Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_4625.html
№15 за 22 июля 2014 года

Ирина Николаевна Добычина

Благослови, Господь, семью...

Продолжение. Начало в №14.

Заинтересованность государственных структур в сохранении прочной семьи должна быть очевидной. К сожалению, сегодня наше государство не справляется со многими важными для семьи проблемами и задачами. Никто не может остановить преступность, не может защитить детей от насилия взрослых во всех его проявлениях. Цены на детскую обувь, одежду, учебники, на лекарство, продукты и сферу услуг выше разумных пределов, а качество оставляет желать лучшего. Дома ветеранов и инвалидов горят с завидной периодичностью. Правоохранительные органы не на стороне справедливости, а на стороне богатых и влиятельных: могут посадить невиновного и оправдать преступника. От рук врачей и медсестер в больницах погибают дети и взрослые.

Много говорят о коррупции, она живет и здравствует. Наркодельцов ловят-ловят, а переловить не могут. Или не хотят. Народ пьет, от пьянства многие погибают. Бесконечные эксперименты при сдаче ЕГЭ с металлодетекторами, видеонаблюдениями и полицейской охраной доводят школьников до нервных срывов и даже хуже. Бедное население страны не может свести концы с концами. Обидно то, что это не лодыри, не бомжи, а работающие люди далеко не старого возраста. Законы в стране не только не выполняются, но и нарушаются теми, кто их обязан соблюдать по долгу службы, диплом можно купить любого образца. Постоянные сообщения о масштабных финансовых и земельных аферах стали привычными. Каждый день в дорожных авариях гибнут люди, в том числе и дети.

Понимаю, что тема семейных отношений очень больная, глубокая, многогранная, необъятная, небесспорная, с индивидуальным к ней отношением. Обо всем, конечно, не скажешь, но хотя бы о тех проблемах нашей жизни, что лежат на поверхности и бросаются в глаза не только мне, о которых болит душа, не только у меня, сказать надо.

А как душе не болеть, когда рушатся нравственные и этические устои, когда могут брат с сестрой, отец с дочерью, муж живет сразу и с женой, и её матерью, когда на телевидении в известную ежедневную программу приглашают четырнадцатилетнюю девчонку, чтобы выявить, кто отец её ребенка: родной брат, отчим или друзья отчима, и медийные люди, известные депутаты на полном серьезе обсуждают это и наблюдают результаты анализа на ДНК, а дети слушают эту мерзость. И никто из присутствующих не внес предложение, что давно пора специальным законом оградить детей от вредной информации.

Как быть равнодушным, если на детских площадках малыши не чувствуют себя в безопасности, если священнослужители дают повод подозревать себя в растлении малолетних, если в храм входят с оружием и стреляют по иконам, если в аптеках за большие деньги можно купить не лекарство, а контрафакт, если увеличивают пенсию на неприлично малые проценты, а далеко не бедным чиновникам при власти – в несколько раз, если спортсменов, как товар, покупают и перекупают, если пьяные летчики поднимают в воздух самолеты с пассажирами и результат таких полетов известен, если казнокрады ловко уходят от правосудия?!

26-летний отец из Красноярска ударом в голову убивает своего двухлетнего сына только потому, что тот плакал. Еще один отец, детский хирург из Перми, делал операции и, когда дети были под наркозом, насиловал их. В Белгородской области директор детского дома, Заслуженный учитель, тоже чей-то отец, избивал и насиловал своих подопечных. Скольким детям изуродовал жизнь и психику. Врач и учитель (самые гуманные в мире профессии!) – преступники. Такой беспредел может быть только в больном обществе и неуправляемом государстве. Ничего не придумала, не преувеличила, всё взято из официальной информации.

Будет ли когда-нибудь предел этому беспределу, и есть ли из него выход?..

Конечно, есть. Не все потеряно. И это, прежде всего, здоровая, полноценная семья, где соблюдаются русские семейные традиции, которыми всегда была сильна Россия, где господствуют мораль и высокая нравственность. «А без нравственности нет ни семьи, ни государства», – предупреждал Л.Н.Толстой.

По каким нравственным законам должен жить человек? – спрашиваю учеников. – Это любовь к ближнему и уважение к старшим. Высокий авторитет родителей и честь семьи, уважение к труду и чувство патриотизма, интерес к русской жизни и истории. Это вопросы воспитания, образования, профессии и нравственного выбора. Это семейные династии, знание родословной, супружеская верность и верность данному слову, активная жизненная позиция, то есть человек должен соблюдать те незыблемые нравственные законы, которые мы называем вечными и над которыми время не властно. «Всё начинается с любви к ближнему. Чти отца своего», – читаем в священнописаниях. Чти, почитай, уважай. И есть за что. Отец – глава семьи и главный распорядитель. На нем лежит ответственность за всё, что делается и не делается в доме, он является примером для жены, детей, внуков, соседей.

