Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_6265.html
№43 за 25 октября 2016 года

Обзор прессы

Тувинская правдаЗИМА. ХОЛОДНО. КТО НАС ОБОГРЕЕТ?

Замечено: как только приближается зима, население вспоминает про уголь. Про очереди на разрез, про качество и – главное – про цены, которые с некоторых пор год от года кусаются всё сильнее. Просматривается закономерность: как только Кара-оол взлез в кресло Главы республики, качество угля стало падать, а очереди за углём и его цена – стремительно расти. На разрезе считают, что эти проблемы связаны с тем, что, скорее всего, Кара-оол, Шойгу, Зимин и Дерипаска имеют к Каа-Хемскому угольному разрезу какое-то отношение.

Что касается Шойгу, Зимина и Дерипаски, то пусть это останется на их совести. А вот Кара-оол в этой угольной вакханалии, скорее всего – центральная фигура. И дело тут уже не только в разрезе как таковом. Кара-оол, как только пришёл к власти, не только расстарался в приватизации разреза кипрским оффшором, но и совместно со своим другом-компаньоном Иргитом приложил руку к развалу «Рестопа», снабжавшего углём население через свои площадки в Кызыле и районах.

Видимо, всё это было сделано с одной целью – нажиться на проблемах снабжения углём населения республики. Судя по тому, как главная семейка озаботилась приобретением московской квартиры с семью унитазами за 120 млн. рублей и салоном красоты за миллиард, операция «Уголь» прошла успешно. И когда любопытные люди спрашивают, откуда у честного губернатора такие деньги, ответ напрашивается сам собой: куда-то же девалась разница с цены угля, которая с 600 рублей при Ооржаке подскочила до 3000 рублей при Кара-ооле? Думается, комментарии излишни.

И вот на днях «в Кызыле началась отгрузка угля на гортопе». А чтобы эффективно бороться с незаконным необоснованным ростом цен на уголь, «надзорные органы», вместо того, чтобы поставить на место руководство «Тувинской горнорудной компании», «выходят в рейды по выявлению перекупщиков, завышающих цены».

Думается, большей глупости придумать было сложно. На разрезе цена на уголь выросла в пять раз, а «контролёры» ловят перекупщиков угля, которые делают наценку в 15-20%... Ну не дураки ли? Ведь чтобы бороться с т.н. «перекупщиками», достаточно организовать сбытовую деятельность на разрезе и возобновить деятельность угольных площадок бывшего «Рестопа».

Но сначала нужно вернуть цену на уголь к экономически обоснованной. К примеру, как сообщает автор публикации, сегодня «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (в Элегесте) «предлагает уголь по 1820 рублей за одну тонну, Межегейуголь – 800 рублей за одну тонну». Проблема в том, что элегестинский и межегейский угли не подходят к использованию в обычных печах домовладений. Вот это и позволяет «Тувинской горнорудной компании», при поддержке Кара-оола, драть с нас за уголь Каа-Хемского разреза три, а вернее – пять (!) шкур.

Как сообщает газета, на площадку кызылского гортопа «ежедневно завозится до 300 тонн угля с Каа-Хемского разреза». Курам на смех. «6 грузовиков за день развозят по потребителям до 250 тонн угля». «Многие жители Кызыла и близлежащих населённых пунктов приезжают на своем транспорте», но брать фактически уже нечего. «Компания закупает уголь у Тувинской горнорудной компании по цене 2365 рублей 90 копеек за одну тонну и отпускает его населению по цене в 2720 рублей» плюс транспортные услуги.

Все понимают: в Туве цена на уголь, который, к слову, лежит у нас под ногами, просто дикая. Поэтому для сглаживания ситуации «рассматриваются варианты завоза аршановского угля из Хакасии и балахтинского угля» Красноярского края, который в связи с дороговизной и недоступностью местного угля «пользуется спросом у населения».

