Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_5845.html
№13 за 29 марта 2016 года

В чужой... как бы это сказать

В чужой... как бы это сказать

Г-н президент, давайте на этот раз обойдемся без имён. И вовсе не потому, что мы боимся кого-то назвать. Наоборот: мы боимся кого-то пропустить. Кроме того, имена порой только место занимают. Например, очень многие, упоминая вас, говорят: «Владимир Владимирович Путин, проявляя государственную мудрость и заботу о народе России, в своих майских указах...» А мы пишем кратко: «президент обещал»; людям ведь всё равно – майские это указы или мартовские (лишь бы не первоапрельские).

Итак, без имён. Следственный комитет РФ только что заявил: ЮКОС был приватизирован незаконно. Вот как звучит их красивая формулировка: «Следственный комитет России близок к доказательству незаконной приватизации ЮКОСа...» – и добавлено: «не заплатили за приватизацию ЮКОСа ни копейки».

Вам, г-н президент (а заодно и всему народу), это преподносят как сенсационный результат сегодняшней работы следователей. Врут маленько. Всё было известно с самого начала. Мы в «МК» писали об этом сразу – в те дни, когда аукционы только начались...

А теперь, г-н президент, два вопроса:

  1. Чем занимаются следователи, прокуроры, судьи?
  2. И чем они не занимаются?

Ответ на первый – известен. С 2003 года, то есть уже 12 лет, все они упрямо занимаются ЮКОСом. Опять и опять. Хотя ЮКОСа давно уже нет, поглощён вашими друзьями.

Ответ на второй вопрос тоже известен, но не так очевиден. Следователи и пр. упрямо не занимаются другими победителями тех залоговых аукционов.

Вынуждены сказать (хотя и уверены, что вы и без нас это знаете): залоговый аукцион ЮКОСа ничем не отличался от других.

Михаил Ходорковский ответил на обвинение СКР

Бывший владелец нефтяной компании напомнил, что купил он ее в 1996 году, а отняли у него в 2004-м. При этом Ходорковский считает несправедливым и первое, и второе. Однако, написал он в своем Фейсбуке, он покупал ЮКОС по тогдашним законам, а отнимали ее для друзей Владимира Путина, изломав судьбы десятков людей. Также Ходорковский подчеркнул, что после покупки, даже при низкой цене на нефть компания стала прибыльной. Он напомнил, что в тюрьме по делу ЮКОСа находится Алексей Пичугин и добавил, что будет добиваться его освобождения. 25 марта официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин сообщил, что следователи собирают доказательства незаконного приобретения ЮКОСа.

Вот краткий список потерь (а с точки зрения победителей – список приобретений):

Это список в хронологическом порядке. От аукциона по Норникелю 17.11.95 до Нафты 28.12.95. Как видите, ЮКОС был не первым и не последним. Такие куски расхватали за месяц с небольшим.

Эта делёжка была в самом разгаре, когда мы напечатали статью «Государственный каннибализм» («МК», 26.12.95). Ельцин тогда был никакой, поэтому мы обращались к премьер-министру, автору лучших русских афоризмов («никогда так не было, и вот опять» – помните?). Статья «Государственный каннибализм» (у нас на сайте она приложена) кончалась так:

«Господин премьер-министр! 28 декабря состоится продажа «Сибнефти». Мы в затруднении – как сформулировать вопрос:

Понимаете, г-н президент? Помните?

Кто только ни пользовался потом этой статьёй. Счётная палата в 2004 году (через девять лет после аукциона) опубликовала доклад, где сказано: «Конкурс носил притворный характер... Банки фактически «кредитовали» государство государственными же деньгами»...

Счётная палата тогда говорила обо всех. А теперь – спустя двадцать с лишним лет! – Следственный комитет вспомнил только про одного. Понимаете? Пушкин (наше всё) эту прозу сформулировал в стихах:

Молчи ж, кума: и ты, как я, грешна,
А всякого словами разобидишь;
В чужой –х– соломинку ты видишь,
А у себя не видишь и бревна.

(Если это письмо, адресованное президенту, случайно читает туповатый человек, который, не в силах понять местонахождение соломинки, спросит «где-где?» – пусть вспомнит классический рифмованный вежливый ответ: «В Караганде!»)

...Г-н президент, мы пытаемся, но никак не можем придумать, что вы ответите, если на какой-нибудь пресс-конференции вас спросят: «Почему из всех залоговых аукционов подчинённый вам Следственный комитет обнаружил незаконность только одного?» Вряд ли вы решитесь сказать: «Они это делают исключительно в угоду лично мне, зная, кто мой личный враг». А ведь любой другой ответ вряд ли будет честным.

Александр Минкин
«Московский комсомолец»