Если верить статистике, то 76% мужчин считают себя хорошими отцами, несмотря на то, что рано уходят на работу, поздно приходят домой. Похвально, конечно. Отец – друг, наставник, советчик, добытчик, защитник, строгий воспитатель, учитель. Он обязан научить сыновей тому, что умеет сам. И отцовские наставления «будь мужчиной», «сделай сам», «помоги маме», «прояви характер» должны работать.

У мужчины должен быть характер,
Под которым буря и огонь.
У мужчины должен быть характер,
Добрый взгляд и крепкая ладонь.
Чтобы пламя сердце не сожгло,
Чтобы в сердце не копилось зло,
У мужчины должен быть характер.
Если есть – считай, что повезло.
А. Дементьев

Отец – друг, наставник, советчик, добытчик, защитник, строгий воспитатель, учитель.

Сегодня в стране много отцов-одиночек, на руках которых дети, и он справляется со всеми обязанностями не хуже женщины. Его мужество, внутренняя сила, мужское плечо, на которое опираются ребята в трудную минуту, занятие спортом, здоровый образ жизни, физический труд, создают в семье благоприятную обстановку, и дети помогают отцу, поддерживают его во всем.

Но претензии к мужчинам есть. Если 76% мужчин хорошие отцы, то почему каждая третья семья распадается, а дети остаются сиротами при живых родителях? Почему так много в стране матерей-одиночек? Почему детские дома переполнены «отказниками»? Почему мужчины не хотят жениться, а предпочитают гражданский брак? Хотя гражданский брак – это законный брак, зарегистрированный в ЗАГСе, а так называемый «гражданский» – это всего лишь совместное проживание мужчины и женщины в одной квартире. Почему многие мужчины не хотят брать на себя ответственность за продолжение рода и любят свободные отношения? Почему женщины берут в свои руки офисы, банки, переходят из слабого пола в воинствующие «амазонки», берут бразды правления в свои руки, а детей рожают «для себя». Почему, почему...

Может, потому, что мужчины стали слабее женщин, действительно, выпустили бразды правления из рук? Много пьют, не могут обеспечить семью, прячутся от алиментов, очерствели душой, пополняют ряды альфонсов, принимают на себя несоответствующие функции и становятся смешными? Как-то становится неловко, когда мужик в рекламе рассматривает на свет женские прокладки и восторженно говорит: «Какие тонкие, а как много впитывают»...

А может, у мужчин склонность к душевной лени? Эта проблема четко поставлена в повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Все семейные болевые точки налицо. Вполне благополучная семья. Мать, отец, двое детей. Старшая Светка, окончив 9 классов, осталась не у дел. В 10 класс не взяли, на работу устроиться – кому нужна малолетка? Разве только рынку? Взяли торговать овощами.

Хозяин приезжий, заманил девчонку к себе и держал как заложницу, совершив насилие. Судебное дело затягивалось. Когда мать случайно увидела посредника, дающего взятку судье, поняла, что на правосудие надеяться бесполезно, и приняла неадекватные меры – совершила самосуд.

Извечный вопрос жизни и литературы: кто виноват? Да все! Светка, которая не хотела дальше учиться и пошла торговать на рынок. Мария, которая винит себя, что недоглядела за дочерью. Отец, не оправдавший свое предназначение – быть защитником и опорой. Рухнула семья: мать в тюрьме, остались без главной опоры муж, дети, старые родители.

Важная проблема повести – пассивная роль мужчины. Он слаб духом, растерялся перед жизнью, на несколько лет остался без жены, опорой для детей быть не может. Он пытается разобраться в своей слабости.

Почему спит, когда дочь не пришла домой, спит, когда жена, в прошлом охотник, таежный житель, готовит на кухне из его одностволки обрез; не вписался в рыночные отношения, потерял работу, не находит сил, чтобы поговорить с детьми, поддержать их в трудную минуту. Внутри себя очень переживает, но сделать ничего не может. Не может даже найти слов для разговора с детьми. «С приходом свободной жизни, когда из телевизора, как из волшебного горшка, полезла каша, состряпанная из гадостей, а СЛОВО, чтобы остановить её, перевалившую через порог и забившую улицу, СЛОВО это потеряли», – читаем текст повести.

На допросе отец говорил только одно: «не знал». Действительно не знал или не хотел? Удобная позиция: не знать – значит, ничего не делать.

Нравственная основа любой семьи – уважение к труду. Есть труд физический, умственный, ратный, труд души. А есть, пожалуй, самый тяжелый и ответственный – это воспитание детей.

Ирина Николаевна Добычина,
Заслуженный учитель школ РСФСР.
Продолжение следует.