Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_5296.html
№22 за 23 июня 2015 года

Нам пишут

Вся жизнь – Тува!

Я хочу рассказать вам о Щербаковой Агнии Михайловне. Ныне пенсионерке, прожившей в Туве более полувека. Само имя Агния, что с греческого – непорочная, чистая, уже даёт характеристику. С малых лет значение имени располагает её к построению своих, пусть и детских принципов. Эта девушка не из тех, кто выскочит замуж за первого встречного, что означает наличие трезвого взгляда на брак. Родилась Агния Михайловна в 1930 году 16 января селе Осинцево, Пермского района в семье Михаила Николаевича и Людмилы Алексеевны Трапезниковых. Родители рано поженились, матери было 16, а отцу 17 лет. У Агнии было четверо братьев и сестер, но двое умерли в детстве, и осталось в живых двое: она да сестра. Отец часто был в разъездах, ездил заключать договоры на поставку продуктов для военных, а потом и для фронта. Мать не работала. Они изъездили весь Кавказ, жили и на Волге, а перед войной в Казахстане. Война застала на Урале, в Ирбите.

После окончания десятилетки Агния поступает в Свердловский мединститут на педиатрическое отделение факультета. Но, проучившись полгода, берёт академический отпуск и уезжает в город Молотов, теперь Пермь, и поступает в мединститут на стоматологический факультет и в 1954 его успешно заканчивает. На мой вопрос, «Как вы попали в Туву?», ответила: «Да по распределению. Мне предложили пять мест – Монголию, Курильские острова, Таймыр и Туву. Из всех представленных мест были «покупатели», которые характеризовали свои края. Из Тувы была Холодкова А.В. Видя мое замешательство в выборе, стала меня усиленно агитировать. «Вы не пожалеете, – говорила она. – У нас солнечно, народ хороший, река Енисей, а природа!» И я согласилась. Согласилась ещё потому, что нас, молодых специалистов, ждали – и это тоже сыграло роль на мой приезд в Туву.

К Кызылу мы подъехали около 11 ночи. Переправляться нужно было с правого берега на левый по понтонному мосту, который я видела впервые. В Кызыле меня отправили работать в г.Чадан. В Чадан ехали на видавшем виде ПАЗике, который то и дело ломался. По дороге я познакомилась с Валентином, сыном К.Х. Тока. Всю дорогу он мне рассказывал о Туве, о Тодже. Заострял моё внимание на красоте степи и перелесков. По дороге, где стояли юрты, он просил остановиться и заводил в юрту, чтобы показать, как живёт его народ. Хозяева встречали радушно. Я впервые в жизни попробовала хойтпак, тара со сметаной и холодное мясо барана на косточке, варёное, конечно. Приехали в Чадан поздно ночью, и Валентин уступил мне своё место в гостинице, а сам ушёл в избу недалеко. Утром я пошла на своё рабочее место в больницу.

Врачей было четверо, пятой была гл. врач Вера Васильевна Александрова, по профессии гинеколог. Очень любила свою работу. Хороший организатор. С ней-то меня и поселили, только в разных комнатах. Оперировали зачастую при керосиновых лампах, я тогда ассистировала хирургу Шабаеву Михаилу Герасимовичу. Все работали на энтузиазме. Ездили с осмотрами по суммонам. У местного населения зубы были очень крепкими и не болели. Обращения ко мне были, только если отколется зуб, или оголится нерв. Местное население к врачам относилось очень трепетно и уважительно.

Однажды ко мне пришла ватага ребят, ушли с урока, чтобы посмотреть на мои голубые глаза, у них-то чёрные, сорвав урок». И смеётся, вспомнив, как ей в любви объяснялся будущий её муж, Щербаков Юрий Павлович, тоже врач. Юрий играл на баяне, а Агния хорошо читала стихи. Врачи часто выезжали с концертами в суммоны, а попутно делали осмотр населения. После отъезда хирурга Шабанова М.Г. Агния часто ассистировала Юрию, так продолжалось два года. И вот однажды, приехав из отпуска, Агния от Юрия услышала столько упрёков, что не сообщила ему о своём отъезде, а потом и признание в любви словами песен: «Отчего, почему я не знаю сам, я поверил твоим голубым глазам, и теперь скажу тебе: ты одна в моей судьбе...» и ещё: «Признаться, страшно мне теперь, я не ту открыл бы дверь, другой бы улицей прошёл, тебя не встретил, не нашёл».

После двух лет общения Агния и Юрий поженились. Свадьба была не шикарная, просто расписались в Райисполкоме без марша Мендельсона, а через год родился сын Александр, который пошёл по стопам родителей став врачом, но вот судьба не очень обошлась – погиб в автокатастрофе. Долго пришлось им привыкать к мысли, что сына больше нет. Сердце Юрия Павловича не выдержало такой утраты, ему казалось, что сын его зовёт к себе и Агния Михайловна осталась без двух таких родных ей людей.

Агнии Михайловне, ей есть чем гордиться в своей жизни. Проработав в общей сложности 45 лет врачом-ортопедом, а затем заместителем главврача стоматологической клиники, имеющей массу почётных грамот и награждений, в том числе, Правительственную, Заслуженного врача Тувинской АССР, она желает молодым работать так, чтобы пациенты доверяли им.

В заключение своего разговора Агния Михайловна сказала: «Я нисколько не жалею, что приехала в Туву и прожила здесь 60 лет. Нигде в России нет таких людей, как у нас в Туве. Нигде нет такого высокого и чистого неба. Нигде нет такой вкусной воды».

Надежда Золотухина