Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_6227.html
№40 за 4 октября 2016 года

Александр Бастрыкин

5 главных цитат Александра Бастрыкина, председателя Следственного комитета

26 сентября издание Legal.report со ссылкой на имеющийся у них документ сообщило, что председатель Следственный комитет Александр Бастрыкин подал прошение об отставке; эту информацию подтвердили и другие СМИ. Открытая Россия вспоминает самые одиозные высказывания генерала юстиции.

«Уходи, или я пристрелю тебя и твою собаку»

В 2004 году у Бастрыкина, занимавшего тогда пост начальника Федерального управления Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу, произошел частный конфликт с главным инспектором управления Министерства по налогам и сборам России по Ленинградской области Коротенко. 15 августа около полудня инспектор вышел во двор жилого дома прогуляться со своим эрдельтерьером и был окликнут неизвестным мужчиной, который потребовал, чтобы Коротенко убирался со двора. После того, как он отказался это сделать, мужчина достал пистолет и сказал: «Уходи, или я пристрелю тебя и твою собаку», ткнув Коротенко несколько раз стволом в грудь. Мужчиной, угрожавшим налоговику оружием, оказался Бастрыкин: его личность установила прибывшая на место конфликта милиция. Какой-либо ответственности будущий руководитель СК за это избежал: заместитель прокурора Адмиралтейского района не усмотрел в действиях Бастрыкина состава преступления, а лишь констатировал «недостойное госслужащего поведение». Примечательно также, что от каких-либо объяснений по этому делу Бастрыкин «отказался в категорической форме».

Ни Бастрыкин, ни его представители официально эту информацию не комментировали.

«У вас было уголовное дело против этого человека, и втихаря вы его прекратили»

В мае 2011 года на Алексея Навального завели уголовное дело по статье 165 Уголовного кодекса («причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»). По версии следствия, компания, учрежденная Навальным и его знакомым предпринимателем Петром Офицеровым, вынудила продавать «Кировлес» сырье по заниженной цене, перепродавая его затем по рыночной; ущерб от таких действий был оценен в 16 млн. рублей. В апреле 2012 года дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления, однако возобновили его уже 29 мая того же года. 5 июля, выступая перед расширенной коллегией СК, Бастрыкин отчитал начальника кировского управления ведомства за закрытие дела и пригрозил увольнением, если тот «не поменяет позицию по данному вопросу».

Новые обвинения Навальному были предъявлены уже в конце июля. 18 июля 2013 года суд вынес обвинительный приговор: политик получил пять лет колонии, а его подельник – четыре. Через сутки Кировский областной суд отпустил Навального и Офицерова под подписку о невыезде до вступления приговора в силу; в октябре того же года реальный срок обоим фигурантам заменили на условный. В феврале этого года ЕСПЧ признал право Навального и Офицерова на справедливое судебное разбирательство нарушенными, присудив каждому 8 тысяч евро компенсации.

«Тебе голову отрежут, а ноги будут в другом месте. Тебя никто не найдет, а если найдут, то я же и расследовать буду»

В июне 2012 года в «Новой газете» вышла публикация «10 тысяч с небольшим рублей за одну жизнь – это прейскурант государства», посвященная приговору Сергею Цеповязу, покрывавшему убийц из ОПГ в станице Кущевская. В материале журналист обвинил силовиков и правящую партию в связях с организованной преступностью: «Вы еще не поняли – в нашей стране иная власть, не Путин, сидящий на своих дутых процентах, не гомеричный Чайка с Бастрыкиным, не все эти Грызловы и Патрушевы, – все они просто обслуга бессчетного количества российских Цапков. Цапки – опора их власти, а они – опора цапковского бизнеса». Вскоре после этого в «Новой» вышло открытое письмо главного редактора Дмитрия Муратова, в котором утверждалось, что Бастрыкин, оскорбленный этой публикацией, вывозил автора статьи, заместителя главреда Сергея Соколова, в подмосковный лес, где угрожал убийством. В своем письме Муратов опустил подробности угроз, однако затем Соколов (покидавший на время Россию) вспоминал это так: «Тебе голову отрежут, а ноги будут в другом месте. Тебя никто не найдет, а если найдут, то я же и расследовать буду».

Сам Бастрыкин сперва назвал эти обвинения «бредом воспаленного мозга», однако затем встретился с Муратовым: стороны принесли друг другу извинения. Председатель СК подтвердил, что этот разговор действительно был, однако проходил он «не в лесу, а на обочине».

«Так и напишите: если господин Навальный и господин Хинштейн найдут хотя бы один евро прибыли, то я уйду в отставку»

В 2012 году Алексей Навальный, опираясь на старые публикации депутата и журналиста Александра Хинштейна, обнаружил у Бастрыкина недвижимость и коммерческую фирму в Чехии. В частности, Навальный указал на то, что председатель СК был учредителем фирмы «Богемское право», и после публикаций Хинштейна начал заметать следы, устраивая фиктивные сделки с недвижимостью. Также оппозиционер благодаря запросу в чешское МВД выяснил, что Бастрыкин получает вид на жительство в этой стране, что, как он подчеркнул, незаконно.

Бастрыкин, в свою очередь, поспешил отвергнуть эти обвинения, заявив, что квартира была им приобретена еще до того, как он поступил на госслужбу, а никаких коммерческих интересов за границей у него нет: «Никаким бизнесом я не занимался. Что такое коммерческая деятельность? Это деятельность с целью получения прибыли. Если они найдут хоть 1 евро прибыли, я уйду в отставку. Так и напишите: если господин Навальный и господин Хинштейн найдут хотя бы 1 евро прибыли, то я уйду в отставку. Это легко доказать. Они очень легко получили все документы, кроме одного: декларации о доходах».

«Пора поставить действенный заслон в информационной войне»

В августе этого года председатель СК выступил с резонансной колонкой в журнале «Коммерсантъ-Власть», предложив ограничить сразу несколько конституционных свобод россиян. Так, ссылаясь на статистику увеличения количества преступлений экстремистской направленности и на то, что против России «ведется информационная война», он предложил цензурировать в России интернет по китайскому примеру. Также он предложил упростить досудебную процедуру блокировки сайтов, а хранение на компьютере материалов, признанных экстремистскими, признать уголовно наказуемым деянием. Помимо этого, по его мнению, необходимо дополнить статью 282 УК РФ пунктом об «отрицании итогов всенародного референдума» (вероятно, речь идет о крымском конфликте), а 280 статью УФ РК – призывами к экстремистской деятельности, связанную с фальсификацией истории.

«Открытая Россия»