. И тут главное – «чтобы народ и республика двигались в нужном направлении». И он готов это направление нам указать. При этом подчеркнул: «только взаимными усилиями, сплочённостью и большим трудом можно добиться успехов и процветания», а не стенаниями о трудностях и просьбами увеличить дотации.

КРЁСТНЫМ ХОДОМ ПО АЛКОГОЛИЗМУ

«Алкоголизм, к сожалению, очень распространённая в Туве болезнь». Оно и понятно: чем выше уровень бедности, тем больше людей топят горе в вине. Но сколько бы Кара-оол не взывал к трезвости, достатка в семьях это не добавляет. Однако, как утверждает «ТП», «известны случаи исцеления от алкоголизма после крёстного хода». И если верить статистике, то после очередного «крёстного хода» «каждый год уровень потребления спиртных напитков в республике снижается на 5-6%». Поэтому в Кызыле 19 мая «православные провели крёстный ход против алкоголизма» под названием «Неупиваемая Чаша».

«Крёстный ход начался в Воскресенском кафедральном соборе с молебна, который возглавил архиепископ Корейский Феофан». Затем «верующие проследовали до Свято-Троицкого храма, где был отслужен краткий молебен». И только потом, «после недолгого отдыха пошли по другой дороге назад в Воскресенский кафедральный собор». Мероприятие завершилось «водосвятным молебном». И теперь нам остаётся только дождаться статистической сводки, сообщающей о том, что в Туве легальное «потребления спиртных напитков» «снизилось на 5-6%». При этом пьяных почему-то меньше не становится? Интересно, а что они пьют? Неужели неучтённое пойло от Тунёва?