Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_4289.html
№6 за 18 февраля 2014 года

Обзор прессы

Тувинская правдаЗА ЧТО БОРОЛИСЬ, ГОСПОДА НАЦИОНАЛИСТЫ?

Бывший активист Народного Фронта «Хостуг Тыва» задался интересным вопросом: «кто хозяин в Хову-Аксы?». Но даже после мучительного перебора ситуации в посёлке ответа по существу он так и не нашёл. Из его нудного рассказа стало известно, что «в начале 50-ых годов прошлого столетия» кто-то «из рода Оюнов показал геологам найденные им в тайге красивые камни», которые впоследствии показали, «что они содержат кобальт». Так появилась и реализовалась идея строительства комбината «Тувакобальт».

«Люди стремились устроиться на него». Но счастью не было суждено длиться долго: «случился 1990 год», и автор публикации под водительством лидера фронта – нынешнего министра образования Бичелдея устроили «нашумевшую заварушку», в результате которой русские уехали и «комбинат встал». С тех пор много воды утекло – повествует автор. «Люди привыкли к новым условиям жизни без русских: нет работы, нет производства», «по улицам с утра слоняются похмельные личности, громко ругаются, кто-то спешит не в магазин, а за технарем на привычный «адрес», молодые люди «забивают козла», выкидывают последние гроши в пасти «подпольных» игровых автоматов...».

Прошло 20 лет, а люди так и не смогли адаптироваться в «новой жизни». Похоже, вместе с уехавшими пропали даже мечты. Раньше хорошо жили те, кто работал на комбинате. Теперь «хорошо зарабатывают только таксисты», – повествует автор. Власти заброшенного посёлка не беспокоятся о нормальном сообщении п.Хову-Аксы с Кызылом. Так что таксистам лафа: «300 рубликов с каждого пассажира – до Кызыла, столько же из Кызыла – в Хову-Аксы» обеспечены. «60 тысяч в месяц или в год 700 тысяч!». Никаких тебе «налогов государству». Правда, и оно для людей ничего не делает: никто не помнит, когда оно «строило асфальтированные дороги» или «ремонтировало их».

Но радуются жизни не только таксисты, но и паразитирующие на них бандиты, собирающие мзду. «Братва», организованная в сплоченную группу, сдирает с каждого таксиста по 300 рубликов в день», – сообщает автор. Ни тебе полиции, ни прокуратуры, ни власти – всех устраивает, поскольку братва и с ними делится тоже. Поэтому, «если вы решите наладить перевозку пассажиров на «пазиках», по дешевым ценам за проезд – не дадут», – уверяет журналист. «Власть ведь всегда и везде была у тех, у кого есть деньги, а в Хову-Аксы они у – ... таксистов!». Дело в том, что «братве выгодно брать «ясак» с таксистов, а таксистам конкуренты не нужны». Так что и власть, и таксистов, и «братву» всё устраивает. А народ... Что народ? Его не спрашивают.

Хову-Аксы обратили на себя внимание своей аварией на ТЭЦ в 2012 году. Кое-как построили новую котельную. «Сотни миллионов рублей выкинули на это дело». Вроде как всё в порядке – «труба дымит». «Кое-где, правда, стоят пустые дома, как свидетельство прошлогодней аварии...». Та авария многое расставила по своим местам, «стало видно «ху есть ху». «Те, кому есть куда ехать – удрали в первые же дни», не надеясь на государство. Зато «приезжали мародеры, тащили все, что плохо лежит. Многие торговали новенькими буржуйками – гуманитарной помощью».

Но главное: многих «разуверила в своих силах власть, оставив поселок на произвол судьбы». Вроде бы «котельную построили. Сети восстановили». Да тепла что-то нет – «кое-какие нескладушки остались», говорят чиновники. И обещают: «за год устранят, доведут теплоснабжение до ума». Да веры уже нет. Вот и получается: сначала из Хову-Аксы уехали русские специалисты, затем просто русские, после аварии – тувинцы, которым «есть куда ехать», а теперь пришла пора уезжать остальным. И что это за жизнь такая?

