Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_3874.html
№13 за 16 июля 2013 года

Обзор прессы

Тувинская правдаМАРАЗМ КРЕПЧАЕТ

Не зря Кара-оол так часто мотается в Китай – перенимает опыт. Как известно, там 50 лет назад организовали производства чугуна во всех дворах. Чугуна произвели – завались. Только он оказался невостребованным ввиду отсутствия надлежащего качества. Но нашему премьеру печальный опыт китайцев – не указ. В связи с этим «Шолбан Кара-оол поддержал проект по созданию в районах Тувы сети малых предприятий по производству кирпича». Более того: правительство Тувы из тощего бюджета «выделило субсидии в размере 500 тысяч рублей на поддержку проекта малого инновационного предприятия ООО «НПК «Конструктор» по налаживанию производства станков с автономным питанием для выпуска кирпича».

Оказалось, что современные заводского производства линии по изготовлению кирпича для Тувы просто не подходят в связи с «энергодефицитом и слабой покупательной способностью населения». В то время как «НПК «Конструктор» предлагает производить мини-линии с автономным питанием». Как выяснил Кара-оол, «преимущества станков «Конструктора» заключаются в том, что они относительно просты в управлении, и питание электромоторов возможно от мобильных автономных источников». «Производительность станков – 200-250 тыс. штук кирпича в год». «Стоимость – от 470 до 500 тыс. рублей», тогда как серийные станки «стоят от 1 миллиона рублей».

Мы понимаем, что Шолбан Кара-оол – выдающийся деятель современности. Он не только гениальный философ, но к тому же недавно по случаю обзавёлся званием кандидата наук по экономике. Правда, говорят, образование ума не добавляет... Разбрасываться бюджетными денежками труда особого не составляет. Но финансировать за счёт государства изготовление кустарных станков, которые по определению не смогут выпускать кондиционный кирпич – полный идиотизм.

ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР

Как отчиталось правительство, «за первое полугодие нынешнего года региональным фондом поддержки предпринимательства выданы на конкурсной основе 15 займов субъектам малого бизнеса на общую сумму 3 миллиона 350 тысяч рублей». И на что же выделены деньги? «Семеро предпринимателей используют эти деньги на пополнение оборотных средств в сфере торговли». Толку от такой «помощи» обществу никакой, тем не менее «по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество займов увеличилось на 27,3%». Видимо, часть этих средств возвращается к тем, кто этот вопрос «решает»...

АВИАЦИОННАЯ МАНИЛОВЩИНА

Как известно, с приходом Ш.Кара-оола в тувинское правительство авиационные дела в республике пошли всё хуже и хуже. Как признаётся сам премьер, в итоге Тува «практически лишилась своего авиахозяйства». Именно ему республика обязана тем, что в угоду интересам Дерипаски сначала «закрылись прямые рейсы из Кызыла в Москву, Новосибирск, Абакан, Иркутск, Красноярск и Улан-Удэ, сократились полеты на местных линиях». И «вся активность местной авиации сводилась лишь к самым необходимым спецработам – перевозке больных из труднодоступных сел». В итоге, после активного вмешательства премьера в авиационные дела под девизом организации международного авиасообщения – отзыв лицензии на полёты у местного авиапредприятия, его банкротство и фактическое закрытие аэропорта. Затем была коррупционная афёра с приобретением за бюджетный счёт двух никчёмных кукурузника «Pilatus PC-12» по совершенно безумной цене, временное их использование и постановка на вечную стоянку в аэропорту г.Кызыла.

Казалось, всё, тувинской авиации конец. Но тут вмешалась большая политика. Нашего земляка назначили министром обороны. Ему понадобился Кызылский аэропорт для полётов на большом самолёте в Туву на рыбалку. С его помощью удалось передать Кызылский аэропорт в федеральную собственность.

