Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_4504.html
№7 за 27 мая 2014 года

Обзор прессы

Тувинская правдаЖИЗНЬ В ГЛУБИНКЕ: КОНТРАБАНДА, НАРКОТРАФИК, ПЕНСИИ И ПОСОБИЯ

Как известно, Ш. Кара-оол свою скандальную карьеру премьера начал с перестановки начальства в муниципалитетах. За шесть лет он их напереставлял немало. В одних кожуунах по разу, в других – по два, а в некоторых уже четвёртое поколение «осваивает бюджет». С одной стороны, кадровая чехарда мешает решению реальных задач, а с другой – всегда все свои неудачи можно свалить на уволенных... Так Кара-оол и «работает». Повсюду проблемы и прорехи. И вот наш кормчий решил «обсудить с жителями Каа-Хемского района вопросы кадровой политики» и заодно – «развития муниципального образования». Для чего «встретился с жителями района».

Не секрет, Кара-оол – любитель поговорить. «Трехчасовое общение в переполненном зале районного Дома культуры» было организовано для того, чтобы «услышать мнение людей о состоянии дел, о том, как работают власти на местах». С собой Кара-оол притащил весь свой вороватый бомонд: «руководители министерств и ведомств, депутаты Верховного Хурала РТ». Правда, не было его брата, представляющего район – по всей видимости, слухи о том, что он в бегах от правоохранителей, подтверждаются.

Присутствующие заметили, что набор агитационных штампов нашего премьера со временем не меняется, хотя изрядно поднадоел народу. Кара-оол, как и прежде, завёл нудную пластинку «о том, чем живет сейчас республика, какие задачи решает правительство в год 100-летнего юбилея единения России и Тувы». Известный своими националистическими взглядами и последовательно придерживающийся в своей работе принципов клановости и семейственности, Кара-оол напыщенно разглагольствовал о том, что «интернационализм и толерантность являются залогом стабильности и дальнейшего успешного развития республики». И выразил надежду, что «Каа-Хемский район будет оставаться примером сохранения и развития лучших традиций». Он признался, что использует 100-летие протектората России над Тувой лишь как «повод для того, чтобы улучшить социально-экономическую ситуацию, привести в порядок основные дороги, исторический центр столицы, в том числе провести реконструкцию набережной и обелиска «Центр Азии». Из чего можно было бы понять, что интернационализм как таковой его вовсе не интересует. Главное – получить деньги Центра.

Затем премьер напомнил о другой пластинке, помянув, что «идет большая работа по решению глобальных вопросов, в том числе транспортной доступности региона, энергетики, привлечения инвестиций». Он снова, уже в который раз стал нудно рассказывать каа-хемцам о том, как он пытается решить вопрос «перенаправления федеральной трассы М-54 от Кызыла через западные районы республики, реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта в Кызыле; о федеральном субсидировании авиа­рейсов в Красноярск, Новосибирск, Иркутск». Отдельно он «остановился на строительстве железной дороги Кызыл – Курагино», отметив, что Байсаров «обещает начать работы уже в июне этого года». А затем, войдя в раж, заявил, что «дорога может получить продолжение и стать стратегически важной для развития международной торговли». Он даже похвастался, что «в ходе своего визита в Китай 20 мая, Президент Владимир Путин намерен обсудить с китайским руководством проект строительства дороги от Кызыла до Урумчи через Монголию». Как показало время, он, похоже, изрядно приврал: Путин такого вопроса в Китае не касался.

Впрочем, всё это для каа-хемцев было очевидно неинтересно, поскольку никак не касалось их повседневной жизни. Им без разницы, сколько хотят украсть тувинские чиновники в компании с чеченским авантюристом. А вот для Кара-оола, похоже, этот вопрос – ключевой. Не остался в стороне и его личный глупейший и провальный проект «Одно село – один продукт», подразумевающего создание хотя бы одного небольшого предприятия в каждом селе», на который правительство Тувы умудрилось вбухать без результата «более 200 миллионов рублей». На проект его подвигла совершенно недопустимая повсеместная ситуация, когда «глава администрации поселения получает зарплату, а в селе работают только школа, садик да администрация». А население живёт за счёт контрабанды, наркотрафика, пенсий да пособий. За время караооловского беспредела руководители на местах уже забыли, что «власть должна создавать рабочие места».

