Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_4872.html
№33 за 25 ноября 2014 года

Инвестиционный тупик

Инвестиционный тупик

Никто, наверное, не станет спорить с тем, что Тува с её богатыми недрами при Кара-ооле окончательно сформировалась в качестве самого отсталого в инвестиционном плане региона России. Даже те, казалось бы, незначительные подвижки по этой части, совершённые республикой при Кара-ооле, сошли на нет. Достаточно вспомнить фактически прекратившие свою производственную деятельность ТЭПК в Элегесте и Голевскую горнорудную компанию в Тодже. Придя к власти с помощью Шойгу, первое, чем он занялся, это начал сколачивать пул инвесторов под названием «консорциум» с кошельком Шойгу – олигархом Дерипаской во главе. Чего они тогда не напланировали! Разработку угольных месторождений, строительство ТЭС-2, железной дороги «Курагино – Кызыл», гостиниц, международного аэропорта, речного вокзала. Были даже такие экзотические инвестпроекты, как производство дирижаблей. С тех пор прошло семь лет. В Туве давно никто не вспоминает ни о Дерипаске, ни о Пугачёве. Вместо них время от времени, как плевок презрения в Шойгу и Кара-оола, всплывает фамилия чеченского авантюриста Байсарова, всё тише и тише обещающего начать заброшенную добычу угля Элегестинского месторождения, строительство железной дороги в Туву и морского порта в Ванино. В объективном же плане цифры, квалифицирующие положение Тувы среди других регионов страны в области инвестиций вынужден был привести в своём докладе об инвестиционном климате и инвестиционной политике Тувы на 2015 год премьер Ш.Кара-оол.

А они, как доложил премьер на Экономическом совете по инвестициям при его правительстве, весьма плачевны: в сравнении с другими регионами инвестиционная картина Тувы, по признанию Кара-оола, «далеко не радужная»«40 тыс. рублей на человека». «Это вдвое меньше среднего показателя по стране, разрыв с регионами-донорами в десятки, а то и сотни раз», – сокрушается премьер. И если ничего не предпринимать, «если динамика прироста инвестиций останется прежней – получается, что Туве, чтобы сравняться с сегодняшним уровнем капвложений, скажем, Красноярского края, понадобится 30 лет». Шолбан Кара-оол попытался проанализировать ситуацию и предложить рецепт выхода республики из инвестиционного тупика. Он заявил, что собрал всех, имеющих отношение к решению данного вопроса «в расширенном составе, чтобы определить основной вектор формирования инвестиционной политики на 2015 год». И он надеется, что «Инвестиционное послание к предпринимательскому сообществу и органам власти республики» станет «постановкой задач по улучшению инвестиционного климата на нашей территории».

Вкратце же ситуация с инвестициями в республике такова. Кроме компаний «Лунсин» (КНР) и «Межегейуголь» (Абрамович), хвастаться нечем. А эти компании работают не благодаря усилиям правительства Тувы, а, скорее, вопреки. Там же, где усилиям правительства сопутствовал успех, наступила кладбищенская тишина. Кара-оолу удалось остановить работу принадлежащего олигарху Прохорову предприятию – Голевской горнорудной компании. И теперь там, кроме сторожей, никаких работников не имеется. Также успешно правительство остановило работу Элегестинского угольного предприятия – ЗАО «ЕПК». Тут всё сложнее. Для этого сначала пришлось лишить Пугачёва статуса члена Совета Федерации, а затем отобрать у него лицензию на разработку Элегестинского месторождения. В итоге, теперь он в Лондоне готовит к оглашению компромат на Путина, а на месторождении угля вместо шума работы техники слышен лишь храп охраняющих объект сторожей. А Байсаров, которому по блату передали месторождение, похоже, и понятия не имеет, что с ним делать.