И вот премьер Тувы Ш.Кара-оол даёт интервью «обозревателю национального аэрокосмического журнала «Взлёт», в котором он с новым приступом оптимизма рисует будущее тувинской авиации: «премьер-министр Медведев подписал распоряжение о создании федерального казенного предприятия «Аэропорт Кызыл». «Минтранс России включил в льготное финансирование рейсы Кызыл – Красноярск и Кызыл – Новосибирск».

Сегодня аэродром Кызыла «может принимать воздушные суда «Ту-154», «Ту-134», «Ил-18», «Ан-12», «Ан-72», «Ан-74», «Ан-24», «Як-40» и «Як-42». Этого мало, чтобы принимать высокопоставленных гостей на рыбалку и охоту. Поэтому «после реконструкции аэропорта он будет открыт для самолетов любого класса». Но, как известно, аппетит приходит во время еды. На федеральные деньги «будет достраиваться вторая очередь аэровокзала, где разместится международный терминал с пунктом таможенного пропуска», – фантазирует премьер. А в перспективе, размечтался премьер, «в Кызыле будет организована дозаправка транзитных судов, выполняющих полеты в юго-восточном направлении». Более того, Кара-оол пообещал, что «после создания современной наземной инфраструктуры крупные авиакомпании будут использовать тувинский аэродром для базирования судов».

Ну, а следующим этапом, наверное, станет сооружение в Кызыле космодрома... А что? Обещал же нам когда-то президент Ооржак, что запустит в космос тувинца! В этом плане интересно одно: человек, фактически разваливший целую отрасль, ничуть не смущаясь, строит новые, ещё более грандиозные планы...

ШОЙГУ ПРИВЕТСТВОВАЛ ЗЕМЛЯКОВ

В республике произошло знаменательное событие: «12 июля, в Кызыле чемпионат республики по борьбе хуреш с участием 256 именитых борцов торжественно открыл наш земляк, герой России Сергей Шойгу – ныне министр обороны Российской Федерации, появление которого было встречено громкими продолжительными аплодисментами». Как отметил автор публикации, «становится традицией, что Сергей Кужугетович лично выражает искреннее и глубокое уважение к труду своих земляков».

Центр АзииЛЮБОВЬ-МОРКОВЬ?..

Как известно, после отдаления Пугачёва от республики всё его добро досталось авантюристу с Кавказа Байсарову. В том числе и база «Рысь» со всеми её потрохами в виде директора, зданий и техники. Прошло совсем немного времени, и там разразился скандал, о котором поведала «ЦА»: прокуратура не нашла нарушений в «возбуждении уголовного дела в отношении бывшего директора ООО «Туристическая база «Рысь» Вторушиной Людмилы». По версии следствия, «бывший руководитель турбазы с 2010 по 2011 год в нарушение п.2.4.1 трудового договора, продала движимое имущество – четыре катера, три автомобиля, два снегохода, одну передвижную электростанцию – на сумму 10 миллионов 194 тысячи рублей. Деньги в кассу турбазы она не внесла». Поэтому в соответствии «с ч.1 ст.201 УК РФ ей грозит лишение свободы на срок до четырех лет».

Пикантность ситуации состоит в том, что Байсаров, инициировавший уголовное преследование Вторушиной, является ближайшим другом и спонсором премьера Кара-оола. А Вторушина в начале 90-х была приближённой Кара-оола, его доверенным лицом и, мягко говоря, боевой подругой. Но это, наверное, не помешает ей получить сполна всё причитающееся по закону... Сейчас, насколько известно, Кара-оол в её сомнительных услугах не нуждается.

ПРЕСТУПНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

На днях выяснилось кошмарное: в профтехучилище №1 выявлены «преподаватели, судимые за угрозу убийством и изнасилование». Как сообщает прокуратура, «проверкой установлено, что мастера производственного обучения профессионального училища ранее были судимы. Один – по ч.1 ст.119 УК РФ – угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а второй отбывал наказание по ч.1 ст.131 УК РФ – изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей».

Интересно, чему они учили детей? И чем там занимается министр образования Бичелдей?

