Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_5420.html
№6 за 25 августа 2015 года

Обзор прессы

Тувинская правдаСКАЗ О ТОМ, КАК КАРА-ООЛ В КРЫМУ У ПУТИНА ДЕНЕГ ПОПРОСИЛ

Правитель Тувы в поисках причин собственных неудач вновь задумался о международном туризме. «На заседании президиума Госсовета в Крыму» он в третий раз «попросил Владимира Путина предоставить возможность аэропорту Кызыла обслуживать международные рейсы». По его словам, «регион активно предлагает этнокультурные и событийные туристические продукты, однако возникает проблема с привлечением иностранных гостей». Предложение Кара-оола было бы смешным, если бы не было таким грустным. Беда состоит в том, что за время правления Кара-оола аэропортовое и лётное хозяйство в Кызыле достигло пика возможного развала. Аэропорт работает два дня в неделю, принимая 15-20 бортов в месяц. Местное государственное авиапредприятие уже лишилось лицензии на авиаперевозки, а последний рабочий вертолёт Ми-8 разбился в октябре 2014 года, когда под видом производственной необходимости перевозил браконьеров. Мало того, в этой авиакатастрофе погиб генеральный директор ГУП «Тува-Авиа» Шин, невесть как оказавшийся на борту.

Попытки оживить деятельность госпредприятия Кара-оол предпринимал и ранее, но все они были неграмотными, неуклюжими, неэффективными и по большей части коррупционными. Так, к примеру, несколько лет назад по распоряжению Кара-оола правительство за безумные десятки миллионов закупило пару устаревших и изрядно заезженных швейцарских одномоторных самолёта Pilatus PC-12, которые вообще не предназначаются для пассажирских перевозок. В результате деньги оказались выброшенными на ветер – Pilatus гниют в ангарах без дела, дожидаясь списания. А ранее то же правительство умудрилось по дешёвке сбыть «своим людям» исправный Як-42, подаренный республике Президентом Ельциным. Вот такая «эффективная модернизация по-караооловски».

Но аэропорт – это лишь одна из граней проблем для развития туризма. Высокий уровень преступности, в том числе чиновной и уличной, массовое распространение таких болезней, как сифилис и туберкулёз, повальное занятие населения сбором, переработкой и реализацией наркотиков, отсутствие элементарных условий досуга, разбитые дороги с хулиганами на обочинах – плохие спутники туризма, тем более международного. Но Кара-оол об этих проблемах почему-то промолчал. Ему нужен аэропорт и обязательно с международным статусом.

При этом все отлично понимают, что никакие иностранцы на больших самолётах в Туву не прилетят. По крайней мере, в течение ближайших 30 лет. К тому же при загрузке аэропорта на 3-5% его мощности стоимость услуг будет такой, что ни один здравомыслящий турист сюда на самолёте не полетит.

Скорее всего, невзирая на невесть откуда взявшуюся у философа учёную степень по экономике, он так и не научился считать казённые деньги. И, наверное, просто не представляет, сколько его затея будет стоить и как скоро она сможет себя окупить. Судя по всему, даже кризис, навалившийся на Россию в связи с аннексией Крыма и падением цены на нефть, международные санкции и изоляция России в мире Кара-оола ничему не учат. Он по-прежнему тупо просит денег, не давая себе отчёта в том, что страна находится в тяжёлом финансовом положении.

Судя по всему, наш горе-экономист не понимает, что если раньше, в тучные годы, когда на страну обрушивался поток халявных нефтедолларов, когда ещё действовала лицензия «Тува-Авиа» на перевозки, ему не удалось пробить для аэропорта международный статус, хотя Путин «дважды подписывал его просьбы по поводу реконструкции взлётно-посадочной полосы», то теперь шансов на это стало много меньше, невзирая на заявление Кара-оола, что «Восток – очень интересное направление».

Мечтать о развитии международных связей с «Кореей и Китаем», конечно, можно, сколько угодно. Но реально оценивать ситуацию всё же следует. А она состоит в том, что даже «соглашение о придании многосторонности таможенному пункту, который находится на территории РТ, подписанное в шестом году», до сих пор не ратифицировано. А в это время, не в пример Туве, «Монголия очень серьёзно развила свой туристический потенциал».

О том, как Кара-оол просил у Путина деньги, можно рассказывать долго. Но без толку. Путин однозначно поддержал правительство России, считающее эти предложения Кара-оола несерьёзными: «минтранс исходит из того, что в Абакане есть полноценный аэропорт с хорошей полосой». Похоже, в этом вопросе поставлена «точка».

ТУВИНСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ: БРИГАДЫ НЕТ, А ТЕХНИКА ПОСТУПАЕТ

«ТП» по сведениям, поступившим из «пресс-службы ЦВО», сообщила о том, как министр обороны С.Шойгу оснащает несуществующую пока горнострелковую бригаду, которая будет расквартирована в Кызыле: «Горная мотострелковая бригада ЦВО, формируемая в Туве, получила 30 модернизированных бронеавтомобилей специального назначения «Тигр-М СпН».

Газета напоминает, что по заверениям федерального министра Шойгу и тувинского премьера Кара-оола, «все объекты военного городка бригады будут сданы к октябрю 2015 года». Как говорится, свежо предание, да верится с трудом. В настоящее время на объектах Минобороны строительные работы заморожены на отметке в 20% готовности. Причина «заморозки» – отсутствие средств на строительство. То ли Шойгу мало выделил, то ли их уже украли – следствие выяснит. Но Минобороны – махина весьма инерционная. Бригады нет и не предвидится, однако чиновники уже пригнали технику.

