Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_4904.html
№1 за 9 декабря 2014 года

Обзор прессы

Тувинская правдаУРОК ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Проблема срочной защиты диссертации не даёт передыха нашему Главе, и он с завидным упорством ездочится на Урал, подыскивая себе для этого какую-нибудь серьёзную причину. Вот и в этот раз он «встретился с земляками – студентами Уральского государственного юридического университета» и «их преподавателями». Цель – «похвалить ребят за сплоченность и посоветовать заводить дружбу с ребятами из других российских городов».

Кара-оол настоятельно советовал землячкам «быть креативными» и готовиться принести пользу Родине, которая находится в трудном положении в связи «с неразвитостью инфраструктуры». Но эту проблему, по мнению Кара-оола, должна решить железная дорога «Курагино – Кызыл», строительство которой три года назад начал лично Путин, забив «золотой костыль». Правда, за это время построено лишь 48 метров из 408 километров дороги, что чуть более 0,01%. Но унывать не следует, считает Кара-оол: «в Туве сосредоточены крупнейшие месторождения коксующихся углей самых жирных марок», разработку которых «без железной дороги невозможно начинать». И он «предполагает, что железнодорожная линия Кызыл – Курагино соединит Элегестское каменноугольное месторождение с веткой Транссиба». А раз «Президент Владимир Путин сказал: «Железной дороге – быть!», так оно и будет, – уверял Кара-оол. Правда, реализации проекта мешает отсутствие финансовых средств у инвестора Байсарова, который вот уже почти три года в компании с Шойгу и Кара-оолом «находится в стадии согласования кредитных средств».

«Теплую встречу завершили выступлением заслуженного артиста, порадовавшего земляков тувинским горловым пением». Затем расчувствовавшийся премьер поведал присутствующим, что широко распространённое в Туве и за её пределами мнение «о его национализме», беспочвенно. Это может подтвердить «пожилая свердловчанка», угостившая когда-то «незнакомого ей приезжего подростка Кара-оола пирожками». Поэтому, когда его «оппоненты говорят, что Кара-оол – националист», в ответ он приводит случай с этими пирожками.

Какое отношение ко всему этому имеют студенты юрфака, из публикации понять было сложно. По крайней мере, Кара-оол вряд ли звал их на строительство дороги – не тот профиль. К тому же, даже те, кто опрометчиво откликнулся на его призыв и уже обучился железнодорожным профессиям, ищут применение своим силам в других областях – кто сторожем, кто дворником. Так что и юристам на этом строительстве места найти вряд ли удастся.

Впрочем, разговор зашёл и о юриспруденции. Кара-оол умилил присутствующих призывом «жить по закону». Они же не знают, как один «тувинский интернационалист» по пьяни в компании таких же, как он дружков, выбил глаз русскому охраннику боулинг-клуба Иванову только за то, что тот не знал, «кто такие кара-оолы».

ЧЕМ БЫ КАРА-ООЛ НИ ТЕШИЛСЯ...

Терпящий неудачи на экономическом фронте премьер Тувы переключается на другие программы. Недавно «ТП» сообщила, что он «предложил сделать бренды республики достоянием международного масштаба». Ничего не скажешь, зачин серьёзный. В рамках этого проекта «Шолбан Кара-оол договорился с ректором Уральского государственного экономического университета Михаилом Федоровым провести в Туве I Форум азиатской молодежи».

Молодёжь республики «согласилась, что это огромная возможность прославить Туву как республику в географическом центре Азии». Однако «форум такого уровня на территории республики – огромная ответственность», – полагают они. И для начала нужно решить «где принимать гостей из разных стран и чем удивить?». А то получится такой же скандал, как со столетием единения Тувы и России. Однако тувинцы – весьма практичный народ. Все сошлись во мнении, что для начала необходимо выяснить, «каким будет бюджет I Форума азиатской молодежи?». И если денег не намечается, то и копья ломать ни к чему, поскольку вопрос нужно «ставить ребром»: от «объема средств будет зависеть зрелищность мероприятия».

