Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_7545.html
№37 за 18 сентября 2018 года

Обзор прессы

Тувинская правдаА ТЕПЕРЬ РЕПЕТИТОРЫ БУДУТ УЧИТЬ И ЗА ЭТО – ПЛАТИТЬ!

Правительство Тувы в последние 10 лет не может похвастаться никакими победами и свершениями ни в какой области, кроме воровства и мздоимства. Везде наблюдаются развал и бардак. Но самым, пожалуй, безнадёжным положение считается в области образования. Тут провал настолько очевиден, что даже сам председатель правительства Тувы Ш.Кара-оол с этим не спорит. И этого не скрывает и правительственная «ТП». Конечно, в ней не рассказывают о том, как министр образования К.Бичелдей с группой жуликов фактически украл у детей Тувы несколько десятков миллионов и отделался условным сроком за «превышение полномочий», хотя какое тут может быть «превышение», если налицо тривиальное воровство? Она скромно передаёт заявление Ш.Кара-оола о том, что «результаты деятельности на этом направлении оказались более чем скромны».

В республике многотысячные очереди на места в детские сады, а «частных детсадов в республике открыто всего на 770 мест». В школах учат из рук вон плохо, а частными репетиторами оказываются услуги «полпроценту детей, или около 400 детей из более чем 76 тысяч школьников». А в «организации детского отдыха» неудач ещё больше – «22900 ребятишек, ежегодно охваченных программами организованного отдыха, на частные лагеря и базы приходится всего около 1 тысячи человек». В общем, государственные и муниципальные органы власти с образовательной задачей не справляются, а частной инициативы в области образования фактически нет. Как в отчаянии заявил «Шолбан Кара-оол», «правительство и ответственные руководители недооценивают социальное предпринимательство как серьёзный ресурс для борьбы с безработицей, улучшения качества жизни граждан». Как результат – «мало у нас частного бизнеса в сфере образования» – «официально значится» только «207 работников». И это в ситуации, когда ощущается полный коллапс в образовании в Туве, и «частные репетиторы могли бы и должны стать мощной поддержкой государственной системе образования», поскольку «частники имеют возможности индивидуального подхода к каждому ребёнку».

Учитывая сложившуюся ситуацию, Шолбан Кара-оол поручил «создать республиканский реестр репетиторов, обеспечить условия для рейтингования». Создание такого реестра не только поможет в решении «задачи трудоустройства и расширения предложения на рынке образовательных услуг», но и будет содействовать «наполнению муниципальной казны, поскольку основная часть налогов с предпринимателей остаётся в местном бюджете», куда репетиторы будут обязаны внести «30% подоходного налога».

С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ УГЛЁМ В РЕСПУБЛИКЕ ОПЯТЬ АВРАЛ

В Туве уже давненько зима наступает внезапно. Настолько, что власти не успевают даже довезти уголь до потребителей, хотя тому нет никаких препятствий – и производитель угля, и перевозчик, и потребитель, как правило, имеют общее руководство в лице премьера Кара-оола. К примеру, невзирая на приближающуюся зиму, «лимит угля для бюджетных учреждений с начала кампании по завозу выбран районами республики на 64%. Полностью справились с заданием пока только два района – Чаа-Хольский и Чеди-Хольский». «Хуже других организовали завоз администрации Эрзинского, Улуг-Хемского, Овюрского и Монгун-Тайгинского районов». А реализация «проекта «Социальный уголь» составила менее чем 20%». Или другой показатель: «из 1010 семей, которым положен «социальный» уголь, доставлен пока только 179».

В связи с этим «Шолбан Кара-оол потребовал от своих заместителей и министров» исполнять свои обязанности и «работать по утверждённой схеме персонального кураторства над районами», чтобы вывезти «за неделю весь объём льготного угля с разреза» и «доставить получателям».

МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ ГАЛОЧКИ В ОТЧЁТЕ

По всей стране ежегодно проводятся выставки «ЭКСПО». И Тува тоже пытается не отставать – «Тыва Экспо» проходит два раза в год». Одна проблема – торговать тут нечем. Потому что выставлять нечего. К примеру, «товарооборот ярмарки «Тыва Экспо-2017. Осень», включая суммы заключённых соглашений, составил» смешные «10 млн. рублей». Правда, по мнению министра экономики Каратаевой, на сей раз на ярмарке «значительно вырос ассортимент продукции местных производителей» «благодаря губернаторскому проекту «Одно село – один продукт». «Свои товары и услуги представили более 60 компаний и предпринимателей из Москвы, Новосибирской и Кемеровской областей, Красноярского и Алтайского краев, Республики Хакасия».