Если верить газете, то сейчас будущие стрелки бригады «проходят обучение вождению этого автомобиля на полигоне 41-й общевойсковой армии в городе Юрга Кемеровской области». Сообщается также, что «бригада станет единственным горнострелковым соединением Минобороны РФ, дислоцированным за Уралом». Оно и понятно: бригада создаётся по капризу министра обороны без каких-либо целей обороны страны и на территории, где самая низкая в стране вероятность боевых действий.

«ТП» поясняет, что из себя представляет это чудо российского автопрома: «бронеавтомобили спецназначения оснащены «системами автоматического регулирования давления в шинах и пожаротушения, предпусковым подогревателем, который позволяет запускать двигатель при температуре до -50 C и отапливает кузов, лебёдкой самовытаскивания с электроприводом». Но главное – «автомобиль оснащён российским дизельным двигателем с турбонаддувом мощностью 215 л. с, грузоподъёмность машин – 1,2 тонны, вместимость – до восьми человек, максимальная скорость – 120 км/ч». Впрочем, что бы «ТП» не писала про нашу отечественную технику, все прекрасно понимают, что такое серийный российский автомобиль, будь он изготовлен на базе хоть КАМАЗА, хоть ЖИГУЛЕЙ...

ДЕЛИКАТНЫЙ СЕКРЕТ ДВИГАТЕЛЯ ПРОГРЕССА

Видимо, в правительстве Тувы реально задумались, как подправить негативный инвестиционный климат в республике и в который раз «конкретизировали меры по улучшению инвестиционного климата». Распоряжением правительства «утвержден план мероприятий по улучшению условий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности».

Кто-то думает, что это поможет. Власти уповают на то, что реальные инвесторы «клюнут» на принятие законодательных мер, «защищающих права предпринимателей и инвесторов». Но в том-то и проблема, что никакие законы никакого инвестора в России защитить не в состоянии, поскольку в стране царит чиновный беспредел и дикая коррупция.

А о том, как в Туве при Кара-ооле защищены права инвесторов, можно судить хотя бы потому, как тувинские власти выставили из республики олигарха Пугачёва и лишили его лицензии на Элегестинское месторождение коксующихся углей, передав его авантюристу Байсарову. При этом Пугачёва обвинили в том, что он неэффективно разрабатывает месторождение. А вот в отношении Байсарова таких претензий нет, хотя он вообще прекратил добычу угля, уволил работников и законсервировал предприятие. Так что тут дураку понятно: кто заносит в правительство наличные, тот и «при делах». И никакое законодательство тут ни при чём. И все разговоры о том, что «важным для развития положительного инвестиционного климата, направлением, является оценка доступности ресурсов и качества инфраструктуры для бизнеса» – пустой звук. В Туве остался единственный двигатель прогресса – коррупция. А кто этим двигателем управляет – ни для кого не секрет.

Плюс ИнформКИТАЙЦЫ В ТУВЕ – СПАСАЙСЯ, КТО МОЖЕТ!

Еженедельник неуклюже попытался дать несколько приукрашенную картинку инвестиционной деятельности в Туве. Получилось скверно. Признавая массовое банкротство «ГУПов Тувы», автор публикации предлагает не драматизировать ситуацию в экономике республике, поскольку одновременно с массовым банкротством всего, принадлежащего правительству Тувы народному хозяйству в республике, появляются новые ростки промышленности.

Чтобы звучало достовернее, автор даже назвал микроскопичную обогатительную фабрику «на Кызыл-Таштыгском месторождении полиметаллов» китайской компании «Лунсин» с численностью персонала «из 846 работающих» «одним из крупнейших в Сибири горно-обогатительных комбинатов». В связи с этим он предложил читателям «не оставлять без внимания позитивные сдвиги, происходящие в республике». Правда, при этом он не смог не упомянуть предостережения экологов, которые видят в деятельности этого предприятия серьёзные угрозы для экосистемы Тоджи. К тому же «ещё во время строительства комбината жители Тувы высказывали недовольство по поводу экологической ситуации, которая складывается в Тоджинском районе».

Дело дошло до того, что «в 2012 году Всемирный фонд дикой природы обвинил «Лунсин» в загрязнении окружающей среды». Тогда «речь шла о вырубке сотен гектаров векового кедрового леса» и «об отсутствии полигона твёрдых бытовых отходов и очистных сооружений». Поэтому «мусор просто закапывали». Однако китайцы сделали «правильные выводы» и после нескольких «ознакомительных поездок в Китай» Главы Тувы Кара-оола все природоохранные структуры Тувы одномоментно «забыли» про китайцев и угрозу природе Тоджи. Что дало основания полагать, что китайцы просто купили на корню власть и тем закрыли экологический вопрос.

Купленная власть притихла, однако «недовольные жители Тувы никуда не делись». Они утверждают, что «ГОК нарушает экологическое законодательство». Но никто ничего не проверяет, поэтому официально можно считать, что «все обвинения выглядят, как догадки и предположения», хотя «начальник отдела геологии и лицензирования по РТ Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу Елена Шабалинская» ещё во время строительства «признала, что были и ошибки, и промашки определённого плана».

Впрочем, спор вокруг китайцев и вреда-пользы от их деятельности имеет все перспективы для расширения, насколько бы глубоко коррупция не обволокла глаза власти. Во всём мире известно, что там, где делают деньги китайцы, нет жизни ни людям, ни зверью. В отличие от китайцев, тувинцы-тоджинцы привыкли жить в согласии с природой и брать от неё столько, сколько не принесёт урона флоре и фауне Тоджи. Теперь, когда чиновничество Тувы продалось китайцам с потрохами, видимо, тувинцам придётся менталитет менять и жить по принципу: день прошёл, и слава Будде.