КОНКУРС СОВРЕМЕННЫХ ИНВАЛИДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

«5 предприятий Тувы будут бороться в финале международного конкурса «ГЕММА», – сообщала «ТП». Они прошли отбор и допущены до финала.

Признания комиссии «удостоены ООО «Бай-Хаак» (Тандинский район) – за бутилированную воду с содержанием серебра, ООО «Зонт», специализирующееся на производстве мебели (г. Кызыл). В сфере услуг жюри отметило высокими баллами гостиничный комплекс «Одуген» (г. Кызыл); детский оздоровительный лагерь «Орленок», который находится на озере Чагытай в Тандинском районе; базу отдыха «Эржей» компании ООО «Спорт и здоровье», расположенную на территории Каа-Хемского района».

Трудно объяснить наличие в этом списке таких предприятий, как доходнАя гостиница или производство корпусной мебели. Ну а уж то, что убогий оздоровительный лагерь попал в этот список, говорит сам за себя – конкурс, видимо, среди инвалидов производства...

В ПОИСКАХ ПЯТОГО КОЛЕСА К ТЕЛЕГЕ

Полемика вокруг перспектив будущего Тувы, похоже, набирает обороты. Сигнал к мозговому штурму подал тувинский премьер, с апломбом заявив, что без строительства железной дороги в Туву он за будущее Тувы не ручается. Кажется, ответ на это должен быть простым: поскольку в обозримом будущем никакой дороги не предвидится, «извини, подвинься» – пусть руководит тот, кто сможет решать задачи Тувы и без «железки». Но в республике пока ещё жива аксиома, согласно которой Шолбан Кара-оол – мудрейший из мудрейших. И раз он заявил, что без «железки» нам хана, значит, так тому и быть.

Правда, в Москве это никак не могут понять и требуют от Кара-оола какие-то экономические расчёты, подтверждающие необходимость реализации такого проекта. Но что-то доказать москвичам у Кара-оола пока никак не получается. Зато теперь появляются всё новые и новые желающие внутри республики подтвердить «мудрую мысль» нашего кормчего, которая как бы подсказывает, что все беды Тувы не от недомыслия, вороватости или глупости действующего премьера, а совершенно по объективным причинам – нету связи с Большой Землёй. Вот и очередной «мыслитель» решил поддержать незадачливого премьера своей версией поддержки теории необходимости железной дороги в Туву, опубликовавший статью со странным названием «Кто подберет ключ от кладовой».

Как известно, разговоры о необходимости строительства железной дороги в Туву поначалу были связаны с необходимостью разработки Элегестинского угольного месторождения и лоббировались сенаторами Пугачёвым и Нарусовой. Но как только сенаторов «выдавили» из республики, а на смену им пришёл Байсаров, Кремль интерес к тувинскому углю и дороге потерял. К тому же выяснилось, что тувинский уголь априори не востребован в России и не будет востребован, как минимум, лет 30. А мировые сталелитейные компании и вовсе отказались заходить в Туву. Короче, угольная тема «сдулась». А дорогу строить надо – иначе хороших денег не украсть.

Но что же по ней возить? И вот доморощенный фантазёр при поддержке ещё большего фантазёра директора ТИКОПРа Владимира Лебедева «родили» новое, на их взгляд, сногсшибательное обоснование необходимости железной дороги. Повторяя давно известное, что «Туву в полном смысле этого слова можно называть кладовой таблицы Менделеева» и что «недра региона богаты рудами таких редких и в России, и в мире минералов, как флюорит, барит, ртуть», и есть «даже уран», журналист и учёный недоумевают: «почему на эти месторождения еще не нашлись инвесторы?». Что (или кто?) «мешает Туве в полном объеме начать пользоваться своими недрами во благо населения»? К примеру, в «Карасугском месторождении содержится, по некоторым данным, до 280 млн. тонн легко-плавильной железной руды». Да что там «легко-плавильная железная руда», восклицает Лебедев, там «содержится 1/3 всех запасов страны по редкому флюориту, применяемому в металлургии и химической промышленности!» и «половина запасов барита!». Это же «просто «конфетка» для промышленников!». К тому же «руды лежат чуть ли на поверхности – бери не хочу!» – «никаких шахт строить не надо!». В точности ни автор публикации, ни Лебедев не понимают, почему российские власти не дают Туве развиваться, не выставляют на аукцион такие «замечательные экономически выгодные для разработки месторождения». А может, думают они, тут и государство ни при чём? «Есть другие факторы – доступность самого месторождения, энергоемкость производства». Наверное, поэтому «инвесторы пока в очередь за ключами от нашей кладовой не выстраиваются». А когда Кара-оол построит железную дорогу, они – как пить дать – прибегут, думают горе-экономисты.