В такой ситуации говорить о перспективах строительства железной дороги в Туву, которое «оседлал» Байсаров, а уж тем более – ТЭС-2 и дальневосточный порт в Ванино – просто глупо. Впрочем, такого же мнения, по сути, придерживается и трезвеющий на глазах премьер Тувы Кара-оол. По крайней мере, он в своём выступлении озвучил очень короткий список потенциальных объектов вероятного инвестиционного процесса на ближайшие годы. А именно, он назвал среди проектов ближайшего будущего «мясокомбинат, цементный завод, лесоперерабатывающие предприятия и ТЭС-2». Как видите, среди них уже нет ни железной дороги, ни порта в Ванино, и даже Элегестинское месторождение никак не обозначено. Из тех объектов, что когда-то обещали построить то Дерипаска, то Байсаров, осталась только многострадальная ТЭС-2, о перспективах строительства которой пролито столько караооловских слёз.

Но хватит о сегодняшнем. Обратимся к будущему глазами Кара-оола и посмотрим, что он предлагает делать для изменения к лучшему ситуации в области инвестиций. «Перед нами стоит очень трудная, но архиважная задача – максимально ускорить темпы экономического роста», – заявил он. «Решить её можно, только выстроив эффективную систему управления инвестиционными процессами». Из чего становится очевидным, что такой системы в Туве до сих пор не было. Правда, это Кара-оола не очень огорчает. Он почему-то считает, что «Подобной системности в сфере управления инвестициями сегодня нет даже на федеральном уровне». Не будем останавливаться на очевидной глупости премьера и продолжим изучение рецептов, предложенных им.

Для начала он полагает оставить недееспособное правительство республики в покое и вовлечь в реализацию республиканской инвестиционной программы муниципалитеты, которых обязал «подготовить конкретный перечень инвестиционных проектов и формирование инвестиционного паспорта кожжуна». А затем следует «выходить на инвесторов с готовыми проектами муниципалитетов, требующими финансирования». Для того, чтобы принудить вероятных инвесторов раскошелиться, по мнению Кара-оола, «качество подготовки всех документов должно быть на самом высоком уровне». В этом плане экспроприации денежных средств олигархов премьер видит роль региональных властей в том, чтобы «обеспечивать всю необходимую поддержку тем муниципалитетам, где ведётся активная инвестиционная политика». Кроме того, муниципалитетами должна «вестись и обновляться база свободных земельных участков, пригодных для реализации инвестиционных проектов. Речь идет не только о муниципальных участках, но и о тех, что находятся в частной собственности». Мудрый премьер необходимость такой работы предвидел и ранее – не случайно он является обладателем кандидатской диссертации по экономике на подобную тему. Ещё в прошлом году правительством было «инициировано закрепление ответственных лиц за эту работу во всех городах и районах». Однако муниципалитеты в очередной раз проигнорировали его мудрое указание: «на бумаге отчитались все. На деле – ни в одном районе инвестиционные комиссии не работают, проекты не формируются», – с горечью признался Кара-оол. Теперь обман не пройдёт и за это будет строго спрошено, заявил премьер.

Другой важнейшей проблемой Кара-оол объявил проблему в Туве кадров, а «кадры по-прежнему решают все». В связи с этим Кара-оол предложил в школах создавать шахтёрские классы. «Самая большая трудность, с которой мы столкнулись и сталкиваемся везде, – катастрофический дефицит профессионалов», – сообщил он. И не согласиться с ним трудно: Кара-оол сам публично демонстрирует типичный случай премьера-непрофессионала, который не понимает, что творит и в случае аварии на ТЭЦ или вертолёта с людьми тут же старается смыться за границу. Не случайно «компании, которые приходят на наш рынок, везут с собой не только оборудование, но и специалистов». «Республика не в состоянии предложить им квалифицированных работников. Наши рабочие не выдерживают конкуренции с приезжими, имеющими навыки трудиться без перекуров и загулов», – сокрушался премьер.

И только на третье место он поставил проблемы административных барьеров в Туве. Долго и нудно рассказывая участникам совета о том, как он и Путин борются с этими барьерами, Кара-оол только подтвердил, что в таких условиях ни один инвестор работать не сможет, если не решить «вопросы предоставления земельных участков, подключения к инженерным сетям, взаимоотношений с естественными монополиями». И в этом плане «уменьшение в строительстве количества процедур с 15 до 11» и «сокращение времени прохождения административных процедур для получения разрешений на строительство с 333 до 230 дней к 2018 году» – как мертвому припарка.