Что же до «чудес Центра Азии», то тут выбор оказался невеликим: «это центр Азии, это хоомей, это уникальная природа и др.». Упор придётся делать на «др.», так как «природа, центр Азии и хоомей» всем уже изрядно приелись. Но Кара-оол не расстраивается и убеждает молодёжь: «все зависит от вашей активности, инициативности, креативности и умения найти послов Тувы. Поэтому дерзайте».

Похоже, что Форум будет настолько же полезен, как недавнее празднование 100-летия...

ИЩУТ ПРОШЛОГОДНИЙ СНЕГ

Когда 10 октября в Туве пропал вертолёт, Главе Тувы было не до него – он срочно убыл с сыном в Китай. Вернувшись, узнал, что МИ-8 не нашли и поиски свернули. Общественность стала обвинять Кара-оола в чёрствости и отсутствии государственного подхода в работе. В ответ 28 ноября он «провел встречу с родственниками пассажиров и экипажа пропавшего вертолета «МИ-8», на которой успокоил людей, «сообщив, что поиски пропавшего вертолета продолжаются по суше группами добровольцев из числа профессиональных охотников».

Что это за поиски, да ещё силами «добровольцев», все, конечно, поняли. В Туве вовсю развернулась зима. Выпал снег и температура упала до -30 градусов. Какие уж там поиски... Время реальных поисков было безнадёжно утеряно. Какие там лётчики, какие пассажиры, когда у него родной сынок хочет в Китай!

Людей мало обрадовало сообщение, что «остается в силе объявление главы Тувы о вознаграждении в полмиллиона рублей» за нахождение вертолёта. Да и что это за поиски, если до сих пор, спустя два месяца, точно неизвестно количество пассажиров пропавшего вертолёта, а поиски ведутся «с помощью экстрасенсов»?

РУССКИЙ ЯЗЫК ПО СЕКРЕТУ

Удивительна почта «ТП». Скорее всего, её подбором заняты в правительстве республики. Иначе вряд ли в газету попало бы сочинение «Ирины Сараскиной», которая увлекается подслушиванием и подглядыванием за своими соседями.

Если верить её письму, то она недавно подслушала своих соседок, которые между собой обсуждали «съезд учителей русского языка» и итоги «Года русского языка» в Туве. Как показалось сплетнице, они обсуждали проблему так, «словно оплеухи раздавали». Мол, «толку-то от него, как не говорили в районах на великом и могучем, так и не говорят». Никто на русском в районах не говорит, так что в итоге «галочку власти поставили и успокоились...».

Наша всезнайка-сплетница с виду с такой постановкой вопроса не согласна. Она полностью на стороне властей, хотя и признаёт: «в районах, где и русских-то не осталось, даже знание обиходного русского языка скатилось на «двойку». Она уверена, что «не говоря, не общаясь с носителями языка, не погружаясь в иную языковую среду с головой и надолго, заговорить на нем невозможно». Правда, она не винит власти в том, что в Туве русских всё меньше и меньше. И даже министра образования Бичелдея не корит, что по его инициативе в 90-х начался массовый исход носителей русского языка из республики и жители Тувы не понаслышке знают о том, что «разобщение по национальным признакам, а тем более – языковыми барьерами, встает государству и, главное, обществу в очень высокую цену». Ситуация же сейчас в республике такова, что даже «функционеров правящей партии в деревню уже не загонишь». «Так что же вы хотите от овюрских учителя и ученика?» – вопрошает автор письма.

Честно говоря, винить Сараскину в чём-либо не стоит. Что можно взять с человека, у которого «лучший друг и собеседник – телевизор». За неделю-другую общения с зомбоящиком такого наберёшься, что даже Бичелдея будешь воспринимать как ценителя русского языка, интернационалиста и государственного мужа. Особенно если «смотришь все, особенно местное». Голову задурят так, что чёрное станет казаться белым и наоборот. Однако даже такой как Сараскина удивительно, что «все, что на них говорится, и все, кто говорит, – только на тувинском языке». И как в таких условиях выживать великому и могучему?

