Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_5405.html
№5 за 18 августа 2015 года

Обзор прессы

Тувинская правдаСТРАШНАЯ НАХОДКА: ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ

«Вертолёт «Ми-8», пропавший в Туве в 2014 году», был обнаружен «только в эту пятницу». По утверждению очевидцев, он «практически полностью сгорел». Как сообщил пресс-секретарь тувинского МЧС Д. Крыж, «место аварии – у огромной горы высотой 2 тыс. 600 метров». Аккурат там, где он и должен был быть, если летел строго по маршруту «Соруг – Кызыл». Почему его спасатели-поисковики искали в других местах, до сих пор остаётся тайной. Как уже установлено, «вертолёт был оборудован бортовыми самописцами». До сих пор неизвестно, сколько человек находилось на борту разбившегося вертолёта авиакомпании «Тува-Авиа». «Первоначально сообщалось, что на его борту были 12 человек: шесть членов экипажа и шесть пассажиров». Но уже найдены останки 11 человек и есть перспективы обнаружения ещё как минимум троих жертв авиакатастрофы.

Бардак на государственном авиапредприятии творится такой, что до сих пор никто не может не только поимённо назвать жертвы, но хотя бы с большой вероятностью сообщить о их количестве. Сейчас бесспорно только одно: «на борту также находился директор «Тува Авиа» Юрий Шин». Правда, что он там делал и с какой целью летал, остаётся тайной. Официальные лица правительства Тувы настаивают, что на борту разбившегося вертолёта Ми-8 не найдено остатков снастей для рыболовства и оружия для охоты, во что, конечно, никто не верит. Теперь уже достоверно известно, что под видом замеров покрова снега в верховьях Енисея группа браконьеров летала на охоту и должна была заодно забрать других браконьеров, заброшенных ранее таким же пиратским рейсом, а также добычу браконьеров.

До сих пор нет ответа и на вопрос, что в небе мирной Тувы 7 августа этого года делал военный вертолёт с гражданскими лицами Новиковым и Медведевым на борту. Объяснение, что они, якобы, летали для тушения лесных пожаров настолько же правдоподобно, как и то, что директор авиапредприятия со своим племянником в октябре 2014 года летали замерять уровень снега. А вот версия, что охотовед Медведев и советник премьера Тувы Новиков летели с заимки Байсарова, для данного случая подходит гораздо больше.

РЕМОНТ ДОРОГ: БЛАГО ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ИЛИ ЛИЧНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ?

Такое впечатление, что мэрия г.Кызыла ближе ко дню всероссийских выборов начинает подавать признаки некоторой активности: «начались ремонтно-восстановительные работы дороги на участке улицы Красноармейской от пересечения с улицей Комсомольской до улицы Бухтуева». Удивительно, что начались работы под занавес лета. Другая странность – мэрия до сих пор никак не решится отремонтировать единственную улицу в Кызыле, пересекающую город с севера на юг – ул.Интернациональную. Видимо, деньги, отпущенные на этот ремонт, уже украли.

Как сообщает «ТП», «основной проблемой является состояние дорожного покрытия, отсутствие необходимого количества парковочных мест и остановок для маршрутного такси возле ТД «Гаруда» и социально-значимых учреждений вдоль улицы. Также явное неудобство для жителей доставляют разбитые тротуары и их отсутствие на некоторых участках». «В ходе работ будет произведено обустройство нового дорожного полотна, будет заменён дорожный бордюрный камень и восстановлены разрушенные тротуары вдоль улицы. Также будут обустроены остановки для маршрутного такси возле школы №1, лицея №15 и напротив Дома печати». Наконец-то «для стока воды с проезжей части будут установлены колодцы».

Но есть в этих новостях и неприятное: «работы будут проводиться силами ООО «Восток», а значит, качество работ будет такое же отвратительное, как в случае с ремонтом по ул.Рабочая и Комсомольская. Как правило, после ремонта ООО «Восток» асфальт весной сползает с полотна дороги одновременно со снегом. Интересно, когда Уюсов и Кара-оол набьют себе карманы доверху?

ЖКХ ПРОГНИЛО. ГОНИТЕ ДЕНЕЖКИ

Как известно, лучше поздно, чем никогда. Как только директор «Водоканала» Фалалеев перебрался вместо мест не столь отдалённых в правительство Тувы, для всех стало понятно: инженерные сети в Кызыле он действительно довёл «до ручки». Как сообщила «ТП», «общий износ жилищно-коммунального хозяйства региона составляет 75%». Что делать с этим прогнившим ЖКХ, никто, похоже, уже не знает. Всю вину валят на муниципалитеты, «в ведении которых находятся сети», которым те «уделяют крайне мало внимания». Вместо программы реконструкции инженерных коммуникаций минстрой и агентство ЖКХ придумали некое «государственно-частное партнёрство».

