Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_5461.html
№9 за 15 сентября 2015 года

Дурак решил помолиться...

Дурак решил помолиться...

Ни для кого не секрет, что конфигурация власти в России в последние 15 лет претерпела удивительные изменения. Администрация президента РФ фактически подменила собой правительство, а ввиду слабой легитимности Госдумы по многим показателям её деятельность подменена Общественной палатой РФ и Общероссийским Народным Фронтом. А уж региональные депутаты вообще никакой роли в управлении страной не играют. Пройдитесь по улице и попытайтесь узнать у граждан, кто представляет их интересы в Верховном Хурале республики? Бьюсь об заклад, процентов 90 этого не знают. А 80% не ведают, кто этот важный государственный орган возглавляет. Тем не менее, депутаты есть, и им надо чем-то заниматься, чтобы оправдывать свой статус. Вот они и пускаются во все тяжкие, дабы стать известными избирателям.

На днях СМИ сообщили об инициативе питерского депутата А.Анохина, который в апреле т.г. предложил наказывать россиян, уклоняющихся от трудоустройства свыше шести месяцев, исправительными работами сроком на один год. Как сообщают СМИ, подавляющее большинство депутатов, регионов и правительственных чиновников выступили категорически против такого подхода к трудоустройству граждан. Однако несколько руководителей регионов, в том числе и губернатор Тувы Ш.Кара-оол инициативу решительно поддержали. Специалисты удивляются: поразительно, но наказывать за тунеядство в уголовном порядке предлагают такие регионы, как Тува и Марий Эл, где чрезвычайно высок уровень безработицы. И предупреждают: сейчас региональные власти закрывают глаза на проблему безработицы, занимаясь в основном манипуляцией цифр статистической отчётности для создания видимости создания рабочих мест в регионах, но, как только скрытая безработица в указанных регионах превратится в десятки тысяч уголовных дел, неминуем социальный взрыв и резкий рост экстремистских настроений.

Тем не менее, Шолбан Кара-оол одним из первых активно поддержал провокационную законодательную инициативу депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Андрея Анохина. Хотя, вроде, не дурак. Так в чём дело? Думается, не от большого ума. Расчёт его, пожалуй, прост, если инициатива будет поддержана и официально зарегистрированных безработных начнут пачками привлекать к уголовной ответственности, желающих вставать на биржу труда заметно поубавится. Соответственно, можно будет отчитаться о победе над высокой безработицей в Туве. Слава Кара-оолу!

Однако ситуация такова, что никаких лавров Глава республики на этом поприще уже не получит. И вот почему.

Тува давно и прочно заняла в России лидирующее положение по статистически определяемой безработице и по этому показателю находится в одной группе с Калмыкией, Чечнёй, Ингушетией и Дагестаном. А по СибФО её лидерство в этом негативном рейтинге вообще бесспорно. Правительство Тувы давно и активно борется с высоким уровнем безработицы. Если верить статистике (а других данных, к сожалению, нет), то ещё в 2000 году официальная зарегистрированная безработица в Туве составляла 23,6% активного населения республики. К 2007 году Шериг-оолу Ооржаку этот показатель удалось снизить до 20,7%. Насколько эта цифра реальна, сказать трудно. Скорее можно говорить о тенденциях и соотношениях, чем о реальной безработице. По крайней мере, принято считать, что реальная безработица в России, как минимум, вдвое выше официальной. Но если даже поверить статистике, то становится очевидным, что безработица в Туве как минимум в 4 раза выше общероссийской.

Шолбан Кара-оол пока не научился создавать рабочие места, заменив этот процесс «работой с цифрами». В связи с чем, после его прихода к власти индикатор безработицы постоянно бросало вверх-вниз. То он опускался до 17,1%, то рос до 22%, то снова падал. В прошлом году Тува отчиталась о почти двойном падении уровня безработицы до отметки в 11,9%. Конечно, в такую цифру никто не верит – чудес на свете не бывает. В республике хорошо известно, как правительство боролось за снижение показателей. Всем подряд безработным выдавали патенты, как начинающим предпринимателям, и снимали их с учёта. А затем через суд пытались вернуть государственные деньги, поскольку на самом деле работать начинали единицы. То вдруг объявляли, что силами безработных сдвинут с места вопрос об уборке столицы республики. Но город как был захламлён, так и остался в таком же жалком и неприглядном состоянии. То объявляли льготы для тех, кто согласится собирать в тувинских лесах дикоросы. Однако никаких волонтёров организовать не удалось.

Были и другие потуги Кара-оола по созданию рабочих мест. Реконструкция птицефабрики и тепличного хозяйства, строительство водочной линии с перспективой разлива иных напитков, кондитерской фабрики, попытки создания переработки угля в топливо, создания парка тувинских дирижаблей, международного аэропорта в г.Кызыле, закупка одномоторных швейцарских «кукурузников» Pilatus PC-12 для пассажирских перевозок за пределы республики и многие подобные прожекты тувинского правительства обернулись лишь тратами из бюджета и ни одного рабочего места так и не создали. А счастливчиками, получившими хорошую работу, в основном являются любовницы и шофера главного начальника, хотя статистику подправить вряд ли они помогут.

Особенный провал случился с созданием рабочих мест в горнодобывающей отрасли. Из всех проектов более-менее удачным можно считать китайский, где на подсобных работах занято небольшое количество местных кадров. Однако это с лихвой компенсируется остановкой работ на Голевской горнорудной компании и прекращением добычи угля на Элегестинском месторождении. Даже Каа-Хемский угольный разрез после прихода туда команды олигарха Дерипаски не избежал массовых сокращений, связанных с падением объёмов добычи угля и прекращением внешних поставок.