Вне всякого сомнения, что «сегодняшняя ситуация с русским языком в Туве – это следствие государственных ломок и реформ». А нахождение шовиниста на посту министра образования республики является лишь доказательством того, что в республике ничего не поменялось, и перспектив у русского языка как не было, так и нет, сколько бы годов русского языка Кара-оол ни обозначал. К тому же, как считает автор, и «Москва особого внимания этой проблеме не уделяет». Вот Тува с Кара-оолом и катится вниз по наклонной к изоляции не то что от внешнего мира – от России. Потому и получается, что на самом деле «Год русского языка – условность».

И правы соседки, втихую осуждая политику властей в области русского языка. Не случайно они «поняли, что 31 декабря про русский язык у нас можно не вспоминать». И Сараскина с ними, похоже, всё-таки согласилась. Но подслушивать и подсматривать, это, всё-таки неэтично. И у русских, и у тувинцев.

ПУТИН ПОСЛАЛ – КАРА-ООЛ ПРИНЯЛ

Президент Путин огласил своё Послание. Прослушав его, Кара-оол пришёл в неописуемый восторг и заявил: «осталось стойкое чувство, что с нами говорил человек, который абсолютно точно знает, что делает и что нужно еще сделать». Его «заразило железное спокойствие и уверенность Владимира Владимировича». Особенно с учётом того, что Кара-оол знает, «в каких сложных условиях ему приходится защищать интересы России и права наших собратьев в Украине».

Думается, подобную похвальбу можно было бы сказать, и не слушая Путина. Обычный набор фраз ничего не понимающего чиновника. А вот те, кто разбирается во внешней и внутренней политике, дружно отмечают, что более абстрактного Послания у Путина ещё никогда не было.

ПОКАЗУХА НА ЗАКАЗ

В Туве прошла «третья республиканская ярмарка-выставка участников губернаторского проекта «Одно село – один продукт». «Свою продукцию привезли 159 представителей малых и средних СПК». «Количество участников увеличилось более чем в полтора раза», – отмечают чиновники. Одна беда – о продукции и сказать-то путём нечего. По крайней мере, из сообщений «ТП» выходит, что на выставку привезли лишь «хлеб Бурен-Хема», который «пекут уже более 10 лет», «мёд Дургена», собираемый «уже не первый год», «мясо и мясные полуфабрикаты Сут-Хольского района», «молоко, кефир и сметану из Дзун-Хемчика», «далган из Улуг-Хемского района» да «тротуарную плитку из Ак-Довурака».

При этом автор публикации не скрывает, что, на самом деле, о создании рабочих мест по производству этих товаров говорить вовсе не приходится: мёда накачали мало, а молока вообще для переработки уже нет. Плитка не в состоянии конкурировать с засаянской. Так что в реальности всё это к экономике республики по большому счёту отношения не имеет. Так, показуха.

Плюс ИнформКТО РАЗВОРОВАЛ КУРОРТ «ЧЕДЕР»?

Пожалуй, более наглядного примера итогов семилетнего правления Ш.Кара-оол, чем разорение «курорта «Чедер», придумать сложно. Сегодня это – «еще один растащенный по частям банкрот Тувы».

Как сообщает «ПИ», «курорт работал круглогодично и был способен принять более 3,5 тысячи человек за 12 месяцев. За 2013 год «Чедер» сумел заработать порядка 11 миллионов рублей». Ещё совсем недавно процветающий курорт Тувы в экстренном порядке превращён правительством Тувы в полностью разворованное хозяйство. Кадровая чехарда Кара-оола привела к банкротству предприятия. Теперь, после того, как «почти год здравница не работает», на всеобщее обозрение выставлено: «крыша и пол разобраны», «в зимнем корпусе разобран весь третий этаж», «половина стекол выбита, все унитазы украли, подстанция полностью разукомплектована, в кочегарке насосные моторы сняты». 24 сентября 2013 года «решением Арбитражного суда ГУП «Курорт «Чедер» был признан несостоятельным (банкротом)».

Интересно, где при этом были премьер Кара-оол, зампред Дамба-Хуурак, министр Лобанов, депутаты и аудиторы Счётной палаты РТ? Где, в конце концов, был прокурор Гринёв, почему он никого не привлёк к ответственности? Где они были, когда растаскивали действующее госпредприятие? И кто за это ответил? Вот так они всю Туву растащат. И виновных никогда не найдут. Потому что виновные – сама вороватая власть.