Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_576.html
№15 за 9 июля 2008 года

ВЗБЕСИВШИЕСЯ ЦЕНЫ

Казалось бы, ничто не предвещало больших потрясений. Даже полуторакратному росту цены с 1 июля за проезд в городских маршрутках никто особо не удивился. На все заявления об угрожающем росте инфляции в республике главный экономист правительства Тен заявлял свое категоричное «нет»! Ему, как обычно, никто не верил, но и судачить по этому поводу не стал.

Уставшие от громких заявлений тувинского правительства о том, что криминальные «маршрутники», и так имеющие огромные нетрудовые сверхдоходы, намерены в очередной раз нажиться на отсталости муниципального ПАТП, люди тихо ждали, что будет дальше.

А дальше подкралась новая проблема еще покруче – 2 июля цена на дизельное топливо впервые в новейшей истории обогнала цену высокооктанового бензина марки А-92, с 25 рублей до 28 рублей за литр. Правда, и это нисколько не озаботило правительство республики, живущей с колес автотрассы Абакан-Кызыл и не имеющей альтернативной схемы снабжения.

Но беда, как говорится, не приходит одна. Не прошло и двух дней, как цена на бензин «догнала» цену на дизтопливо. И все, кто был в курсе топливных дел, обещали – главные проблемы впереди. Скоро не купишь ГСМ и за деньги – на Ачинском НПЗ меняют технологическое оборудование, а на Ангарском – плановая остановка.

Как ни странно, пессимистический прогноз оправдался. Уже 3 июля тувинские владельцы АЗС столкнулись с проблемой закупки у засаянских оптовиков бензина и дизельного топлива. За деньги топливо продавали неохотно, а под реализацию не отпускали и вовсе, ожидая месяц сложной работы. В субботу цена на бензин марки А-92 установилась на АЗС республики на угрожающей отметке в 35 рублей за литр.

На тех же АЗС, где ценники остались прежними, бензин отпускался только по ранее приобретенным талонам. Видимо, те, кто ранее заключал контракты с муниципальными и государственными потребителями, теперь будут работать в убыток – прошел слушок, что, если за выходные отгрузки ГСМ не будет, то с понедельника 7 июля цена на бензин составит уже все 40 рублей. Если он будет в наличии, поскольку стремительный рост цен и перспектива в разгар лета остаться без личного транспорта родили ажиотажный спрос – объемы продаж крепко подорожавшего топлива превысили обычные размеры и неуклонно росли.

Ситуация сложилась таким образом, что теперь 15 рублей на маршрутке уже не кажется необоснованным, а владельцы маршрутных «Газелей» вполне обоснованно подумывают об увеличении цены за проезд до 20 рублей. Плата за такси в городской черте с 40 рублей за поездку выросла до 70 рублей.

Но если бы все проблемы сходились на цене автоуслуг, то это было бы полбеды. Как известно, сегодняшняя Тува практически ничего не производит, и стоимость доставки из-за Саян непременно приводит к росту цен на товары и услуги внутри республики. А потому ожидается новый виток цен на хлеб и хлебобулочные изделия, автомобили и все, связанное с автосервисом, включая автомойки. Следом в течение июля месяца на 15-20% могут вырасти цены на все, продаваемое в Туве.

Но вернемся к проблеме автомобильного топлива. Как стало известно редакции, в течение 10-15 дней в Красноярском крае и Хакасии запасы топлива придут в норму – правительства этих регионов обратились с соответствующими просьбами к руководству производителей топлива. Правда, цены к уровню докризисного обеспечения назад вернуть уже не удастся. Что же касается количества и цены топлива в Туве, никаких сведений о том, что руководство правительства Тувы занимается этой проблемой, редакция не располагает. А это, скорее всего, означает, что цена в 30-40 рублей за литр для тувинских потребителей бензина и дизельного топлива летом 2008 года будет восприниматься в порядке вещей.

Мы еще вернемся к этой проблеме.

Кондрат Пчелкин