Но заявлять о головокружительном успехе тувинских производителей не приходится: если верить официальным заявлениям, с маркой «сделано в Туве» «на выставке» скромно представлены «школьная форма и спецодежда УПП ВОС, выделанные шкуры из Улуг-Хемского района, студия печати «Артха», косметическая продукция из яка компании «Натура Сиберика» и тувинская национальная одежда».

Впрочем, провал выставки был ожидаем. И не только потому, что в Туве не производится ничего интересного для приезжих коммерсантов. Просто в век Интернета и цифровой электроники для покупки товара подобные допотопные выставки совсем не нужны. Быстро и по минимальной цене можно купить любой товар. А уж тот, что производится в Туве, вообще мало кому необходим за пределами республики. Так что от выставок – «Тыва Экспо» тувинским производителям и потребителям толку совсем мало. И бюджетные средства на их проведения используются без какого-либо толку – просто «для галочки». Но за наш с вами счёт.

ТУВИНСКИЕ СЁЛА НА ГОЛОВЕ И ВВЕРХ НОГАМИ

Тувинские сёла вымирают. Отсутствие оплачиваемой работы, приличного образования и здравоохранения, транспортная недоступность цивилизации и деспотизм ставленников власти на местах делают жизнь нормального цивилизованного человека в тувинской деревне, порой, невыносимой. Именно поэтому сельское население Тувы стремительно перебирается в Кызыл, где по меркам сельского труженика ещё можно худо-бедно выжить. Конечно, в таких условиях говорить о развитии села, по крайней мере, глупо. Тем не менее, премьер Тувы проводит нынче так называемый «год развития малых сёл». В его рамках создана «республиканская конкурсная комиссия», которая состоит из «депутатов, общественников и представителей исполнительной власти» и в полномочия которой входит рассмотрение предложений о возрождении сёл.

В студии телеканала «Тува 24» «заместитель председателя Правительства РТ А.Брокерт» объяснил, в чём должны состоять «проекты по развитию малых сёл». Брокерт с умным видом сообщил о сложностях с развитием малых сёл, потому что «малые сёла – это малый рынок», то есть «малое количество проживающих там людей, малое количество потребителей». В связи с этим «три условия накладывают свои ограничения на эти проекты»: «они должны быть жизнеспособными, самоокупаемыми и вовлекать в себя как можно большее количество людей». Как видим, ничего оригинального Брокерт родить не смог и ограничился тривиальными вещами, которые известны студенту первого курса экономического факультета.

Впрочем, экономических университетов Брокерт, кажется, не кончал, так что он вполне откровенно мог давать подобные пояснения телезрителям. «Брокерт поясняет трудности тем, что в малых сёлах нет экономистов, финансистов, поэтому бизнес-проект разработать сложно». Поэтому необходимо «закрепить за каждым селом консультантов из министерств, ведомств, бизнес-структур, которые могли бы помочь при разработке». Правда, думается, что правительственные «консультанты из министерств, ведомств» в большинстве своём вряд ли в состоянии подготовить какой-нибудь толковый бизнес-проект, поскольку приспособлены исключительно для воровства. А «консультанты из бизнес-структур» могут работать только на своих хозяев. Да и это, похоже, у них получается неважно.

Что же до местных инициаторов из числа глав администраций, то найти среди них толкового очень сложно. К примеру, «один глава администрации говорил про цех». Но когда его спросили: «а есть люди, которые будут работать?» то выяснилось, что таковых «нет», и он их «только собирается искать». Такие «специалисты» могут, конечно, «родить идею», только «она с потолка», без привязки к реальной местности и местным людям. И неизвестно, «кто эту идею в жизнь воплощать будет». Им лишь бы получить «бюджетные инвестиции», а там – трава не расти...

Приводится пример: «если зернохранилище нужно только для того, чтобы занять людей, выращивать зерно для себя, то это другое дело. В нём только социальный смысл, и очень мало бизнеса. Так что, нужно понимать, чего мы хотим». «Нужно искать то, что будет востребовано рынком». Но этого, видимо, они и не понимают. К примеру, «муниципалитет предложил овощехранилище построить. Дали грант, построили». А потом выяснилось, что в этой деревне «овощи никто не выращивает». И зачем строили, тратили бюджетные деньги? И те, и другие – идиоты? Неужели не понимают, что необходимо «строить хранилище там, где люди умеют работать с землей, большие урожаи снимают, но при этом у них нет поблизости рынка сбыта, продукция портится».