Ко всему этому в последнее время на Туву навалилось ещё одно несчастье – массовое сокращение бюджетников. Сначала под нож попали милиционеры – их численность дважды сокращалась. Следом пошли сокращения в прокуратуре, МЧС, следствии и в других федеральных органах.

С одной стороны, при таком положении вещей всерьёз воспринимать статистическое почти двукратное сокращение безработицы невозможно. Все понимают, что это – явная туфта. Ведь работники вышеперечисленных предприятий, силовики и бюджетники после увольнения не могли не пополнить ряды безработных. Но даже если взять и поверить на слово Кара-оолу о сногсшибательных результатах борьбы с безработицей, придётся признать, что она в Туве – одна из самых высоких в России и самая высокая в СибФО. Можно, конечно, сделать скидку на то, что большая часть населения, включая родного брата премьера Леонида Каа-оола, самотрудоустроилась в сборе и трафике наркотиков. Тогда, наверное, 11,9 процентов безработицы могут показаться приемлемыми. Однако следует понимать, что сбор наркотиков в Туве – труд сезонный, в некотором роде временный. Да и, честно говоря, нелегальный. И если наркобизнес признать как средство создания рабочих мест в Туве, то тогда недалеко и до признания трудящимися всех уголовников республики...

Вот в такой ситуации премьер Кара-оол высказался за привлечение к уголовной ответственности безработных, переведя их в статус тунеядцев. Его и так в республике, мягко говоря, не очень любят. Причём не только простые граждане, но и большая часть элиты – одних он обидел незаконным лишением прибавки к пенсии, других без особых причин лишил работы, третьих лишил бизнеса и т.д. И если сравнить отношение к нему и к его предшественнику Ооржаку накануне смены власти, то у него общественной поддержки явно вдвое-втрое меньше. Небывалый протекционизм, коррупция, повальное воровство бюджетных средств, неумение подобрать работоспособные кадры и организовать работу правительства, частые смены ключевых фигур правительства и особенно – удаление очевидного мотора в лице Ш.Иргита, во многом сформировавшего персональный состав правительства 2007 года и приближённых к нему бизнес-структур, являются той основой массового недовольства властью в республике. На фоне этого скепсиса Кара-оол предлагает привлекать к уголовной ответственности тех, кого он лишил работы или для кого даже не создал рабочих мест. Нонсенс.

При этом следует иметь в виду, что это мнение Кара-оола – личное. И никакого отношения к нему наш земляк Шойгу не имеет. Хотя трудно спорить с тем, что любая глупость, исходящая от премьера Тувы Кара-оола, автоматически компрометирует его патрона, усадившего в кресло премьера Тувы, которое ему явно не по ранжиру.

В Туве, наверное, около 30 тыс. безработных. Власти в состоянии предложить работу сотню-другую непрезентабельных вакансий типа сторожей, грузчиков или дворников. И что – остальных судить?

Впрочем, об этом рано беспокоиться. Если в Туве такой недалёкий премьер, это ещё не значит, что в стране все сошли с ума. Думается, что у инициативы питерского депутата Анохина нет никаких шансов на поддержку федеральной власти. Так что думать следует не об уголовных последствиях, а о реальном положении вещей с созданием рабочих мест в Туве. А тут ситуация, прямо скажем, аховая.

Создания новых рабочих мест в больших объёмах реально добиться в двух отраслях: строительстве и сельском хозяйстве. Понятно, что программа Кара-оола «один продукт на всё село» в этом смысле ничего не даст, поскольку главное её предназначение – отмывание бюджетных средств. Сельскому хозяйству Тувы можно придать импульс развития только в случае возрождения системы кооперации сельхозпроизводителей и создания современной переработки продукции сельского хозяйства. Тогда, глядишь, прекратится или, по крайней мере, уменьшится поток переселенцев из сёл в Кызыл, создающих социальное напряжение и увеличивающих число потенциальных безработных. Но дело это сложное и дорогое, а заниматься этим некому, поскольку меняющие друг друга с пугающей частотой министры сельского хозяйства Тувы видят свою роль только в одном – дележе федеральных средств. Так что тут с перспективами туговато...

А в строительной отрасли дела обстоят и того хуже. Власти ориентируются на засаянские строительные компании типа «Водного мира», «Новолита», «Новые строительные технологии», «Вертикаль», «Амелон» и им подобным. Они готовы раскошелиться с заказчиком наличными и не обременяют себя заботами о качестве. Ничего доброго для республики не сделали, зато выдавили из отрасли тувинских строителей и оставили их рабочих без работы. В дорожном хозяйстве монополизация работ приближённой к Кара-оолу компанией «Восток» Уюсова также лишила работы все оставшиеся дорожно-строительные компании Тувы. И как в такой ситуации можно подменять кропотливую работу по созданию новых рабочих мест уголовно-административным террором?

Наверное, я сгустил краски. Никакого закона о тунеядцах не будет, и активная поддержка Кара-оолом этого совершенно абсурдного начинания так и останется рядовой глупостью рядового губернатора. Но по большому счёту дело тут не в безработных, а в том, что очень сложным регионом руководит такой никчёмный поверхностный чиновник, готовый ради красивой цифры в отчёте или просто ради собственной прихоти резко обострить в республике и без того непростую социально-политическую и криминальную ситуацию.

И куда Путин смотрит?

Я ещё вернусь к этой теме.

Кондрат Пчёлкин