Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_4360.html
№11 за 25 марта 2014 года

Тувинская горнорудная компания: Воруем здесь, а тратим – в Европе

Тувинская горнорудная компания: Воруем здесь, а тратим – в Европе

В любом регионе России имеется ведущее предприятие. Как его определить? Наверное, по числу работающих, объёму выпускаемой продукции, количеству уплачиваемых налогов в бюджеты всех уровней, уровне рентабельности производства. Наконец, много значит и то, кому эти предприятия принадлежат. Однако нужно иметь в виду, что реально оценить активы того или иного предприятия довольно сложно. Поскольку их хитромудрые хозяева постоянно жульничают, скрываются за юрисдикциями оффшоров, сбывают продукцию «с убытком» через аффилированные структуры. Безусловно, если бы хозяином такого предприятия был бы простой гражданин, не имеющий отношения к власти, это предприятие быстро бы было подвергнуто тотальной проверке, оштрафовано в немыслимых размерах, его владельцы попали под гнёт правоохранительных органов, были привлечены к уголовной ответственности и получили свои сроки, заодно лишившись собственности. А предприятие бы срочно получило нового хозяина, у которого с властями всё «тип-топ». Или который – сама власть. Так сегодня работает российская экономика. Именно поэтому она крайне неэффективна. А власть – коррумпирована.

Далеко за примером ходить не будем. В Туве есть «Каа-Хемский угольный разрез». Ведущее предприятие республики и по количеству работников, и по видимым объёмам производства. А вот с остальными показателями туго. С некоторых пор никто их толком не знает. Даже налоговая служба, МВД и ФСБ. Поскольку «концы» отчётности владельца разреза – «Тувинской Горнорудной компании» (ТГРК) спрятаны на Кипре. Так что теперь никто официально не может утверждать, кто сейчас является бенефициаром ведущего предприятия республики, от которого зависит не только финансовое состояние бюджета Тувы, но и уровень жизнеобеспечения всех предприятий республики и её населения. Формально известно, что ТГРК работает убыточно – в прошлом 2013 году по официальной отчётности убыток составил более 332 млн. рублей. Это при том, что разрез за короткий период без какого-либо обновления основных фондов поднял цену на уголь с 600 рублей до более чем 2000 рублей за тонну. И в чём, интересно, секрет такой метаморфозы: цена на уголь стремительно растёт, а рентабельность так же стремительно падает, причём уже «ушла в минус»? При этом никаких волнений на сей счёт не проявляет ни тувинское правительство, ни федеральное. Их и массовые увольнения работающих, и замещение специалистов дилетантами-гастарбайтерами из Иркутской области не волнует. Даже налоговики не идут на предприятие с проверками, хотя для всех очевидно – деньги, собираемые с граждан и предприятий, по большинству – бюджетных, куда-то бесследно исчезают. Не шумят и профсоюзы, хотя за последние годы реальная зарплата рабочих упала почти вдвое. И что это за такой могущественный хозяин разреза, который в состоянии заткнуть рот всем, включая правительство Тувы, Госналогслужбу и Антимонопольное ведомство, и поставить целый субъект Российской Федерации на колени, учитывая монопольное положение в республике Каа-Хемского угольного разреза?

Учредителем ТГРК является зарегистрированная в Кипрском оффшоре компания «Вукелич Лимитед»

Сказать, что деятельность хозяев разреза и его менеджмента подозрительна – это не сказать ничего. Более точным определением того, что там происходит, можно охарактеризовать словами: «массовое воровство и жульничество». Коллектив «усыхает» на глазах, резко падает зарплата рабочих, а выручка, в связи с диким ростом цен на уголь, выросла более чем вдвое, а в результате – убытки... Как такое может быть? Что за волшебники «рулят» разрезом? И как им удаётся беззастенчиво, открыто и безнаказанно обирать не только своих рабочих, нищее население республики, бедные предприятия, но и бюджет республики?

Известно, что ООО «Тувинская горнорудная компания» (ТГРК), купившая воровским способом с помощью бандитов Хакасии по дешёвке активы разреза «Каа-Хемский», имеет уставный капитал в размере 1 млн. рублей. Учредителем ТГРК является зарегистрированная в Кипрском оффшоре компания «Вукелич Лимитед», зарегистрированная перед самым аукционом по приобретению разреза 10.07.2007 года в Никосии по адресу Димосфенус, 4 п/я 1101. Заявителем при регистрации ООО «ТГРК» явился некто Хрисанду Христодулос из Никосии. Решения учредителя в ТГРК приходят за подписью Христодулоса Хрисанту и Елени Константину Кириаку. Правда, почему-то данные в самой Никосии на этих граждан отсутствуют, что, скорее всего, указывает на вымышленность лиц.

Но командует компанией не учредитель, а ООО «Востсибуголь» из дивизиона О.Дерипаски в лице директора Е.А.Мастернака

Директором ТГРК был назначен привезённый из Иркутска Шумков Игорь Анатольевич. Запомним его фамилию и адрес прежнего жительства – Иркутск, ул.Грибоедова 3. Но командует компанией не учредитель, а ООО «Востсибуголь» из дивизиона О.Дерипаски в лице директора Е.А.Мастернака. Сейчас на разрезе директорствует некто Е.Г.Дмитриев. По рассказам работников, молодой и очень недалёкий, зато чрезвычайно амбициозный человек. Человек, слабо разбирающийся в экономике и горном деле, зато очень тупой и послушный. Но чьи прихоти он исполняет – большой вопрос. В связи с низкой компетентностью Дмитриев никогда не принимает решений, не посоветовавшись «наверху». Но то ли он сам неправильно оценивает ситуацию на разрезе, то ли неправильно ставит задачу перед вышестоящими органами, то ли они там ничего не понимают в делах тувинского предприятия, но обычно итоговые решения Дмитриева носят сомнительный, если сказать мягко, характер. А попросту говоря, многие считают, что он часто «не в адеквате».