Особо нерадивых Кара-оол стал снимать. Вот и сейчас он сообщил, что уволены «четыре руководителя сельских администраций и глава Чаа-Хольского района». В пользующемся особым вниманием Кара-оола Чаа-Холе это будет уже четвёртый или пятый глава за время правления Кара-оола. Первый – Болбан-оол, в своё время работавший у Кара-оола помощником, уже пристроен заместителем мэра Кызыла и подсиживает мэра. Вот тут-то народ встрепенулся и спросил: «как он относится к кадровой ситуации в администрации Каа-Хемского района?». «Проблема кадров власти – одна из самых острых, – согласился Шолбан Кара-оол». Он признал, что за последние годы дров он наломал немало, но не отчаивается: «в республике предпринимаются меры по восстановлению системы отбора наиболее подготовленных кадров, созданию резерва на всех уровнях». Он согласился с мнением жителей района и признался, что «и у него есть немало вопросов к администрации Каа-Хемского района» и «надо выправлять ситуацию». Он сообщил, что его очередной ставленник «глава администрации Виталий Сергеевич Чаж-оол ушел в отставку». Признав, что «по закону местное самоуправление действует самостоятельно» и в своём выборе начальства вольно, но Кара-оол, «как глава республики не может оставаться в стороне», из чего жители поняли, что и нового администратора им назначит Кара-оол.

Уровень запущенности работы аппарата его правительства стал очевидным, когда одна из жительниц района рассказала, что не может получить полагающегося ей сертификата на жильё, поскольку, хотя «Дом ее признан аварийным, пришлось сносить». «Все документы были оформлены надлежащим образом», «при заполнении сертификата сотрудниками минфина были допущены две ошибки», и вследствие чиновной безалаберности «семья до сих пор ютится на съемной квартире, и конца истории не видно». Кара-оолу была весьма неловко: простой вопрос его чиновники не решают месяцами. Он сделал вид, что ничего об этом не знал и, сделав суровое лицо, непререкаемым тоном приказал: «в течение недели решить ваш вопрос». Другая женщина пожаловалась на произвол местных властей, не исполняющих решение суда: «суд восстановил женщину на работе, но решение суда не исполнено». На этот раз уже министру труда было поставлено на вид...

В ответ благодарные «жители поблагодарили Главу» за внимание... Бедные люди, что с них взять?

ЗА ГЛУПОСТЬ МЭРА РАССЧИТАЮТСЯ ГОРОЖАНЕ

О том, как мэрия Кызыла не может наладить работу единственного транспортного предприятия города и не в состоянии грамотно организовать движение транспорта общего пользования по Кызылу, рассказала «ТП». Как известно, «Кызыл – город небольшой», – пишет автор, но и «количество транспорта в нем растет в геометрической прогрессии», а вот уехать порой не получается. Большие автобусы почему-то ходят пустыми, а маленькие газели – перегружены. Мало того: как сигнал об особой глупости местного мэра «появились уже и пробки, ранее о которых кызылчане лишь слышали». Одним из серьёзных «достижений» мэра Ховалыга стали пробки на улицах Кызыла, которые «тромбами гудящих машин в «часы-пик» парализуют движение на некоторых улицах города».

Мэрия хоть и с большим опозданием, все же вроде как спохватилась, и «разработала и «запустила» несколько новых маршрутов», в том числе один из них по верхней трассе – «№24: спорткомплекс, строящийся в поселке Каа-Хеме, – аэропорт». «Пока КАТП на маршрут выведены два новых «Форда», каждый из которых способен за раз увезти 25 человек», – сообщает автор. Однако, у Ховалыга, как всегда, не хватило ума правильно организовать работу транспорта. «Увы, загрузка салонов – минимальна», – признаётся автор. Этот гигант муниципальной службы не удосужился даже «информировать потенциальных пассажиров» о новом маршруте. За глупость мэра рассчитаемся мы: «пока салоны двух микроавтобусов в рейсах будут пустовать, часть расходов предприятия будет компенсироваться за счет городского бюджета».