Плюс ИнформУЧИМСЯ НА СВОИХ ОШИБКАХ

Судя по всему, трагедия Хову-Аксы в прошлом году власти Тувы ничему не научила.

Вот что сообщил «ПИ» по поводу «подготовки к очередному отопительному сезону глава Минпромэнерго Тувы Р.Кажин-оол». Министерство определило слабые звенья в цепи теплоснабжения республики: это «котельные в городах Ак-Довурак, Шагонар и селе Чаа-Холь с общей численностью населения более 30 тысяч человек». Они «давно уже выработали свой ресурс». Но по ним никаких решений нет. «Города Ак-Довурак, Шагонар и село Чаа-Холь будут встречать со старыми котельными». Перезимуют – хорошо. Нет – так тому и быть.

Единственно, что сейчас предпринимается, – «это возведение новой котельной в Хову-Аксы». Но всех волнует: «успеют ли в срок?». От подрядчиков «потребовали завершить строительство объекта осенью текущего года». Но есть «прорехи в организации работ», что вызывает обоснованную озабоченность. «Поставлен срок завершения проекта – до 15 сентября», – говорит Кажин-оол. «И к этому времени хотя бы один котел должен задымить».

Но в целом проблема состоит в том, отметил министр, что «по его словам, никакой федеральной помощи на эти цели власти республики не получали». Впрочем, как и по остальным объектам. Странное дело: «пример Хову-Аксы не привел к масштабному обновлению объектов ТЭК в нашем регионе». У дотационной Тувы «нет 2,5 миллиарда рублей, которые требуются для модернизации топливно-энергетического комплекса, а господдержку для претворения насущных планов в жизнь получить не так-то просто». Главная причина – правительство последние 5-6 лет не занималось анализом состояния топливно-энергетического комплекса республики. Не составляло необходимую документацию. Но когда гром грянул, выяснилось «отсутствие обосновывающих документов». А «энергодефицит без доказательств – не энергодефицит».

Кара-оол пытается обосновать необходимость строительства ТЭС в Кызыле. Однако оказалось, что нет даже «схемы теплоснабжения Кызыла». «Также необходима программа перспективного развития электроэнергетики Тувы». Казалось бы, элементарные вещи, известные любому специалисту. В таких условиях Москве ничего никогда не докажешь.

Кроме того, у Тувы «долги за тепловую и электрическую энергию перевалили за один миллиард рублей». Только «неуплата за свет достигла почти 690 млн. рублей». При таких обстоятельствах «ни о каких вложениях частного капитала в развитие системы ТЭК республики говорить не приходится». А доказать государству «необходимость обновления котельных и ТЭЦ в республике» ещё труднее. Так что, невзирая на заявления Кара-оола, «надеяться на федеральную помощь» пока не приходится.

В ДЕТСАД ЧЕРЕЗ СУД

Помнится, Шолбан Кара-оол кастрировал парламент под обещания строить детские сады. В 2008 году «Единая Россия» на выборах в Кызыле обещала построить до 2012 года пять детских садов. Время прошло. Не построили ни одного. По-прежнему «устроить ребенка в детский сад – большая проблема». И городские чиновники пускаются во все тяжкие – «люди начали сталкиваться с тем, что их вычеркивают из списка очередников», невзирая на то, что «право ребенка на дошкольное образование прописано в Конституции РФ».

Появилась новая ситуация: «в прокуратуру Кызыла часто обращаются граждане, с заявлением помочь обратиться в суд, чтобы обязать мэрию предоставить их детям места в детсадах. За 2012 год поступило 28 таких заявлений. В течение года все они были рассмотрены и удовлетворены, а на сегодняшний день реально исполнены». А за 2013 год «в прокуратуру с подобными проблемами пришли 22 человека». Через суд «устройство в сад добились 18, остальные иски находятся в рассмотрении».

Но в целом эту проблему не снимает. Власть по-прежнему обманывает людей. А всё потому, что «в городе недостаточно дошкольных учреждений». По состоянию на 1 июня 2013 года «в очереди стоят 6780 детей». И конца этой очереди не видать.