Другое средство для решения проблемы, придуманное в недрах правительства – «создание специализированного министерства ЖКХ». Правда, министерство получится несколько убогое – в нём не будет ни объектов ЖКХ, ни денег. По замыслу начальников это будет простая бюрократическая контора, «в ведении которой будут находиться вопросы, связанные с привлечением в отрасль частных капиталов». Смысл этой реорганизации состоит в том, чтобы из безденежных муниципальных владений «передать имущество ЖКХ комплекса в частные руки, путём концессионных соглашений с предпринимателями». Как полагают в правительстве, «новое ведомство практически не создаст дополнительной нагрузки на бюджет региона», поскольку вся нагрузка ляжет на население, которое через повышенные тарифы ЖКХ будет содержать не только министерство, но и присосавшихся «предпринимателей». Жилищно-коммунальные затейники признают: «в Туве мало бизнесменов, которые могут оказаться заинтересованными вкладывать деньги в ЖКХ». Зато такие люди могут приехать «из Хакасии или Красноярского края». Видимо, они в компании с чиновниками правительства Тувы и намерены пограбить тувинское население.

ГЛАВА ТУВЫ ОСМОТРЕЛ ВЛАДЕНИЯ

«Глава республики Ш.Кара-оол совершил рабочий выезд в Каа-Хемский район, где проинспектировал строительные объекты, а также проверил деятельность психоневрологических интернатов в селах Дерзиг-Аксы и Авыйган», – сообщила «ТП». Как известно, в этих местах ранее «атмосфера была ужасной: затхлый запах, отсутствие ремонта, проживание детей и взрослых в одном корпусе». Осмотрев объекты сейчас, Кара-оол пришёл к неутешительному выводу: «обновлены система отопления и канализация, проведён косметический ремонт», однако по-прежнему «невооружённым взглядом проскальзывает бесхозяйственность». Мало того, что необходимо «в срочном порядке принять меры противопожарной безопасности, чтобы нигде не было оголённых проводов», «некоторые окна и двери без ручек, матрасы требуют обновления, напольная плитка в актовом зале вообще никак не закреплена, что говорит об отсутствии мероприятий в этом помещении». Заметив «старые окна в ряде комнат», премьер сказал: «представляю, как зимой продувает больных. Замените окна». Как метко отметил Кара-оол, «нужно создавать условия, приближённые к домашним, а не тюремным». «Через месяц состоится контрольная проверка».

ЧЕМ БЫ ДИТЯ НИ ТЕШИЛОСЬ...

Всё-таки, как нам повезло с председателем правительства! Он, сложа руки, не сидит. Постоянно генерирует новые идеи. То дирижаблями увлечётся, то ТЭС-2 строит, а то и вовсе совет отцов изобретёт. Причём зачислит туда всех подряд от алкоголиков до импотентов. А на днях Кара-оол придумал ещё одну, ещё более гениальную штуку – решил создать «в Туве Ассоциацию инженеров». А подсказал ему эту идею «великий аксакал Чимит Байырович Ондар», к которому Кара-оол «напросился в гости».

Оказалось, что «колоссальный жизненный опыт, мудрость и патриотизм ветерана» стали предметом подражания для Главы правительства Тувы. Премьер напросился к аксакалу для того, чтобы узнать, что нужно предпринять, чтобы «больше подготовить инженерных кадров». Поскольку, как понял Кара-оол, «без инженеров нет развития», так как «не будут двигаться механизмы, гайки». И вот премьер с аксакалом решили: для того, чтобы «двигать механизмы, гайки», необходимо «в самое ближайшее время создать Ассоциацию инженерных кадров республики». А уж, как только эта ассоциация будет создана, то тут же начнут «двигаться механизмы, гайки», и в Туве наступит благоденствие.

О том, как будут «двигаться механизмы, гайки», премьер и аксакал говорили так увлекательно, «что и не заметили, как время пролетело». Настолько важной для обоих собеседников была тема – поддержка инженерных кадров в Туве, чтобы «двигались механизмы, гайки». Впрочем, эта тема Кара-оола интересовала всегда. Не случайно он такую задачу «поставил перед членами правительства ещё в 2008 году». Однако пока заставить «двигаться механизмы, гайки» ему не удавалось. Зато теперь с созданием могучей «Ассоциации инженеров» проблема движения механизмов и гаек наконец-то получит своё разрешение.

