Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_7172.html
№7 за 20 февраля 2018 года

Позор России

Позор России

Уже больше недели прошло со времени разгрома ЧВК «Вагнера» в Сирии в провинции Дейр-эз-Зор в районе Хишам. И, как обычно, вначале официальные представители России наотрез отрицали гибель российских солдат, и только теперь под давлением неопровержимых фактов и очевидной невозможностью их утаить начинают постепенно признавать их. Мария Захарова сказала, что «возможно, погибли 5 граждан России». Из этой, ставшей уже привычной, последовательности событий – вначале уходить в отрицаловку, а через довольно продолжительный период времени признавать потери – можно сделать некоторые выводы. Во-первых, безоговорочно верить словам российских официальных лиц нельзя. Поэтому лучше доверять тем источникам и людям, которые уже не первый раз пишут правдивую информацию. Во-вторых, если такие случаи повторяются неоднократно, значит это обычная линия поведения в данной ситуации, которая во многих случаях раньше позволяла скрывать подобные потери. Среди таких сравнительно недавних масштабных потерь можно вспомнить две войны в Чечне и продолжающуюся до сих пор войну на Донбассе.

Невозможно считать демократическим государство, которое официально объявляет гостайной военные потери в ходе спецопераций в мирное время, за разглашение которой любому гражданину этого государства грозит уголовное наказание. Напомню, это произошло в 2015 году после того, как в конце 2014 года Главная военная прокуратура (ГВП) признала, что 12 военнослужащих, похороненных в июле-сентябре 2014 года, погибли при исполнении служебных обязанностей «вне мест постоянной дислокации», а правозащитники тогда утверждали, что это произошло на территории Украины. Этот запрет является негуманным по отношению к памяти погибших российских солдат, родственники и друзья которых не могут ими не то, чтобы гордится, но даже упоминать в своих разговорах о том, где и как он погиб. А ведь в большинстве случаев, эти погибшие солдаты России были патриотами и верили в ту патриотическую пропаганду, которую они слышали из всех российских СМИ – про русскую весну в Крыму и на Донбассе, про защиту Отечества на дальних рубежах в Сирии.

Раньше использовалась подобная пропагандистская чушь, с небольшими вариациями, например в случае с Афганистаном советские, в том числе русские, солдаты шли выполнять т.н. «интернациональный долг». Можно назвать еще десятки примеров подобных секретных операций времен СССР. Причем секретными, в первую очередь, они были от своего народа, ведь за границей о них обычно ставало известно раньше, чем в самом СССР. Их долго можно перечислять с многочисленными подробностями, начиная от Европы с интернациональными бригадами в Испании, до Азии во Вьетнаме, Америки в Никарагуа и до последней войны в Сирии. Даже если взять этот последний ближневосточный регион, то надо вспомнить напутствие советским «ихтамнетам» от министра обороны СССР маршала Советского Союза Андрея Гречко на проводах советских летчиков-истребителей в Египет в марте 1970 года, который тогда предупреждал: «Имейте в виду, товарищи, если вас собьют за Суэцким каналом и вы попадете в плен, мы вас не знаем, выкарабкивайтесь сами». При вводе советских частей ПВО в Сирию в январе 1983 года нашим военнослужащим вообще было приказано забыть о воинских званиях и военной форме. Весь контингент прибыл в страну тайно под видом туристов. При этом советские военнослужащие, оказавшиеся в плену, даже не могли считаться в соответствии с международной конвенцией военнопленными со всеми вытекавшими из этого последствиями. Паспорта, удостоверения личности и военные билеты, личные номера офицеров, свидетельства о рождении и другие документы – все это брать за рубеж категорически запрещалось. Поэтому противник часто воспринимал захваченных иностранцев в военной форме без знаков различия как наемников. Это происходит и сейчас в наши дни, ведь про захваченных пленных после боя в Дейр-эз-Зоре мы еще услышим.

Согласно ставшим уже достоянием гласности последним данным, в ночь с 7 на 8 февраля в Сирии погибли сотни россиян, которых российские власти не хотят признавать своими, потому что они, по сути, являются наемниками. И у себя на родине, даже если они вернутся живыми, должны понести наказание согласно ст. 359 УК РФ. Официального статуса у так называемых частных военных компаний до сих пор в России нет. Эту законодательную недоработку предложил недавно исправить Сергей Лавров, видимо предусматривая, что такие потери еще предстоят в будущем. Но этого до сих пор еще не сделано, а гробы и большой поток раненых в госпитали Москвы и С.-Петербурга пошел уже неделю назад. О больших потерях пишут их боевые товарищи, которые раньше вместе с ними воевали на Донбассе – И.Стрелков и М.Полынков. Причем, как ожидается, поток потерь будет долговременным и постоянным, так как российская армия и ЧВК уходить из Сирии не собираются, а наоборот, наращивают свое присутствие, начиная строительство новых баз.

