Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_311.html
№3 за 30 января 2008 года

ПЕРВЫЙ БЛИН. КОМОМ.

Конституционный процесс в Туве, похоже, дошел до первой критической отметки. На сессии Законодательной Палаты ВХ РТ Правительством республики был предложен в первом чтении проект закона о Конституционной Комиссии Республики Тыва.

Гордо прошествовал в такой знакомый для себя зал заседания К. Бичелдей, намного скромнее вели себя министры и замглавы по социальной политике. Заявленных докладчиков было двое, в ходе заседания к ним присоединился представитель главы правительства в ВХ РТ Ш.Ч.Монгуш. Председателем Комитета по конституционной политике и местному самоуправлению В.Кысыгбай было озвучено решение комитета о вынесении данного законопроекта на сессию. Немногословно, но внятно и убедительно говорил Ш. Монгуш. Депутаты вели себя на удивление сдержанно и корректно. Даже известный своей эмоциональностью С.Сафрин был конкретен в постановке вопросов.

Достаточно деловую обстановку нарушило выступление руководителя Канцелярии главы правительства, ибо дальше все пошло по Фрейду. Уверенный в исходе голосования и в своей интеллектуальной неотразимости, Каадыр-оол Алексеевич начал с того, что в который раз принялся убеждать депутатов в том, что их не разгонят, что они нужны республике и что только с ними в дальнейшем правительство намерено вести диалог. Что только подогрело слухи и заявления некоторых особо близких к исполнительной власти людей о том, что после принятия этого закона законодательной власти как таковой в республике не будет, потому что контроль над исполнением бюджета, за инвестиционными программами не нужен. К тому же проблемы в сельском хозяйстве республики никакой нацпроект решить не может, а отвечать за это нынешний министр и первый зам главы не хотят.

Конечно, слухи есть слухи, если бы не несколько объективных обстоятельств. Первое, особо бросающееся в глаза. Сам глава почти ничего не говорит о своем видении будущего устройства республики, вяло ратует за оптимизацию бюджетных средств, при этом эмоционально убеждает, что уменьшение количества депутатов и увеличение количества работающих в правительстве спасет республику от дотационности. Второе – поведение руководителя канцелярии. При виде его сразу вспоминается 1991 год, его личное понимание суверенитета Тувы, работа в прежних конституционных комиссиях. Третье обстоятельство – это проведение круглого стола, который должен был убедить депутатов в их бесполезности.

Законодатели были единодушны в своем решении: подавляющим большинством проект КК был отвергнут. Только трое прониклись его глубиной и актуальностью, среди которых один – брат Главы, а второй готов на все ради продолжения депутатства. Общеизвестно, что работа с Конституцией – процесс сложный и ответственный, требующий предельной согласованности действий. Заниматься ею должны в первую очередь депутаты, представляющие легитимный орган власти и в обязанность которых входит законотворческая деятельность.

Видимо, К.Бичелдей думает иначе. Желание превратить Туву из парламентской республики в вотчину одного человека маниакально овладела им. А печальный опыт прошлых лет не стал уроком. Но депутат пошел другой. Грамотный, самостоятельный и умеющий отстаивать собственное мнение.

Кондрат Пчелкин