Так что сейчас необходимо «поставить политику развития малых сёл с головы на ноги». Но кто это будет делать? Неужели Брокерт? Тогда – труба дело.

Плюс Информ«НАМ С ТОБОЙ НЕ ПО ПУТИ» – СКАЗАЛА ГАДИНА СВОЕМУ ХВОСТУ

Газета вот уже лет 10 объясняет, что с приходом во власть в Туве Шолбана Кара-оола всю систему власти республики понесло вразнос. И вот, похоже, «лёд тронулся». Самокритичности самого Шолбана ещё недостаточно, чтобы признать себя источником всех бед тувинцев, но тех, кого он привёл руководить мэрией Кызыла и городским Хуралом, он уже назначает виновными в городском бардаке. Большинство из горожан «понимают, что в обществе что-то пошло не так». Все видят, что городские власти «частыми праздниками и развлекательными программами только маскируют истинное положение вещей». Но когда реально «про революцию говорит не простой работяга и не тот, кто прикрывает свои интересы понятием «оппозиция», а первое лицо Тувы», «это значит: система даёт серьёзный сбой».

К примеру, премьер Тувы продекларировал борьбу с легальной торговлей винно-водочными изделиями. Прошло несколько лет отчаянной борьбы, а воз и ныне там. Стали разбираться. Оказалось, что «доступность алкоголя» отнюдь не уменьшилась. И сейчас «в Кызыле 80 (!) торговых точек, где торгуют алкоголем практически в любое время». Из них две трети аффилированы с Тунёвым, Кара-оолом, Ховалыгом и Брокертом. Выяснилось, что для круглосуточной торговли пойлом достаточно вино-водочный магазин «назвать «кафе-баром» – и торгуй, сколько угодно. Вот этим Тунёв, Кара-оол, Ховалыг и Брокерт, видимо, и занимаются во славу своего благополучия. Так что сейчас «алкоголь можно купить в любое время». А кроме того известно, что «в республике выявили 350 адресов, где торгуют алкоголем» – и что изменилось? Ни-че-го!

И «тут встаёт другой вопрос: а кто эти кадры», что не могут решать вопросы, поставленные премьером, «нанимает?». Не сам ли Шолбан Кара-оол? И уже сам «Глава Тувы вынужден объяснять своим чиновникам: «Кафе-бар – нет такого понятия. Это просто, тупо, магазин, в котором продают винно-водочную продукцию круглосуточно». И возлагает ответственность на «муниципальную власть», «которая даёт разрешение на строительство торговых «точек».

Но не складывается ситуация и по другим программам Кара-оола. К примеру, «субсидии приходят по разным программам: «Доступная среда», «Народные театры», «Городские парки», в общем, много чего связанного с культурой и комфортом». Дело не сложное – бери и работай. Однако «эти субсидии не освоены. Более 40% всех субсидий получает Кызыл», так как городские власти постоянно ссылаются на отсутствие средств для решения городских проблем. Но при этом осваивают только «7%» от выделенных средств». И что это за власть такая, во главе которой стоят проститутка и брат премьера?! Который теперь всем рассказал про мэрию, «как она не работает».

Автор спрашивает: «Вы думаете, они несут за это какую-нибудь ответственность? Например, вместо всей зарплаты получают 7% от неё?». Вот и получается: «муниципалитет зарабатывает только 5% своего консолидированного бюджета, поэтому штрафные санкции налагаются на бюджет республики. А у республики и так он небольшой! Нас просто грабят». Тут-то Шолбан Кара-оол и заявил: «Что-то революционное надо делать!». Поскольку с руководством мэрии «нам не по пути!» И он убеждён: «руководителями они не смогут быть», и поэтому «руководство мэрии уйдёт». И кто же придёт на их место? Другие родственники, друзья или подельники Кара-оола? И тут «сам собой появляется вопрос: как могло произойти, что у нас, на фоне высокого уровня безработицы, во многих отраслях чувствуется кадровый голод? Или этот тоже результат чьей-то некомпетентности?». Чьей? Уж не Шолбана ли Кара-оола?