Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_4293.html
№6 за 18 февраля 2014 года

Нам пишут

Учительница, бедная моя!

Часто, читая прессу, просматривая программы телевидения, возникало желание написать правду, но, побеседовав и обсудив все проблемы сама с собой, забывала об этом, да и было жаль времени. Но, видно, чаша терпения оказалась переполненной и решила выплеснуть накипевшее.

«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени...» замечательные слова, и, мне кажется, еще остались люди, которые с ними согласны, но вряд ли это наши руководители от образования.

Оказывается, сегодня учитель живет очень хорошо, его зарплата в нашем регионе приближена к средней по экономике, а это аж 27000 рублей. Интересно, в какой же это школе такая средняя зарплата, мы бы все учителя с удовольствием пошли туда работать. А в нашей школе зарплата молодого учителя за 18 часов, то есть за ставку с дополнительными 30%, как молодому педагогу, составляет неполных 8000 рублей на руки. Вот такая арифметика, и живи, молодой педагог, как хочешь, ни в чем себе не отказывай, но не забывай, что тебе надо «иметь приличный внешний вид», достаточное количество методических пособий, возможность доехать до школы, оплатить услуги ЖКХ, детский сад и т.д. и т.п.

Конечно, есть возможность заработать больше, и зарабатывают, но для этого должна быть больше нагрузка, и ведут больше, получая больше. Но, очевидно, не зря рассчитана оптимальная норма на организм человека-учителя 18 часов в неделю. Ведь, кроме проведения уроков, к ним надо еще приготовиться, а это еще не меньше чем 8-10 часов, а еще надо проверить тетради, чтобы была накопляемость оценок, а еще надо презентацию подготовить, чтобы было интересно и доступно для учеников.

Наверное, если на машине грузоподъемностью 5 тонн возить каждый день 10 тонн груза, она очень скоро развалится, а учитель ничего, даже еще нормально выглядит и может вести 40 и более часов, получая двадцать с небольшим тысяч рублей в месяц, но тогда он не видит света белого, становясь роботом. А ведь родители, государство должны быть заинтересованы в своем будущем, в своих детях. Разве может духовно богатый, но (простите за сарказм) нищий учитель воспитать духовно богатого ученика. Так что же, и продолжать всем жить в нищете? Сегодня, чтобы стать духовно богатым, надо иметь, как минимум, компьютер, Интернет и т.д., а в наших школах в среднем только 60-70% учащихся (это по максимуму) имеют компьютеры, а Интернет и того меньше.

Конечно, кроме своих уроков, у каждого учителя еще есть классное руководство, это отдельная статья доходов, которая зависит от количества учащихся в классе и составляет в среднем 1500 рублей в месяц. Что же входит в обязанности классного руководителя: проверка дневников, дежурство в классе и по школе, работа с родителями, заполнение журнала, сдача всевозможных отчетов, субботники, генеральные уборки, экскурсии и еще примерно 40-45 обязанностей, которые, кроме уроков, надо ежедневно выполнять. Учитель ежедневно испытывает давление сверху (администрация, Департамент, Министерство и тьма других контролирующих и надзирающих структур) и снизу (родители, ученики).

Отдельная история – каникулы, вечера, воскресенья, праздники, в это время все родители добросовестно отдыхают, а школа должна занять учащихся, проводя дополнительные занятия, спортивные и другие мероприятия, чтобы дети не мешали своим родителям отдыхать. Но если что-то случится с ребенком или он совершит противоправные действия ночью, или в праздники, или в каникулы (нарушит «комендантский час», совершит правонарушение и т.д.), то отвечать будет школа, которую проверят со всех сторон, накажут учителя, классного руководителя, завуча, директора, но не родителя. А могут наказать и родителя, дав ему на комиссии по делам несовершеннолетних штраф в размере от 100 до 500 рублей, и все наказание, зато школа в рейтинге школ будет иметь не то место, которого заслуживает на самом деле, а значительно ниже. Учитель будет лишен стимулирующих выплат, которые составляют копейки. И в итоге, тысячи учащихся, выполняющих добросовестно свои обязанности, будут наказаны из-за нескольких нерадивых учеников и их семей. А в свете событий последних лет, учителя можно оскорбить и даже застрелить, и государство даст ему посмертно госнаграду. Как-то странно, у нас все заслуги оцениваются не при жизни, а после.

В общем, хорошо быть учителем, не нужна большая зарплата, ее все равно некогда тратить, но ведь есть еще семья, дети, у большинства только дети, потому что вторая более сильная половина чаще всего не выдерживает такой жизни. Да и в школе сильный пол не задерживается, в среднем в школе 5-10% мужчин-учителей. Не потому что не хотят, а просто не могут работать за мизерную зарплату. На начало учебного года в каждой школе чествуют молодых коллег, но дай бог, если к окончанию первого учебного года останется половина пришедших, уходят из-за маленькой зарплаты и большой нагрузки. Рабочий день учителя составляет в среднем 14-16 часов в сутки и это шесть дней в неделю, а в воскресенье надо приготовиться к урокам на понедельник, позаботиться о своей семье, и, хотя бы чуть-чуть отдохнуть.

Отдельный разговор о родителях учащихся, это интересная категория нашего населения, которая знает все свои права и права своих детей, но не знает, что кроме прав существуют еще обязанности. Они знают вход в Министерство образования, на сайт Председателя Правительства, но не имеют времени, чтобы побеседовать с учителем, завучем, директором, или считают это ниже своего достоинства.

Но учитель продолжает работать и хорошо работать, несмотря ни на что, ученики занимают призовые места в олимпиадах, конкурсах, проектах, конференциях, выпускники поступают в ВУЗы, занимают в будущем высокие должностные места, и очень хотелось бы, чтобы, становясь высокими начальниками, они не забывали, что случилось это благодаря труду УЧИТЕЛЯ.

Рядовая российская учительница с не совсем достойной зарплатой, но с достойным желанием, чтобы наши дети жили лучше нас.