Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_7609.html
№42 за 23 октября 2018 года

Обзор прессы

Тувинская правдаКУДА КРЕСТЬЯНЕ, ТУДА И ОБЕЗЬЯНЫ?

С недавних пор словосочетание «цифровая экономика» в России стало модным. С тех самых пор, когда этой темой «заболел» президент Путин. А раз сам Путин этим «заболел», тут же всё российское чиновничество просто слегло от желания воплотить её в жизнь. Естественно, и тувинские чиновники тоже принялись демонстрировать приверженность этой идее.

«ТП» описала, как они обсудили «на научно-практической конференции» «перспективы и возможности развития цифровой экономики». Пришли к выводу, что «внедрение цифровых технологий в администрирование отраслями экономики – от промышленности до сельского хозяйства, а также в государственный аппарат трудно переоценить», однако как «внедрять» эти самые «цифровые технологии», никто толком объяснить не смог. Хотя участники «научно-практической конференции» с умным видом заявляли, что «Тува с технической точки зрения практически готова реализовывать национальную программу «Цифровая экономика РФ», но для этого «сделать предстоит немало» – «динамика, которую диктует сегодняшний день в экономике и государственном администрировании, невозможна без оперативного управления данными и информацией».

Примечательно, что о «Цифровой экономике» говорили не молодые продвинутые люди, в совершенстве владеющие компьютерными технологиями и понимающие суть «цифровой экономики», а 90-летний аксакал Чимит-Доржу Ондар, вряд ли владеющий не только какими-либо познаниями в области компьютеризации, но и умением обращаться с обычным не навороченным сотовым телефоном. И его пространное «реализация задач, которые сегодня стоят перед страной, республикой, каждым из нас, невозможна с помощью «пера и бумаги» выглядит комично. И никто ему не возразил. Видимо, все присутствующие воспринимают суть «цифровой экономики» не более, чем умением пользоваться компьютером.

Как сообщается, в мероприятии «приняли участие около 200 руководителей и специалистов по информационным технологиям органов власти, местного самоуправления и организаций республики, а также учёные, студенты, работники различных отраслей: строительства, энергетики, горного дела», но, если верить публикации в «ТП», ни один из них не сумел сказать что-то по существу темы. Видимо, их познания не далеко ушли от уровня Чимит-Доржу Ондара, явно не понимавшего, о чём идёт речь.

Интересно, что участники конференции обсуждали не столько саму проблему «цифровой экономики» и не ожидаемый эффект от её реализации, сколько меры безопасности при её внедрении, потому что «нельзя допустить, чтобы данные о гражданах, бизнесе, компании, государстве использовались неправомерно». Поэтому «основной задачей национальной программы становится задача регулировать нормотворческую политику, чтобы она, прежде всего, защищала граждан, предпринимателей». В противном случае возможны «несанкционированные действия в тех же социальных сетях, под фейковыми аккаунтами пользователям позволено выходить за рамки дозволенного» и даже «писать в комментариях непристойные вещи»! Вот в обсуждении этой темы чувствуется гораздо больше чиновной искренности: что-нибудь запрещать или ужесточать намного приятнее, чем что-то развивать и улучшать.

Не выяснив, какой должна быть «цифровая экономика», чиновники перешли к проблеме кадров, которые эту «цифровую экономику» будут продвигать. В связи с этим участники конференции отметили: «цифровая экономика в Туве создаёт новые вызовы. Прежде всего, это кадровый дефицит IT-специалистов». Ведь с такими «специалистами», как «Чимит-Доржу Ондар», проблемы не решить. «Кадры – это ещё одно направление, которое согласно национальной программе должно быть реализовано до 2024 года». Но проблема ещё и в том, что в России нет своего программного продукта, который бы обеспечил «информационную безопасность» «автоматизированных рабочих мест».

В общем, получается следующее: собственного программного продукта в стране нет, а в республике отсутствуют и кадры, способные эту проблему решить. Мало того: никто толком и не знает, что такое «цифровая экономика», тем более отсутствует понятие, как и кем её развивать. Большинство полагает, что «цифровая экономика» – это всего лишь применение компьютерных технологий в промышленности и сельском хозяйстве. Странно, что из «200 руководителей и специалистов по информационным технологиям органов власти» не нашлось ни одного компетентного специалиста, который бы разъяснил, зачем они вообще собрались. Курам на смех самым компетентным оказался «Чимит-Доржу Ондар», который вряд знает, с какой стороны подходить к компьютеру и уж точно не знает значения таких слов, как «провайдер».