В правительстве Тувы не отрицают нездоровой ситуации вокруг обеспечения углём, но своей вины не признают и заявляют, что виной тому «некоторые перекупщики, так называемые «мешочники», которые «на различных точках очень сильно завышают стоимость», настраивая людей против своего правительства. Поэтому «контрольно-надзорные органы – Служба по тарифам Тувы, Управление Федеральной антимонопольной службы, Управление Федеральной налоговой службы и МВД – в ближайшее время согласовали график проведения рейдов, которые будут проводиться на территории всей республики». «Главная цель – выявление случаев завышения цен». А это означает, что теперь купить уголь даже у частников населению станет сложнее...

В связи с этим люди интересуются: что мешает навести порядок на угольном разрезе «Каа-Хемский» и в системе бывшего «Рестопа»? Что нужно сделать, чтобы всё вернуть к порядкам времён Ооржака? Думается, ответ прост. Нужно избавиться от семейки караоолов. Тогда, может быть, и цена на уголь вернётся, и «Рестоп» заработает»...

ШОЙГУ... СКОЛЬКО СМЫСЛА В ЭТОМ СЛОВЕ!

Местные власти решили в очередной раз лизнуть задницы у родственников нашего знаменитого земляка. С этой целью «в местечке Кара-Холь Бай-Тайгинского района прошли торжества, посвящённые 95-летию со дня рождения Кужугета Серээевича Шойгу». Журналист «ТП», «Ай-Демир Кадыг-оол», «получив за день» приглашение и хорошо опохмелившись, прибыл «в дом-музей семьи Шойгу в Чадане». При этом он, как говорится в публикации, «испытал чувство глубокого уважения и гордости за генерала армии, Героя России, министра обороны, поднявшего сегодня вновь «погоны» и престиж нашей армии». Хотя, вообще-то, мероприятие формально было посвящено его отцу, работавшему в республике пропагандистом идей марксизма-ленинизма – главным редактором «ТП». Ничего не поделаешь: таков стиль подхалимства сегодня провозглашён в Туве. И даже завзятый журналист-алкоголик обязан этому стилю соответствовать.

ПОМИНКИ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

«ТП» сообщила: «в Доме народного творчества дорожники Тувы торжественным собранием отметили 80-летие отрасли республики». Правда, мероприятие больше напоминало похороны отрасли, хотя «праздничное мероприятие посетил глава Тувы Шолбан Кара-оол», который «тепло поздравил работников дорожного хозяйства и ветеранов службы с 80-летием отрасли и поблагодарил их за вклад в развитие республики».

Премьер, видимо, будучи не в ладах с цифрами, сообщил присутствующим, что якобы ещё несколько лет назад на ремонт трассы М-54 «в год выделялось лишь 300 млн. рублей», а теперь, благодаря его мудрому руководству, «по итогам прошлого года только на федеральную трассу М-54 государственные инвестиции составили более 2 млрд. рублей». По понятным причинам премьер не стал распространяться на тему, сколько из этой суммы осело в его и уюсовском карманах народных средств, однако и сами цифры, похоже, были придуманы.

Для того, чтобы понять размах развала дорожного хозяйства при Кара-ооле, достаточно вспомнить, что до его прихода во власть в республике с объёмом ремонта дорог еле справлялось шесть подрядных организаций. А теперь все работы ведёт одно – ООО «Восток» С.Уюсова. Правда, при этом сам хозяин нередко жалуется, что откат составляет порой до 50%...

Или другая выдержка из пламенной речи Кара-оола: «на содержание дорог Кызылу раньше в год направлялось 4 млн. рублей, а за последние три года эта сумма составила более 700 млн. рублей». В связи с этим заявлением хочется заметить, что лучше дороги в Кызыле не стали. Из чего можно предположить, что порядка 696 млн. рублей, выделенных Кара-оолом Ховалыгу на ремонт дорог, украли... А сколько украли за все девять с лишним лет руководства Шолбаном Валерьевичем? Даже посчитать страшно. Не случайно Шолбан Валерьевич, Владислав Товарищтаевич и все их родственники за это время изрядно располнели. Поворуй-ка больше, чем по полмиллиарда в год!

