Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_4374.html
№12 за 1 апреля 2014 года

Совет Федерации как зеркало власти России

Совет Федерации как зеркало власти России

Вот скоро уже семь лет, как Шолбан Кара-оол попал в кресло премьера тувинского правительства и бьется как рыба об лёд, пытаясь решить различные проблемы. Справедливости ради следует признать: ни одной из них он так и не решил. Правда, если не считать солидное обогащение его семьи. Но это не в счёт, поскольку отношения к общественным благам не имеет никакого.

Первые годы все его силы были направлены на реализацию совершенно бессмысленных проектов строительства кондитерской фабрики, водочной линии, создания тепличного хозяйства и реконструкции птицефабрики. По разным подсчётам, при реализации этих сомнительных проектов бюджет республики потерял до миллиарда рублей, большая часть из которых, скорее всего, осела в карманах друзей и родственников. Сейчас эти предприятия благополучно прекратили свою деятельность и находятся в стадии банкротства, ожидая новых хозяев. С большой долей вероятности можно предположить, что ими станут те же самые лица, в карманах которых обосновался тот самый миллиард.

Следующие несколько лет Шолбан Кара-оол потратил на выдавливание из республики бизнесмена и сенатора Пугачёва, которого ввёл в Туву его предшественник Ооржак. В итоге при активной позиции Шойгу банкир лишился не только статуса сенатора, но и всего бизнеса в Туве. И теперь скрывается от правоохранителей в Туманном Альбионе. Главной претензией к нему от тувинских властей была неэффективность в разработке Элегестинского месторождения коксующихся углей и недостаточность финансовых средств для начала строительства железной дороги в Туву.

Многие удивились, когда на смену владельцу Межпромбанка пришёл скандально известный чеченский авантюрист Байсаров, не обладающий ни солидным состоянием, ни приличным именем, ни опытом осуществления подобных проектов. Так что не стоит удивляться тому, что за три года Байсаров не только не начал реализацию железнодорожного проекта «Курагино-Кызыл», но и прекратил начатую Пугачёвым добычу угля. Более того, за короткий период он прославился тем, что фактически «кинул» своего партнёра по ЕПК и компанию «Мостовик» почти на миллиард каждого. Первый оказался в дураках, поскольку Байсаров отказался выкупать свою долю в ЕПК, а второй пострадал в связи с тем, что по договору с Байсаровым выполнил работы почти на миллиард, но ни копейки за это не получил. В Арбитражном суде выяснилось, что Байсаров даже не имел права на заключение этого договора.

И вот наступил новый этап деятельности Шолбана Кара-оола – выбивание бюджетных средств для строительства железной дороги в Туву, электростанции в Кызыле и порта в Ванино. На всё про всё Байсарову нужно не так уж много – каких-то 250 млрд. рублей. Правда, первоначальный проект стоил всего 98 млрд.

Байсаров начинал свою деятельность в Туве с того, что заявлял о своей финансовой состоятельности и возможности за счёт личных средств построить железную дорогу в Туву. Затем риторика изменилась – он стал просить только госгарантию под 50% от суммы инвестиций. А когда им удалось втянуть в реализацию этой аферы сибирского полпреда, то желания ещё более радикализировались: теперь Тува просит Россию за счёт Фонда Национального Благосостояния профинансировать весь проект Байсарова на 250 млрд. рублей. Как говорится, аппетит приходит во время еды... Особенно тогда, когда за стол усаживается Сергей Шойгу.

Понятно, что просто так «пробить» такую сумму у изрядно поношенной экономики России не просто. Темпы роста экономики страны заметно падают и чрезвычайно зависят от цен на энергоносители. А тут ещё навалилась неприятность в виде аншлюса Крыма, которая, скорее всего, обойдётся России в ближайшие три года в астрономические 2 трлн. рублей. И Шойгу, как истинный и признанный мастер пиар-акций, придумал ход: пристегнуть к процессу выбивания денег для Байсарова, за которым, скорее всего стоит он сам, Совет Федерации России. При этом следует иметь в виду, что СФ – орган декоративный. Никакой самостоятельной роли не играющий. Но, тем не менее, всё же официальный. И в случае удачного расклада его решением можно и помахать...

Короче, Кара-оол с помощью Шойгу попал в Совет Федерации, где на днях состоялись «Дни Тувы». Пляски и горловое пение, судя по всему, сенаторам понравились. Что же до денег, то им какая разница, кто их украдёт? Они же не для того в Совете Федерации, чтобы делить бюджетные ассигнования, и затем ловить жуликов за руку. Они – орган «представительный». И на этом – «точка».