Одновременно этот мамонт муниципального хозяйства придумал ещё одно «новшество»: «на новом маршруте упразднена должность кондуктора, занимающего своей персоной одно сидячее место и, разумеется, получающего зарплату за свою работу, которая сводится к открыванию – закрыванию двери и сбору денег с вошедших». Теперь его функции возложены на водителя. И ничего, что от этого сбор за проезд сильно сократился: непросто «одной рукой управлять транспортом, другой собирать плату за проезд и при этом умудряться то и дело отхлебывать горячий кофе из пластикового стаканчика и потягивать папироску». Да еще одновременно «по мобильнику общаться». «Только плюс ли это?» – спрашивает автор. С ним трудно не согласиться, но разве мэра Ховалыга это убеждает?

То, что мэр Кызыла Ховалыг не очень умён, не расторопен и непонятлив в деле организации городского хозяйства – ни для кого не секрет. Но неужели на одном дураке в городе свет клином сошёлся? Неужели никто ничего не понимает? На самом деле всё очень просто: есть в городе проверенные временем маршруты. Ничего не надо ломать. Кондукторы нужны, иначе не только никаких сборов не будет – разломают автобусы, порежут или украдут сиденья.

Что касается новых маршрутов, то тут можно положиться на смекалку частных извозчиков – они нерентабельный маршрут не придумают никогда, потому что это их заработок. Помнится, они просили город разрешить новый маршрут до «Терминала». Но мэрия костьми легла – не разрешила. Идиоты. Зато придумывают свои, на которых нет пассажиров и которые будет содержать бюджет. А делов-то – собрать бригадиров извозчиков и посоветоваться! Неужели даже на это ума не хватает?

Плюс ИнформВ ПОГОНЕ ЗА СЛАВОЙ И НАЖИВОЙ

Кара-оол решил вписать своё имя в историю Кызыла реконструкцией набережной и обелиска «Центр Азии». Его брат, мэр столицы, решил не отставать и оставить свой след в виде кызылского варианта московского Арбата на улице Тувинских Добровольцев. Об этом и сообщил еженедельник: «к осени у московского Арбата появится «младший брат» в Кызыле». «Его длина составит более 130 метров, а ширина – порядка 45 метров». Таким образом, власти столицы решили «избавить часть центра Кызыла от стихийных парковок». А заодно «у горожан появится еще одно место для отдыха». Но дело это не простое – «на территории будущего объекта находятся всем известные красные ларьки», которые городские власти давно хотят снести. Есть и ещё одна проблема – финансовая. Выполнение плана сноса «красных ларьков» и обустройства кызылского Арбата «станет возможным только при финансовой помощи предпринимателей», поскольку финансирование из тощего бюджета города невозможно. На создание «своего небольшого Арбата» понадобится как минимум 5 миллионов рублей». Таким образом, Ховалыг намерен на деньги одних предпринимателей снести ларьки других. Идея хороша, слов нет... Для этого создали т.н. «Фонд содействия 100-летию столицы республики», куда методом государственного рэкетирования пытаются собрать деньги.

Следует отметить, что при попустительстве министра МВД Лобанова сбор средств осуществляется без надлежащего оформления, наличными деньгами, с грубым нарушением законодательства и методами, способствующими воровству. Не исключено, что в итоге большая часть денег осядет в бездонных карманах мэра. Построят или нет свой Арбат – неизвестно. Не исключено, что это – лишь повод вороватого мэра снести торговые ларьки и поставить свои, как это делается в других частях города. Наверное, поэтому архитектор города по поводу Арбата говорит: «конкретных сроков, когда это произойдет, нет», а вот в отношении ларьков он категоричен: «их обязательно должны демонтировать». Мало кто сомневается, что в ликвидации «красных ларьков» мэр Ховалыг заинтересован лично.