Затем Кара-оол в сотый раз принялся хвалить себя за его старания повернуть трассу М-54, чтобы выйти на «Урумчи» и «уже по железной дороге» отправить тувинские «грузы по всей Азии, и в будущем, согласно плану Шёлкового пути, до Европы». «Перенаправление М-54 – это крупный инфраструктурный проект, который существенно повысит мобильность и безопасность жителей девяти самых многонаселённых районов республики. С его завершением прогнозируется рост трансграничного товарооборота в 3,4 раза и «всплеск» придорожного бизнеса». Эта песня про поворот М-54 также всем жителям Тувы надоела, как завывания о строительстве железной дороги «Курагино-Кызыл» и ликвидация энергодефицита. А Кара-оолу она, видимо, так и не надоела. Или просто говорить не о чём?

Затем «Шолбан Кара-оол вручил государственные награды работникам и ветеранам дорожного хозяйства». Из рук главы региона «Благодарность министра транспорта Российской Федерации получили: директор государственного учреждения профессионального образования Учебно-курсового комбината «Туваавтотранс» Сергей Белоусов, бухгалтер производственного кооператива «Дорожный строительно-транспортный» Республики Тыва Галина Маслова, заместитель директора по аэропортовой деятельности федерального казённого предприятия «Аэропорт Кызыл» Республики Тыва Шолбан Кужугет». «Благодарность Главы Республики Тыва вручена мастеру Бурен-Бай-Хаакского участка общества с ограниченной ответственностью «Сарыг-Сепское дорожное ремонтно-строительное управление» Валерию Коровину». «Почётной грамотой Главы Республики Тыва награждена заместитель начальника технического отдела федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства Любовь Матвеева. Звание «Заслуженный работник Республики Тыва» присвоено водителю государственного казённого учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» Алексею Араажы».

Плюс ИнформНА ВОРЕ ЗАГОРЕЛАСЬ ШАПКА

«12 октября 2016 года в 41 номере газеты «Плюс Информ» был опубликован материал под названием «ЧП районного масштаба. Трупы у ручья», в котором сообщалось, что «Общество с ограниченной ответственностью «Тардан Голд» причастно к массовому падежу крупного рогатого скота, произошедшему 23 сентября 2016 года». В публикации говорилось, что «крупный рогатый скот был найден в 1,5 км от рудника предприятия в ложбине возле ручья», а падёж скота «вызван отравлением синильной кислотой, которую золотодобывающее предприятие использует как основной реагент для выщелачивания в процессе гидрометаллургической переработки золотосодержащего сырья».

Впрочем, эти детали вовсе не были необходимы для того, чтобы сделать вывод: в падеже скота повинен «Тардан Голд». Казалось бы, золотарям не нужно раздувать скандал вокруг темы отравления природы отходами их производства. Тем более, что и ущерб был невеликим, вполне по карману «Тардан Голд». Если бы на предприятии работали умные люди, они бы, наверное, оплатили бы ущерб, тихо извинились и продолжили работу далее, при попустительстве продажных контролирующих органов продолжая отравлять нашу жизнь. Но у золотарей взыграли амбиции. И им захотелось опровержений.

В своей статье в «ПИ» они опровергают сообщение таким образом: «Крупный рогатый скот был найден» не у ручья, а «в луже, которая образовалась из-за обильных дождей». «ООО «Тардан Голд» никогда не применял и не применяет синильную кислоту». «Применяемые ООО «Тардан Голд» химические соединения в растворах имеют концентрацию, не представляющую опасности». «На территории предприятия нет никаких отстойников, есть гидротехнические сооружения». И как апофеоз словоизвержения, официальное заявление: «ООО «Тардан Голд» считает, что обвинение предприятия в массовом отравлении крупного рогатого скота – это серьёзное обвинение, порочащее честь, достоинство и деловую репутацию юридического лица».

Наверное, ни один читатель не поверил в то, что скот был отравлен не отходами производства «Тардан Голд». Даже без всякого умствования – откуда взяться заразе, если на сотни километров нет никаких предприятий? Неужели с дождём нанесло?

Ну и последнее. У золотарей, видимо, плохи дела с юридической защитой. Иначе им бы разъяснили, как могут быть опорочены «честь и достоинство» юридического лица. А в общем, хочется сказать: сумели допустить утечку ядовитых отходов – найдите в себе мужество за это ответить. А если невиновны – не пишите глупостей, а обращайтесь в суд. А так для всех понятно, что «на воре шапка горит».