КЫЗЫЛ ОСНОВАЛИ РУССКИЕ? И ГДЕ ОНИ СЕЙЧАС?

«ТП» сообщила, что в столице Тувы «на перекрёстке улиц Щетинкина и Кравченко (бывшая Улуг-Хемская) и Тувинских добровольцев (бывшая Октябрьская) на территории Центра оперативного реагирования ГУ МЧС по Республике Тыва возводится храм-часовня» «в честь святого великомученика Георгия». Планируется, что «все работы будут завершены к концу года».

Сообщается, что ранее «более 100 лет назад в заложенном городе Белоцарске был построен православный храм». Об этом говорит «письмо Владимира Габаева, основателя города Белоцарска, в Переселенческое управление от 9 августа 1915 года, где рассказывается о том, что церемония освящения будущего храма прошла 2 августа 1915 года в 9 часов утра». «О дальнейшей судьбе православной церкви в Белоцарске известно немного. Сам город после кровопролитного боя 15-16 августа 1919 года был практически полностью разрушен и сожжён». «В это же время была разрушена и церковь». И только «в 1922 году столица вновь была переведена из Турана». Но тогда «город стали называть «Кызыл».

Теперь другая реальность: в городе, основанном русскими, где ещё 15 лет назад русских было до половины от общей численности, русские стали встречаться редко, а русская речь ушла даже из государственных органов республики. Так что паломничества в православный «храм-часовню» не ожидается. Место русских в республике активно замещается китайцами. И даже в президентском кадетском училище ввели обязательным предметом китайский язык. Так что теперь, наверное, в Туве вместо Православных Храмов будут строить китайские пагоды.

Всё хорошо, однако есть одна проблема: у китайцев принято ворам рубить руки, а коррупционеров расстреливать. Так что в Туве, может статься, тувинского люду станет много меньше...

ДОРОГИЕ МУГУР-АКСЫНЦЫ

Правительственная газета вдруг вспомнила о «райцентре Монгун-Тайгинского района посёлке Мугур-Аксы» и его проблемы «с электроснабжением». Оказалось, что там частенько «свет в домах гаснет» в связи с «веерными отключениями». А они стали обыденной реальностью потому, что «двигатель одной из дизельных электростанций (ДЭС), работающих в паре, из-за износа, «ушёл» на капитальный ремонт». А второй, естественно, «не справляется с нагрузкой».

Происходит это по вине чиновников правительства Тувы, которые «проморгали» выход из строя одного из дизелей. Хотя предусмотреть это было несложно – «станции работают 23 часа в сутки в течение уже 1,5 лет». То есть «почти беспрерывно пашут пятьсот дней кряду». «С технической точки зрения, для двигателя дизеля это всё равно, что для двигателя автомобиля пробег в 400 тыс. километров». Вот они и выходят из строя после «1,5 лет» беспрерывной работы.

С другой стороны, властям давно пора «искать альтернативу» «дизельному» электричеству». Необходимо тянуть туда «линии электропередачи». Это, конечно, тоже не гарантирует стабильного электроснабжения – к примеру, в Кызыле отключения электроснабжения случаются почти каждый день. Правда, разных местах. Но всё равно не то, что каждый день происходит в «посёлке Мугур-Аксы».

Недалеко от «Мугур-Аксов» находится село «Саглы», запитанное по постоянной схеме линией электропередачи. Там тоже часто не бывает света, тем не менее «в администрации Мугур-Аксы рассказали, что жители сумона часто ставят в укор районным властям то, что в Саглы есть свет, а у них в посёлке часто бывают сбои». И спрашивают: «почему нельзя запитать электричеством наш посёлок от Саглы, протянув сюда линию электропередачи»? Оказалось, в правительстве почему-то считают, что «в этом нет смысла» и полагают более осмысленным «строительство линии из Барун-Хемчикского района, через Тоолайлыг на Мугур-Аксы». Или «из Кош-Агача до Кызыл-Хая и дальше до Мугур-Аксы».