Но кто всё же «рулит» предприятием и так настойчиво и методично разваливает его?

На предприятии знающие люди полагают, что настоящим (основным) хозяином разреза является Сергей Шойгу. Все эти «аукционы», кипрская «Вукелич Лимитед», Христодулос Хрисанту и Елени Константину Кириаку, «дивизионы Дерипаски», «Востсибуголь» – лишь дымовая завеса министра обороны. На самом деле, полагают они, разрезом командует сам Шойгу: сам назначает цены, сам определяет, куда и почём гнать уголь. А кипрский оффшор – это для наивных простачков. Может быть, его не очень влиятельными компаньонами и являются Дерипаска, Кара-оол и Зимин, но они особой роли в управлении разрезом не играют. За Дерипаской, видимо, закреплена обязанность общего руководства, Кара-оол отвечает за цены и подачу вагонов для отправки угля по ж/д, а функции Зимина закончились проведением «правильного аукциона». Но вот каким образом Шойгу владеет активами разреза – тайна за семью печатями. Порой ходят слухи, что Шойгу акции ТГРК продал, однако продолжение беспредела на предприятии и отсутствие должной реакции со стороны правительства Тувы, Госналогслужбы, МВД, УФАС и прокуратуры говорит о том, что хозяин разреза не менялся. Вот и сейчас в коллективе говорят, что предприятие готовят то ли к продаже, то ли к банкротству. Если второе, то оно, скорее всего, перейдёт под контроль Кара-оола.

Кара-оол отвечает за цены и подачу вагонов для отправки угля по ж/д

А тут случилась крымская кампания. США в ответ на действия России приняли санкции к некоторым российским чиновникам. Попал под них и министр обороны Сергей Шойгу. В соответствии с ними у него должны быть заморожены счета и собственность за рубежом. В связи с этим одна деталь: как только стало известно о санкциях, такие чиновники, как Иванов, Матвиенко, Кадыров и Миронов тут же заявили, что им бояться нечего, поскольку у них за рубежом ни денег, ни собственности нет.

Об искренности этих людей судить сложно. Может быть, они и правы. Однако известно, что у спикера СФ Матвиенко сын – «талантливый бизнесмен». Невольно вспоминается сын президента Украины Януковича – он тоже вдруг одномоментно превратился в «талантливого бизнесмена» с миллиардным (в долларах) личным состоянием. Наверно, и в случае с Матвиенко – то же самое.

Но не об этом сейчас речь. Примечательно, что Сергей Шойгу подобных Матвиенко и К речей публично не толкает. Хотя он – признанный мастер пиара. Видать, знает кошка, чьё сало ест... Не стоит быть наивными и полагать, что Шойгу записал все зарубежные активы (и в том числе, может быть, и «Вукелич Лимитед» на своё имя). В конце концов, на крайний случай у него есть подруга, родившая ему сына... Но проблема состоит в том, что если АНБ США захотят найти, они найдут концы Шойгу хоть где, хоть в том же Кипре. И обязательно об этом заявят. Так что нам вскоре предстоит узнать на самом деле, кому принадлежит Каа-Хемский угольный разрез и кто нас так нещадно грабил последние годы.

Но есть ещё один аспект: Президент России В.Путин объявил войну оффшоризации экономики России, поскольку она создаёт угрозы безопасности страны. Ещё 12 декабря, до аншлюса Крыма, он заявил, выступая с Посланием перед Федеральным собранием РФ, что «считает необходимым предпринять ряд серьезных мер для деофшоризации». По словам Путина, «доходы компаний, принадлежащих российским гражданам, но зарегистрированных в оффшорах, должны облагаться российскими налогами и пополнять российский бюджет». И предложил лишить компании, имеющие оффшорных хозяев, права «пользоваться мерами господдержки, включая госгарантии по кредитам и кредиты ВЭБа». Им также «должен быть закрыт доступ к государственным контрактам и контрактам со структурами с госучастием».

Ну а после крымской кампании на съезде РСПП он заявил «о необходимости повышать прозрачность экономики, введя уголовную ответственность за предоставление недостоверных сведений о финансовых организациях, проводить планомерную борьбу с так называемым отмывочными конторами или «прачечными». «Борьба с разного рода оффшорными схемами – мировая тенденция, – заявил президент. – Россия будет проводить такую политику как на международном, так и на национальном уровне». Поэтому «одной из приоритетных задач российского правительства остается возвращение российских капиталов из оффшоров».

Ранее Путин сделал первый шаг и внёс законопроект о запрете чиновникам иметь счета и недвижимость за границей. Он полагает, что это нововведение объективно усложнит жизнь тем чиновникам, которые «воруют здесь, а тратят – там». Думается, теперь будет сложно исполнять ранее принятую схему воровать в Туве, а тратить – в Европе.

Я ещё вернусь к этой теме.

Кондрат Пчёлкин