С этим «полностью согласен ветеран», который на деньги тувинского правительства ещё «в 2013 году выпустил книгу «Путь инженера». В публикации умиляет одна деталь: аксакал-ветеран Ч.-Д.Б. Ондар, так милостиво согласившийся принять молодого премьера Тувы, числится его советником и получает за это немалые деньги. Так что совет по поводу создания ассоциации – не совсем бесплатный. Думается, что Кара-оолу нужен был совсем другой совет: вместо создания никчёмных советов и ассоциаций изменить национальную и кадровую политику, чтобы не только русские, но и талантливые тувинские инженеры не бежали из республики. Может, тогда «механизмы, гайки» начнут двигаться в правильном направлении?

Плюс ИнформКТО И ЗАЧЕМ ОТРАВЛЯЕТ НАМ ЖИЗНЬ?

Ни для кого не секрет: живём мы в небезопасном с экологической точки зрения мире. Но вот насколько экология угрожает нашей жизни, мы толком не знаем. И вряд ли скоро узнаем, пока разного рода учёные служат не науке, а чиновникам. Вот, к примеру, «власти Тувы опубликовали Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды РТ в 2014 году». После изучения этой информации может сложиться впечатление, что «экологическая обстановка в Туве, если, конечно, не учитывать «чёрные зимы» Кызыла, в целом оценивается на «хорошо». Только верить таким оценкам продажных учёных и чиновников невозможно. Чего стоит хотя бы сажа от сгорания местного угля, отравляющая жизнь практически всем жителям республики. Отсюда массовые заболевания астмой, туберкулёзом и раком. А им хоть бы что – оценивают ситуацию «на четыре с плюсом».

Но даже среди этого глупого и опасного для людей ура-патриотизма слышатся «тревожные звоночки». Даже такая ангажированная проверка не могла скрыть, что «инвесторы, а особенно «Лунсин», несут большую угрозу для Енисея». А главным «Основным источником загрязнения водных объектов является ООО «Водопроводно-канализационные системы» г. Кызыла». В связи с этим качество воды в 2014 году ухудшилось «в реке Большой Енисей в районе села Тоора-Хем, где вода и без того характеризовалась, как «очень загрязнённая», а также «в Большом Енисее в районе Элегеста».

Как известно, «в Туве продолжается добыча золота, разработка каменного угля, асбеста, каменной соли, песчано-гравийных смесей, также начата добыча на Кызыл-Таштыгском полиметаллическом месторождении». Правда, эта деятельность пока, по мнению чиновников, «не имеет катастрофических последствий». Но есть вопросы, которые требуют немедленного разрешения. К примеру, «полигону ядохимикатов в Кызыльском районе, который расположен в 20 км к югу от столицы Тувы у федеральной трассы М-54». Этот полигон принадлежал ГКО «Тувасельхозхимия», сейчас «он является бесхозным». «Из-за общего повышения уровней подземных вод в этом районе большая часть захоронения оказалась затопленной, появилось несколько небольших озёр. Продукты распада токсичных веществ и их производных попадают в подземные воды и разносятся вниз по потоку подземных вод к долине р. Енисей. В последние годы экологическая обстановка усугубляется тем, что повышение уровней подземных вод в районе полигона ядохимикатов продолжается», – сообщает комиссия. «Вся эта гадость направлена «в сторону священного минерального источника Тос-Булак», имеющего огромное культурное и оздоровительное значение». Мало того: вся эта гадость «направляется в долину реки Енисей и к водозаборам Кызыла».

Ещё более тревожная ситуация «в почве двух сёл Чеди-Хольского района – Хову-Аксы и Сайлыг, расположенных вблизи предприятия, концентрация мышьяка превышает предельно допустимую норму в 20-150 раз, а в органах домашнего скота, который принадлежит жителям поселений, – в 5-7 раз». Отвалы пород месторождения Хову-Аксы и Терлиг-Хая содержат «опасные для здоровья людей и окружающей среды металлы: кобальт, никель, мышьяк, ртуть», которые «попадают в поверхностные и подземные воды, загрязняют почву и грунт, а также воздух». Отдельная и глобальная проблема – воздух в столице, «основными источниками загрязнения которого являются предприятия энергетики, промышленные и коммунальные котельные, автотранспорт, а также частный сектор с печным отоплением».

Но самое страшное – что всеми этими проблемами никто не занимается. Отсутствует даже официальная программа по приведению экологической ситуации в республике в норму. И зачем нам такое правительство, которое отравляет нам жизнь?