Но дело в том, что «за всё приходится платить», а это – «очень дорогостоящие проекты» – «реализация каждого из них оценивается в 600-800 млн. рублей». Вот и получается: на строительство моста-двойника, необходимости в котором не будет ещё лет 20, полтора миллиарда нашли, а на энергоснабжение «Мугур-Аксов», который сидит без света, «600-800 млн. рублей» найти не могут. Это всегда бывает, когда регионом руководят воры, коррупционеры, глупые и бесчеловечные твари.

Плюс ИнформКТО ДОВЁЛ СТОЛИЦУ ТУВЫ ДО РУЧКИ?

Как всё начиналось: Шойгу предложил нам Шолбана Кара-оола и свою заботу о тувинцах, мы в это поверили, а Шолбан Кара-оол привёл в мэрию г.Кызыла Ховалыга, и тот более 10 лет успешно разваливает городское хозяйство под всхлипы Кара-оола о том, что сведённый до уровня плохой деревни «город такой, какой есть». Автор публикации сравнивает «мэрию с машиной» у которой «отказали тормоза», и «она стала неуправляемой». Все признают: «город запущен», потому что «хозяйского отношения к нему мы не видим».

«На улице Звёздной недавно погиб сотрудник полиции» – вспоминает автор. Если посмотреть на эту улицу – берёт оторопь – «улица кошмарная», и «люди ходят очень осторожно» – «часто не работающие колонки посреди проезжей части», «нагромождения камней». Невольно возникает мысль: «это столица республики или трущобы»?

Или посмотрите на «асфальт, который лежит на улице Гагарина, между улицами Ленина и Кочетова» – впечатление такое, будто бы «из-под земли кто-то пытается вылезти». А «на улице Титова не один год пытается упасть столб».

Другой пример: «единый МФЦ (находится на ул. Кечил-оола, около «Башни»). Там откровенный беспорядок, очереди, люди вынуждены сидеть подолгу, потому что сроки не соблюдаются, очень тесно». В Кызыле «подъезды бедные, мрачные, серые, неухоженные», «мусорки откровенно страшные».

Все понимают: «у города нет Хозяина». Но самое печальное состоит в том, что в Кызыле вряд ли скоро появится настоящий рачительный «Хозяин» и вряд ли мы «увидим» в Кызыле что-нибудь оптимистичное, пока республикой руководит Шолбан Кара-оол. И пока мы «будем молчаливо соглашаться с политикой мэрии», ничего в столице Тувы не изменится к лучшему.

Сейчас идёт подковёрная борьба, кто станет следующим мэром столицы. Думается, что для кызылчан любой исход этой борьбы – проигрыш. Кара-оол снова поставит мэром человека, который наверняка не будет заниматься городским хозяйством, а будет наживаться на городском имуществе и своих полномочиях. Поговаривают, что им может стать нынешний директор «Тываэнерго» Сагаан-оол. Тот самый, что ранее организовал гуманитарную катастрофу в п.Хову-Аксы, а сейчас оставляет нас без света по 2-3 раза в неделю. Теперь, если Кара-оол усадит его в кресло столичного мэра, его вредительская сущность будет сконцентрирована на повседневной жизни кызылчан. И им мало не покажется... Но с другой стороны, может, после того, как он покинет «Тываэнерго», в столице наладится энергоснабжение? Оно же к счастью не зависит от мэра.

Ситуация в Кызыле, похоже, дошла до того, что «жители Кызыла понимают: от мэрии ждать особо нечего». По крайней мере, пока Шойгу будет цепляться за Кара-оола, а тот будет ставить мэром Кызыла людей из своей обоймы, в Кызыле ситуация будет только ухудшаться. И может так статься, что через год мы будем вспоминать нынешнего мэра Ховалыга с ностальгией. Так, как мы вспоминаем бывшего президента Ш.Ооржака, глядя на нынешнего премьера Кара-оола. Как известно, всё познаётся в сравнении. А у нас, похоже, каждый следующий начальник хуже предыдущего.