Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_7683.html
№48 за 11 декабря 2018 года

Популярно о наболевшем


Футбольный следственно-судебный произвол

Футбольный следственно-судебный произвол

С интересом наблюдаю освещение истории с двумя знаменитыми футболистами, оказавшимися в центре хулиганского скандала. По моему мнению, дело несложное, но знаковое. Состоит оно в том, что футболисты Мамаев и Кокорин поколотили в ресторане чиновника Пака. Тот оказался хоть и незначительным, но всё же достаточно влиятельным чиновником Минэкономразвития РФ, чтобы заставить карательную систему страны работать по максимуму. Ему к тому же удалось против спортсменов-хулиганов «поднять волну» в СМИ. В итоге те были задержаны и помещены в СИЗО на два месяца. А недавно суд продлил им арест ещё на два месяца. Вокруг этого шумиха и поднялась. Одна сторона пытается доказать, что следствие и суд правы, так что Мамаев с Кокориным правильно и за дело сидят в СИЗО, другая полагает, что держать известных спортсменов за счёт налогоплательщиков в тюрьме не по-человечески и безосновательно. И кто из них прав? Выскажу собственное мнение.

С одной стороны, содержание спортсменов в СИЗО несколько месяцев – не Бог весть, какое наказание. Пересидят 4 месяца, выпустят их – и они быстро забудут про этот эпизод в своей жизни, как про страшный сон. От них не убудет – ребята крепкие, никто прессовать их не станет. В следующий раз будут понимать, как себя вести в общественном месте под телекамерами. В общем, тюремная наука им необходима для дальнейшей жизни.

С другой стороны, какой смысл держать их в СИЗО? Неужели для проведения следствия не достаточно домашнего ареста? По публичному освещению видно, что этот Пак ещё тот наглец и он сам провоцировал драку. К тому же там всё очевидно, и двух месяцев для расследования такого ерундового дела, да ещё при наличии видеозаписей – вполне достаточно. Странно, что следователи в этот срок не уложились и не передали дело в суд. Похоже, что они СИЗО используют в качестве давления на обвиняемых, чтобы те признались в том, чего и не совершали – следствия явно ведётся с обвинительным уклоном. На ребят ради «галочки» пытаются повесить то, чего они не совершали.

Этот случай наглядно показывает, насколько в стране прогнила судебная система. Раньше, когда санкцию на арест давали прокуроры, «посадок» было в разы меньше. Теперь же судьи, не раздумывая, сажают всех, на кого следствие подаёт ходатайство. Придумывают всякую ерунду, типа может «скрыть улики», «оказать давление на свидетелей», «скрыться от следствия» и даже «продолжить совершать преступления». В случае с Мамаевым и Кокориным такое доводы смотрятся совсем смешно. Но суд спокойно проглотил эту следовательскую наживку и оставил их в СИЗО. Как будто известные спортсмены могут сбежать от своих семей и многомиллионных контрактов... Потому как это и не суд совсем, а всего лишь имитация наличия в РФ якобы независимой судебной власти. И это всё творится в Москве, широко освещается в СМИ. Но никто не боится последствий...

По мне, так никаких объективных оснований для такого судебного решения нет. Впрочем, футболисты посидят – и выйдут. Ничего с ними не случится. Но нужно понимать, что такой следственно-судебный произвол возможен (и в гораздо более зловещем виде) в отношении любого из нас. И он имеет и обратную сторону.

Следователи и судьи у нас получили право на совершение бесконтрольного произвола. А значит, они могут не только сгноить невиновного, но и «простить» заведомого преступника, если он для системы «свой».

Самый простой пример – сомнительно мягкий условный приговор министру образования, а затем и зампреду правительства Бичелдею. За 44 млн. бюджетных рублей – обязанность отмечаться у участкового. Или такой же приговор предпринимателю-мошеннику Якушеву. Вина этих прохиндеев ни у кого не вызывает сомнений. И суд её подтвердил. Однако мера ответственности удивительна как по форме, так и по содержанию.

В то же время приговор министру строительства Сату вызывает пересуды хотя бы потому, что предпринимателю Ленделу было не за что давать министру взятку, поскольку он не имел контракта с Минстроем. Да и как Лендел мог дать взятку в 32 млн. рублей, если после обналичивания у него осталось только чуть более 27 млн. рублей? Все как бы догадываются, что Сат в этой ситуации – просто козёл отпущения. Если он и взял деньги у Лендела, на чём настаивают оперативники ФСБ (хотя доказательств представлено так и не было), то только для того, чтобы затем передать их Кара-оолу. Но тот, как известно, спокойно гуляет на свободе... И если Сат в чём-то и виноват, так это в том, что «по совету» Кара-оола отказался от квалифицированного адвоката. В связи с чем и «угорел».

Всё это я пишу для того, чтобы все поняли: у нас неприкасаемых нет. Если захотят, посадят любого. Был бы человек, а статья и место в СИЗО для него найдутся. Причём берут не по ночам, как в 37-м, а открыто, днём, под видеозапись. И судят публично. Самый яркий пример – министр экономики Улюкаев. Неужели кто-то может поверить, что он мог шантажировать фактически второго человека в государстве? Но сказали: надо! И суд ответил: есть! Если такое возможно в отношении таких состоятельных и знаменитых людей, как министр или футболист, то что до простых смертных?

Насколько я знаю, многие с одобрением отнеслись к судьбе Улюкаева, Мамаева и Кокорина. Мол, так им и надо – живут, жируют! Может быть. Только когда-нибудь придут и за вами. Что тогда скажете?

Сергей Конвиз