Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_421.html
№1 за 2 апреля 2008 года

К ВОПРОСУ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ТУВИНЦЕВ

Интересно читать статьи Б. Мышлявцева о проблемах культуры тувинского народа, которая вот-вот погибнет под натиском некоторых факторов, а сам тувинский народ исчезнет. Уйдёт в небытие, как табор в небо.

Не будем копаться во всех этих хитрых определениях, даваемых Б.Мышлявцевым понятию «культура народа», и реагировать на мрачные перспективы, которые, по мнению ученого-этнографа, скоро станут явью: «народ сходит с исторической арены в небытие».

Обратимся к некоторым фактам.

Прежде всего, отметим, что каких-то 300 лет назад (в петровские времена) о тувинцах, проживающих ныне в Центре Азии, не было даже упоминания. Есть грамотка, которую нашли несколько лет назад в Тобольске, и теперь тщательно прячут, в которой говориться, что русский купец Сасин с верховья Енисея спустился на ладье с товаром в его устье. И морем вошёл в реку Обь. По Оби он поднялся до торгового города, столицы Сибири, Тобольска. О тувинцах, урянхайцах – ни единого словечка.

Если тувинцы появились и осели в Центре Азии каких-то 300 лет назад, ничего не меняет. Кочевники они и есть кочевники. Осели в приглянувшемся районе, и слава Богу!

В Центре Азии и ранее народу всякого перебывало видимо-невидимо. Приходили, жили, оставляли свои следы (скифы – курганы, не установленные земледельцы – оросительные системы между Алашом и Хемчиком, уйгуры вот крепость на память оставили) и уходили. Естественный процесс.

Но Б. Мышлявцев пугает железной дорогой – «фактором, ускоряющим разрушение традиционной культуры». Не потому ли один такой «фактор» практически ликвидирован: Тува практически лишилась авиационного сообщения, отказавшись от возможности устроить у себя центр пересечения авиационных путей с Запада на Восток и обратно, из Северной Америки в Юго-Восточную Азию через Северный полюс и обратно? Ведь просчитано и доказано, что положение Кызылского аэропорта в этом отношении имеет преимущество не только перед Абаканским, где полоса рассчитана на посадку «Бурана», но и перед Красноярским и Усть-Ордынским аэропортами, которые боролись за статус стать такими центрами.

Ну, а теперь о культуре.

Несколько лет назад я с возмущением писал, что к исконному тувинскому искусству – горловому пению, кто только не примазывается. Если в 1974 году в Москве горловое пение демонстрировали монголы, издавая горловые звуки на тему русской народной песни «Светит месяц, светит ясный», то вскоре горловое пение вдруг стало частью культуры алтайцев, якутов и даже африканских племён.

Главным специалистом по горловому пению оказался не наш земляк, а голландец – Ван-дер-Болван, который всем затыкал рот и строил свою аргументацию на исследованиях жизни африканцев. Вот что он писал (цитирую по памяти): «Иду я по африканской деревне и вижу: посреди улицы, в пыли, сидит африканская женщина, что-то толчет в деревянной ступе деревянной палкой и при этом заливается горловым пением. Я спросил её: «От кого ты научилась этому искусству?» На что африканка ответила, что сидит она тут в пыли, толчёт в ступе, голова ничем не занята, скука, и, от нечего больше делать, поёт таким образом».

На этом основании Ван-дер-Болван пришёл к выводу: горловое пение передаётся чуть ли не на генном уровне, а родина его – Африка».

Сегодня радуют глаз те немногочисленные растяжки на улицах города Кызыла, в которых прославляется хоомей. Так и надо действовать! Более того, нужно отбивать охоту всяких Ван-дер-Болванов примазываться и присваивать себе исконное культурное наследие тувинцев – горловое пение. Нужно его афишировать и пропагандировать, писать о нём книги, снимать фильмы, выпускать диски. Одним словом, рассказывать всем и вся об этом уникальном явлении. И обязательно подчёркивать: где оно зародилось, какой народ его изобрёл. И вот это будет серьёзным вкладом в сохранение культуры тувинского народа. Тем более, что горловое пение – искусство уникальное и нет ему аналогов в мире.

Вместо этого научная и культурная общественность занялась сомнительными проектами: то, насмешив всех, доказывает о происхождении американских индейцев от тувинцев, то находят в Туве потомка Чингисхана.

И какую бурную деятельность развивают при этом! Подробно описывалось, как исследовательница, выдёргивая волосы на голове и других частях тела у тувинцев и американских индейцев, доказала, что индейцы произошли от тувинцев. Почему не наоборот? Сегодня эта исследовательница, по непроверенным сведениям, живёт среди индейцев и пытается убедить их в своей правоте. Индейцы не соглашаются. Пока.

А эта находка «потомка Чингисхана» в Туве с последующим вручением ему соответствующего подтверждающего документа ничего, кроме смеха, не вызывает. Потомок Чингисхана... Да это как скелет Микки-Мауса. Самого Чингисхана нет (могилы-то так и не нашли) и, возможно, никогда и не было. А вот потомки найдены.

Лучше уж обучать американских туристов хоомею, через них распространять его признание культурным наследием человечества, нетленным вкладом тувинского народа в мировую культуру, чем вести сомнительные рассуждения о вреде технического прогресса.

Меня вот, например, удивляет такой факт: почему никто не занимается поиском письма знаменитейшего американского физика, одного из создателей атомной бомбы, Ричарда Феймана? Он самостоятельно выучил тувинский язык, кому-то написал в Туву письмо. И собирался приехать, но умер. Умер он в 1973 году.

П. Косс
26.03.2008