Тем не менее, Шолбан Кара-оол полон оптимизма. Он всерьёз считает, что этот Совет с лучшими и ответственнейшими людьми республики станет «новой точкой отсчёта», с которой «новые вызовы и новые возможности означают и новый уровень работы с инвесторами». Он верит, что люди поймут его и осознают, что «каждый рубль инвестиций, привлеченных в республику, – это вклад в благополучное будущее региона, повышение качества и уровня жизни наших земляков, формирование современной социально-экономической инфраструктуры территории». И уверен, что «объединёнными усилиями мы сможем превратить инвестиционный потенциал Тувы в надежный фундамент его развития».

Завершая своё выступление, Кара-оол обратился к потенциальным и действующим на территории республики инвесторам. Он уведомил их, что «Республика Тыва открыта для инвестиций». Он и его правительство «готовы обсуждать любые инициативы по реализации новых или развитию существующих проектов» и «обсуждать их на любых площадках, включая заседания Экономического совета». Идя навстречу вероятным пожеланиям маловероятных инвесторов, Кара-оол предложил «создать внебюджетную специализированную организацию по привлечению инвестиций и работе с инвесторами». Если это случится, то уже не инвесторы, высунув язык, будут «бегать по различным кабинетам в ведомствах республики для решения своих конкретных проблем», а клерки этой организации займутся работой, которая «требует времени, утомительна и малоэффективна». И он «надеется, что новая структура окажется полезной и выведет наше взаимодействие на новый уровень». Таким образом, он считает, что новая бюрократическая структура поможет инвесторам бороться с прежней бюрократией. Правда, в итоге бизнесменам придётся платить как прежней, так и новой бюрократии.

Однако попробуем проанализировать пакет предложений премьера Тувы по оживлению инвестиционного процесса в республике.

Первое, что бросается в глаза – Кара-оол больше не надеется создать какой-нибудь консорциум богачей, которых можно было бы с помощью Шойгу успешно «доить».

Второе – он наконец-то осознал, в какую дыру он загнал республику своим дилетантством.

Третье – премьер не сомневается, что главная проблема роста инвестиций в республику находится в его кабинете министров и в связи с этим возлагает надежды на муниципалитеты.

Четвёртое – Глава республики осознал, что в Туве в связи с бегством русского населения сложился стойкий дефицит кадров, который препятствует не то что прорыву инвестиций, а просто обычной хозяйственной жизни республики. Особенно в таких условиях, как ликвидация ЧС в п.Хову-Аксы.

Однако главное, о чём умолчал Кара-оол, так это о том, что главная проблема республики – он сам. То он собирает пул инвесторов в консорциум для осуществления инвестиционного бума в Туве, то он выгоняет из республики ведущего и реального инвестора Пугачёва, заменяя его на вшивого авантюриста с голой задницей. То он заявляет, что без железной дороги в Туву не может ничего гарантировать и даже утверждает, что любой экономический рост в республике без строительства ветки «Курагино – Кызыл» невозможен. Однако уже через полгода, когда стало очевидно, что в условиях кризиса в России Путин даже при содействии Шойгу не в состоянии дать Байсарову на разграбление миллиарды из ФНБ, он начинает заботиться о создании условий инвесторам и даже разрабатывает целую концепцию по их привлечению. В таком случае обычно предлагают «либо одеть трусы, либо снять крестик». То есть определиться: ждать ли нам до морковкиного заговенья железной дороги из России, или махнуть на неё рукой и начинать работать. Если второе, то Кара-оолу можно посоветовать только застрелиться. Поскольку он в условиях обычной экономической жизни, да ещё в условиях не самого передового региона России всё равно не жилец.

Короче, время написания «трёх писем» подошло. Прощай, дорогой Кара-оол! Всё, что смог, ты уже сделал. Похоже, в Туве уже и украсть-то толком нечего. Республика находится в инвестиционном тупике. Пора искать себе новое применение.

Кондрат Пчёлкин