Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_4792.html
№27 за 14 октября 2014 года

Вертолёт – иголка в стоге сена?

Вертолёт – иголка в стоге сена?

Днем в пятницу, 10 октября, в Тоджинском районе Республики Тыва пропал Вертолет Ми-8 «Тувинских авиалиний». Около часа дня по местному времени борт, вылетевший в Кызыл, не вышел на связь с диспетчером.

По данным Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, в пропавшем вертолете находилось 12 человек: семь пассажиров, три члена экипажа и два техника. Известно, что одним из пассажиров был коммерческий директор строительной компании «СтройЛайн» и заслуженный строитель Республики Хакасия Сергей Стрельников. Вместе с сотрудниками фирмы он летел в горы с рабочей поездкой: пропавшие пассажиры вертолета Ми-8 занимались аэрофотосъемкой. Кроме того, на борту воздушного судна компании «Тува Авиа» находился ее руководитель Юрий Шин.

«Абаканская транспортная прокуратура проводит проверку», – сообщила старший помощник по взаимодействию со СМИ Западно-Сибирского транспортного прокурора Оксана Горбунова.

О вертолете Ми-8

Ми-8 – многоцелевой вертолет. Был разработан в 1960 году в ОКБ имени Михаила Миля. Максимальная взлетная масса машины составляет 13 т, максимальная скорость – 250 км/ч, дальность полета – от 580 до 800 км. В пассажирском варианте вертолет может перевозить 28 человек, военная модификация – до 32 пассажиров или 12 раненых. На внешней подвеске или в кабине Ми-8 способен поднимать до 4 т груза. Разработано более 130 модификаций этого вертолета.

Ми-8 – один из самых массовых вертолетов мира, за 49 лет выпущено более 12 тыс. бортов разных модификаций. Производится на Казанском вертолетном и Улан-Удэнском авиационном заводах, входящих в холдинг «Вертолеты России».

Список пассажиров пропавшего Ми-8:

  1. Стрельников Сергей Алексеевич;
  2. Власов Андрей Алексеевич;
  3. Рябцев Петр Анатольевич;
  4. Вердин Юрий Иванович;
  5. Кермилкин Александр Иванович;
  6. Мохов Николай Тимофеевич;
  7. Шин Юрий Захарович.

Список членов экипажа пропавшего Ми-8:

  1. Норбу Адар-оол, командир воздушного судна;
  2. Сизов Андрей, второй пилот;
  3. Донгак Эдуард, борт-механик;
  4. Кужугет Давалай, авиатехник;
  5. Деменев Иван, авиатехник.

По данным базы «СПАРК-Интерфакс», ООО «СК «Стройлайн» зарегистрировано в Саяногорске в 2009 году. Компания занимается производством общестроительных работ.

Предприятие участвовало в ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и строительстве берегового водосброса. В последние годы компания несколько раз подавала заявки на заключение контрактов с «РусГидро»: на проведение ремонтных работ на СШГЭС и ремонт объектов, принадлежащих дочерней компании «РусГидро».

Выручка «Стройлайна» в 2013 году составила 230 млн. рублей, чистая прибыль – 5 млн. рублей.

Совладельцами компании являются С.Стрельников и гендиректор Д.Евсеев. Согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», С.Стрельников владеет 90% доли в уставном капитале ООО СК «Стройлайн». Д.Евсееву, в свою очередь, принадлежит 10% доли в уставном капитале компании.

Ми-8 «Тувинских авиалиний», летевший из населенного пункта Соруг в Кызыл, в прошлую пятницу в установленное время не вышел на связь

Почти 800 человек и 10 воздушных судов ищут пропавший в Туве Ми-8

Десять воздушных судов, в том числе патрульные самолеты, ведут поиск пропавшего в Туве вертолета Ми-8, сообщил РИА Новости представитель оперативной группы на месте ЧС.

Ми-8 «Тувинских авиалиний», летевший из населенного пункта Соруг в Кызыл, в прошлую пятницу в установленное время не вышел на связь. На борту вертолета находились 12 человек. По данным транспортной прокуратуры, полёт выполнялся с целью аэрофотосъёмки. Заказчиком полета является компания «Стройлайн». По данным властей региона, Ми-8 совершал коммерческий рейс, который был связан с установкой снеговых мачт для Саяно-Шушенской ГЭС.

«В поиске вертолета сейчас участвуют почти 800 человек, около 95 единиц техники, в том числе 10 вертолетов и самолетов», – сказал собеседник агентства.

По его словам, в ходе поиска Ми-8 уже обследовано почти 9 тысяч квадратных километров территории.

Глава Тувы объявил режим ЧС в связи с исчезновением вертолета на территории республики

«Объявил режим ЧС в связи с потерей связи с вертолетом «Туваавиа», выполнявшим рейс в Тоджинском районе. Коммерческий вылет был связан с установкой снегомерных матч для Саяно-Шушенской ГЭС. С 12 часов дня проводятся поисковые мероприятия, пока известий нет. В связи с наступлением ночи прекратили воздушные поиски, дал поручение продолжить с утра пораньше. Считаю, что приняты возможные меры, будем молиться и надеяться на лучшее», – заявил Глава Тувы Шолбан Кара-оол.


Приказ Минтранса России от 28.08.2004г. «О дополнительных мерах по обеспечению ВС ГА автоматическими аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ».