В этом пассаже интересна одна деталь: раньше Лебедев то же самое говорил про востребованность тувинского угля на российском и международном рынке. Теперь он расписывает перспективы востребованности тувинских «железной руды», «флюорита» и «барита». Ни количественных, ни качественных показателей, ни финансовых раскладок публикация не содержит. Да и не может содержать, поскольку всё написанное – не более, чем бред сивой кобылы. Нигде в мире не существует такого порядка, чтобы государство бесплатно обеспечивало инвесторам всю инженерную и транспортную инфраструктуру, а уже затем инвестор покупал месторождение и начинал разработку. Во всём мире делается всё с точностью до «наоборот». Инвестор делает расчеты эффективности разработки месторождения, убеждается, что бизнес рентабелен, покупает месторождение, сам создаёт себе инфраструктуру и вдобавок к этому несёт социальную нагрузку в соответствии с лицензионным соглашением.

Видимо, в Туве этого до сих пор не поняли. Думается, именно поэтому Кара-оолу и Шойгу за шесть лет так и не удалось создать в Туве консорциум инвесторов, который бы взял на себя функцию реализации инфраструктурных и социальных проектов. Думаю, если они и дальше будут следовать советам академика Лебедева, успеха им не видать. Все должны понять: «Вкладывать деньги, чтобы иметь потом одни убытки, не захочет никто». Да и предположение, что «зима» в мировой экономике в ближайшее время должна закончиться», малоубедительно. Как и довод, что «производство вновь начнет набирать темпы, а значит, в мире и России возрастет потребность в металле, которая потянет за собой вверх и биржевые котировки на уголь, в особенности на «кокс».

Что же до «мощных лоббистских возможностях правительства Тувы», о которых поминается в статье, то тут можно констатировать лишь следующее: премьер, который не может в течение двух лет пробиться на приём к Президенту, никакими лоббистскими возможностями не обладает. Как выяснилось, он даже назначить своего председателя Верховного суда не может – как известно, Путин вопреки стараниям Кара-оола своим Указом переназначил Н.Ч.Кужугет на новый шестилетний срок. Так что с воровством сотен миллиардов придётся повременить...

Плюс ИнформАНГЛИЙСКАЯ КОРОЛЕВА В ТУВЕ

Тема глупого переселения детдомовцев в тесную развалюху будоражит республику не первый месяц. Странно, но никакой реакции министра образования Бичелдея на это как не было, так и нет. А тем временем переселение состоялось. «На прошлой неделе республиканский Детский дом справил новоселье». Об этом можно судить по тому, как «возле детского сада №25 (куда и переехало учреждение) вот уже несколько дней лежит мебель, рисунки и поделки». Хотя сам переезд состоялся «29 января». Просто «мебель и прочие вещи не вмещаются в небольшое по размеру здание детсада №25». Более того: «подвал ими уже забит доверху». Вот такое «очень невеселое» получилось «новоселье».

Редакция считает, что во всём виновата бессердечная и упрямая «руководитель Агентства по делам семьи и детей Н. К.-К. Ховалыг», которая пошла «на разрушение созданного годами дома одним росчерком пера», невзирая на мнение премьера Тувы, который «сказал: выселить детей, а здание передать детсаду – не правильная и непродуманная идея». Но что значит мнение премьера, если его зам Дамба-Хуурак, министр Бичелдей и руководитель агентства Ховалыг пришли к другому заключению? Премьер у нас, собственно, как английская королева, – царствует, но не правит. Решают вопросы совсем другие люди. И не всегда – из правительства. Вот они и решили лишить детей своего дома. «Не здания, а веры в существование детства вообще», – считает автор публикации. И не согласиться с ним невозможно.