Именно более широким использованием ЧВК характеризовались и будут характеризоваться будущие военные действия России в Сирии, и войны будущего вообще. Эти недавние большие потери были именно наемников ЧВК, которые перешли за разделительную границу сфер влияния в Сирии между Россией и США, проходящей через Евфрат, в стремлении захватить богатые нефтяные месторождения и нефтеперерабатывающий завод на другом берегу. Никакими другими соображениями, кроме как жаждой наживы владельца этих современных ландскнехтов Евгения Пригожина, эти действия объяснить нельзя.

Конечно же, нельзя сбрасывать со счетов и проверку боем возможностей Сирийских демократических сил, в рядах которых находятся американские советники. И что же она показала? А ничего, ЧВК «Вагнера» до них не дошла. Как и предсказывали многие военные аналитики, не стоящие на службе пропагандистов, успешные наступательные действия российская армия и сопутствующие ей российские частные военные компании могут вести только против более слабых армий, таких как в Чечне, Украине, Сирии.

После начала движения в составе колонн в сторону поддерживаемых США сирийских повстанцев бой, вернее, бойня продолжалась всего 3 часа. И.Стрелков первым сообщил о сотнях убитых и сокрушительном разгроме ЧВК «Вагнер». Раньше он также публиковал правдивые данные о своих бывших сослуживцах на Донбассе и даже писал, сколько им платят в Сирии, поэтому доверять его словам можно. Михаил Полынков (позывной Хрусталик) уточнил данные потерь: «На сегодня, безвозвратные потери составили: 217 человек – 5ШО (штурмовой отряд), 10 человек – 2ШО, 94 человека «Весна» они же «Карпаты»... В любом случае, получается никак не меньше трехста человек. Басурман я в расчет не беру. Во всех группах были россияне и дончане». Кроме того, М.Полынков пошел в госпиталь и взял интервью у одного раненого в той бойне.

Почему же уместно использовать в этом случае именно слово бойня? Потому что, привыкнув к воздушной поддержке российских ВКС на территории Сирии к западу от Евфрата, ЧВК «Вагнер» ощутил в этот раз на себе всю безнадежность наступательных операций без прикрытия с воздуха и всю мощь ВВС США. Как заявил американский генерал, для защиты позиций Сирийских демократических сил были применены истребители F-15E, ударные беспилотники MQ-9, стратегические бомбардировщики B-52, штурмовики AC-130 и вертолеты AH-64 Apache. Некоторые из этих самолетов ранее не упоминались в российской прессе. Устраним этот пробел: в рекламном ролике «летающей батареи» AC-130 на 4 мин видно, как наводчик правой рукой с джойстиком стреляет, как в компьютерных играх по наземным целям, а возле левой руки у него в подстаканнике стоит кофе. Это видео хорошо характеризует контраст между теми солдатами России, которые ночью без средств ПВО шли колонной на Хишам, и этим американским солдатом за компьютером. И это вам не ночной выход из окружения из Славянска практически без потерь, или наоборот, расстрел колонны украинских войск практически в упор во время их преступно ошибочного дневного выхода из окружения в Илловайске после устных обещаний российских офицеров и якобы достигнутой договоренности об их выходе оттуда. Вспоминая те события, нужно отметить, что в Украине до сих пор встречают, как героев, каждого (даже подозреваемого в добровольной сдаче в плен) вышедшего из плена на Донбассе. А о своих плененных на Донбассе десантниках россияне могут узнать только из украинских новостей, так как новостей об их торжественной встрече на родине нет. О пропавших без вести и плененных в том бое под Хишамом, согласно действующему закону о неразглашении государственной тайны, россияне тоже официально и из прокремлевских СМИ узнать не смогут. И это тоже позор России.

Этот бой в Дейр-эз-Зоре, по всей видимости, обозначил максимальные границы роста путинской России. Эти границы уже довольно четко очерчены, как в Украине, так и в Сирии. А после окончания периода расширения, как учит нас история, у империи есть только один путь – ее закат.

Сергей Кравчук
«Сноб»