п.1. Запретить с 1 января 2005 г. эксплуатацию ВС (кроме сверхлегких ЛА), не оснащенных автоматическими аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ;

п.2. Эксплуатантам ВС (кроме сверхлегких ЛА), осуществляющим полеты в воздушном пространстве Российской Федерации, обеспечить до 1 января 2005 г. оснащение используемых ВС как минимум двумя аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ (ELT), работающими одновременно на частотах 121,5 МГц и 406 МГц, один из которых автоматический.

Всякий раз, когда кто-то заводит разговор о высоких авиационных материях, к примеру, о международных стандартах безопасности полетов на вертолетах, хочется тут же задать вопрос: «А как у нас дела обстоят с самым обычным мероприятием – поиском экипажей после авиапроисшествий? Тут все в порядке?».

Выясняется, что на этом фронте дела не такие уж и хорошие. Нет, формальности здесь как бы соблюдены – еще с 1 января 2005 года вступил в силу запрет на полеты воздушных судов, не оборудованных автоматическими аварийными маяками. Вместе с тем, на тот момент из находившихся в эксплуатации 673 единиц Ми-8 оборудовано маяками было всего 96 вертолетов. То есть, про запрет знали, но понимая, что он формальный (для галочки), нарушали.

В результате чуть ли не ежегодно отрасль сотрясалась то от одного, то от другого ЧП, как ни странно, связанных с аварийными радиомаяками.

Так пропавший в декабре 2006 года в Арсеньеве (Приморье) вертолет Ми-2 с тремя людьми на борту нашли только через семь месяцев, хотя он упал в 8 минутах лета от Арсеньева. При этом никто так и не смог доказать, было ли оборудовано воздушное судно радиомаяком или нет.

Следом в марте 2007 года на Севере страны пропал Ми-8 компании «Газпромавиа» на борту которого находились шесть человек. Вертолет искали двое суток.

Пропавший в октябре 2007 года Кемеровской области MD-600 также искали долго. Но нашел разбившееся воздушное судно и погибших лесник. Дело в том, что на вертолете не включился аварийный маяк, который должен срабатывать от сильного удара об землю.

Не долетев до пункта назначения 9 января 2009 года в Республике Алтай, пропал Ми-171. На борту вертолета находились 11 человек. Любопытно, что спасатели только 11 января добравшись до места происшествия, проверили работоспособность радиомаяка. Он оказался исправным и после ручного включения начал передавать сигнал бедствия, который первым принял спасательный Центр в Индии.

Очередное происшествие, но уже с военным Ка-52 произошло в мае 2012 года в Тверской области. И снова поиск вертолета проводили «в ручную» – аварийные маяки не сработали. «Восемь часов поисков – это недопустимо долго, – комментирует ситуацию Михаил Марков, летчик испытатель, заслуженный пилот России, – Маяк должен был сработать сразу. Причем его не надо было включать, он должен был сработать от удара».

Не сработал радиомаяк и на Ми-8, пропавший в Хабаровском крае в июне 2013 года. При этом в поисках принимали участие 6 воздушных судов и 140 человек.

Зато ложное срабатывание радиомаяка отмечено в январе 2013 года под Рязанью на Ми-2. Устройство подало сигнал из-за технической неисправности.


От редакции.

В Туве вот уже несколько дней безуспешно ищут вертолёт. В поисках участвуют несколько самолётов и вертолётов, сотни людей. И почему-то найти не могут. Вертолёт – не иголка. Если бы он летел по стандартному маршруту, думается, его бы нашли уже в первый день. Возможно, не там ищут? Почему в пятницу, в конце рабочей недели, всё крупное начальство, включая руководителя авиакомпании, полетело в заповедные места «замерять глубину снега», когда тот только-только выпал?

В связи с этим событием вспоминается другое подобное происшествие, которое случилось 9 января 2009 года с вертолётом Ми-171 в республике Алтай. Тогда на борту находился полпред президента России Александр Косопкин и прочие высокие начальники. Тот вертолёт разбился именно потому, что его пассажиры охотились, а организовал браконьерскую охоту на вымирающих архаров Анатолий Банных, бывший тогда вице-премьером Республики Алтай. Именно эти выводы, ранее сделанные «Известиями» в ходе собственного расследования, официально подтвердил Межгосударственный авиационный комитет (МАК). В своём окончательном отчёте он повторяет то, что писал собкор «Известий» на Алтае Сергей Тепляков: «...экипаж снизился в горах на недопустимо малую высоту бреющего полета и приступил к поиску, загону и отстрелу диких животных... После отстрела очередного животного при выполнении форсированного правого разворота... для зависания и взятия на борт туши вертолет столкнулся со склоном горы...». «Цели поездки были праздничные: посмотреть на пейзажи, пострелять зверье, посидеть у костра», – писали «Известия».

Поиски рухнувшего вертолёта тогда, как и сейчас, были затруднены, потому что не работал аварийный маячок. Когда спасатели добрались до вертолёта, они первым делом проверили работу маячка – он оказался исправным, но был намеренно отключён, чтобы никто не смог узнать местоположение вертолёта и истинных целей полета.

Тува с недавних пор, с лёгкой руки Сергея Шойгу, превратилась в заказник чиновников.

Может, стоит поискать пропавший вертолёт в местах, где много краснокнижной дичи?