И вот, наконец, на заседании Совета Федерации состоялась презентация Республики Тыва в рамках «Часа субъекта».

Для начала спикер Матвиенко поведала присутствующим, как много делается в Туве. Тот, кто у нас никогда не был, вполне мог поверить, что «в последние годы идет планомерное, ритмичное развитие Республики». Невзирая на сокращение олигархом Дерипаска объёмов добычи угля на Каа-Хемском угольном разрезе, массовым сокращением работающих и окончательным прекращения добычи Байсаровым угля на Элегестинском месторождении с увольнением всего персонала, Матвиенко увидела картинку, в которой «регион уверенно увеличивает добычу полезных ископаемых, создает рабочие места». Банкротство птицефабрики и кондитерской фабрики не помешало ей заявить, что Тува под руководством Кара-оола «развивает агропромышленный потенциал, инфраструктуру и перерабатывающую промышленность», а коллапс в строительной отрасли и промышленности стройматериалов республики тем не менее позволил ей поведать, что мощно развивается «строительное производство» и даже «наблюдаются определенные успехи в динамике инвестиций». Более того, спикер умудрилась отметить «достижения Республики в увеличении собственных налоговых и неналоговых доходов». И это в то время, когда единственный в республике плательщик акцизов – водочное производство – прекратил свою деятельность и находится в стадии конкурсного производства. Работы на Элегестинском месторождении прекращены, а Каа-Хемский разрез в прошлом году получил финансовый результат в виде убытков на сумму в 330 млн. рублей. Но всё это для спикера Совета Федерации, видимо, ничего не значит, когда приказано хвалить...

Сложилось такое впечатление, что Матвиенко впопыхах перепутала Туву с Кувейтом или Южной Кореей. Тем не менее, в зале все активно кивали и радостно улыбались. А сама Матвиенко, не моргнув глазом, заявила: «хорошей оценки заслуживает региональный опыт по выполнению указов Президента, направленных на поэтапное повышение заработной платы работников». Хотя в ходе заслушивания Тувы выяснилось, что республика не только не реализует в жизни эти Указы – она заявляет, что если Минфин не выделит республике 4 млрд. рублей на эти цели, то республика Указы не исполнит. Что же касается проекта строительства железной дороги, то спикер заявила: «реализация его станет мощным дополнительным стимулом для инфраструктурного и социального развития республики».

Шолбан в своём докладе не стал останавливаться на проблемах коррупции в регионе, когда разворовывается до 50% бюджетных средств и, конечно, не упоминал о банкротстве всех его предыдущих проектов. Он упор сделал на такие успехи республики, как то, что «Тыва – приграничный регион. Средний возраст жителей составляет 29 лет, практически треть населения – это молодежь до 30 лет. По уровню рождаемости регион входит в тройку регионов-лидеров». Видимо, должно было создаться впечатление, что к приграничности и высокой рождаемости он имеет непосредственное отношение. Он также помянул, что «Тыва имеет значительные ресурсы: первозданную природу, уникальную культуру, богатые недра, талантливый народ». Правда, признав при этом, что «пока он не работает в полную силу ни на республику, ни на страну».

Шолбан Кара-оол уточнил, что не работает народ потому, что в Туве существует «транспортная недоступность». И повторил избитый лозунг о том, что Туве «для полноценного экономического развития необходима железная дорога».

Как и ожидалось, «по итогам обсуждения вопроса члены Совета Федерации приняли за основу Постановление палаты «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Тыва». Правда, надеяться, что это совещание как-нибудь поможет решить вопрос выделения Байсарову на разграбление 250 млрд. бюджетных средств, не приходится. Хотя бы потому, что в Правительство РФ Минрегион представил доклад о социально-экономическом развитии Республики Тыва, в котором среди первоочередных задач строительство железной дороги в Туву не числится. Там предлагается программа, включающая реконструкцию взлётной полосы аэропорта в Кызыле, давно набившая оскомину проблема смены направления тувинского участка федеральной трассы М-54, реконструкция Кызылской ТЭЦ и строительство ТЭЦ в городах Шагонар и Ак-Довурак.

Впрочем, лоббистский потенциал Шойгу известен. А он, судя по всему, в доле. 1 апреля должно состояться рассмотрение тувинских вопросов в правительстве России. Так что мы буквально на днях узнаем, есть ли в казне России деньги на разграбление путём реализации заведомо никчёмных проектов в Туве.

Мы ещё вернёмся к этой теме и подробно осветим все перипетии борьбы за большие деньги.

До встречи.

Кондрат Пчёлкин