Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_2481.html
№20 за 29 июня 2011 года

Операция «Чистый бланк»

Операция «Чистый бланк»

Тува снова в фокусе общероссийского внимания. Ни одно СМИ не пропустило сообщение о скандале вокруг сдачи ЕГЭ в Туве. Сегодня уже позади экзаменационные испытания, схлынули толпы выпускников и их родителей, пытающихся на заседаниях апелляционных комиссий прибавить в сертификаты хотя бы несколько баллов. Прошли выпускные вечера. Но, к сожалению, проблемы, связанные с ЕГЭ, остались. И давайте порассуждаем на эту злободневную и весьма непростую тему.

СИТУАЦИЯ В ТУВЕ

Наша республика – край своеобразный. Клановость, коррупция, взяточничество и подлоги на фоне кричащей нищеты, беспредельной разрухи, массовой безработицы, повальных алкоголизма и наркомании. Все вместе взятое создают весьма нелестный портрет региона в Центре Азии. К тому же кадровая политика строится по принципу «чем хуже, тем лучше». Особенно это проявилось во время скандала вокруг ЕГЭ. А был ли он случайным? Давайте обратимся к событиям, произошедшим задолго до этого.

Почти год тому назад глава правительства принял решение об очередной реорганизации органов исполнительной власти. Службу по надзору в области образования тут же слили с ей подобными в медицине и алкогольной отрасли. И получили «не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку» под названием Служба по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва.

И стали они надзирать за всем: и за качеством образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории Республики Тыва, и за деятельностью, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и за соблюдением условий действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции. В общем, этакое явное недоразумение. Так готовилась благоприятная почва для всякого рода афер. При этом ключевую роль играла фигура руководителя контрольного органа. Для многих оказалось неожиданностью, когда в конкурсе на замещение должности руководителя Службы известного своей порядочностью кандидата исторических наук на один балл обошел Монгуш Алексей Кошкар-оолович. Тот самый, что «совершенно случайно» незадолго до этого был осужден по статье «мошенничество». Видимо, за наличие судимости ему и прибавили недостающий балл.

Но на этом власть останавливаться была не намерена. К такому руководителю тут же «подобрали» и соответствующего министра образования. Совершенно очевидно, что при этом во главу угла ставился не профессионализм. Наверное, более того была востребована преданность первому лицу. Поэтому министром образования стала недалекая, неподготовленная завуч ПТУ, по некоторым сведениям, не совсем здоровая психически. К тому же, как показали дальнейшие события, и необучаемая. Но зато – в доску своя! Активистка выборных кампаний, которая, по рассказам очевидцев, открыто заявляла (и обеспечивала!), что может дать любой результат. Сможет ли такой «верный» специалист поставить заслон коррупции, подкупам, сможет ли он сказать «нет!» всякого рода блатным и приближенным?! Конечно же, нет. С её назначением многим подумалось: образование просто обречено на скандалы. А для всякого рода чиновников, коммерсантов, деловых людей и других был дан сигнал: действуйте, прикрытие будет обеспечено! Такая ни в чем не откажет.

С весны к ЕГЭ стали интенсивно готовиться все заинтересованные в неожиданно высоких результатах субъекты. Как результат – некоторые выпускники открыто игнорировали консультации, уроки, увещевания учителей, так как заранее были уверены в нужном результате экзаменов. Родители слабоуспевающих оболтусов заверяли педагогов, что их чада усиленно занимаются с репетиторами и поэтому на экзаменах все будет в порядке. Ну а чиновники, вероятно, тем временем уточняли схемы «взаимодействия».

СХЕМЫ

Особую значимость в этот момент приобрела Директор Института оценки качества образования министерства образования и науки РТ Валентина Белековна Канкова, ибо только она имела доступ к запечатанным бланкам с ответами. Схема аферы была удивительно простой, но чудесно действенной. Выпускник сдавал пустой бланк, а Канкова, знавшая и аудиторию, и место сдачи экзамена, имея на руках образцы личных подписей, спокойно нашла бланк, заполнила его «правильными ответами», и только потом отправляла результаты в Москву. Где же здесь было так называемое слабое звено? Нужно было очень хорошо знать предмет, а директор Института оценки качества образования РТ такими познаниями не была обременена. Поэтому ей нужны были сообщники, каких она легко смогла найти, потому что аттестацию учителя проходят опять-таки в этом центре у неё. Таким образом, используя свое положение, она легко могла склонить учителей к «сотрудничеству». Да к тому же, среди ее подчиненных оказалось немало родственников, которых она в своё время и пристроила. Чтобы операция «Пустой бланк» состоялась, нужны были согласованные действия сразу нескольких человек. Это родители, которые готовят к подлости своего ребенка, два педагога: один достает копию заданий, другой «исполняет». И еще один, который «работает» с деньгами. Наивно полагать, что такие операции носят альтруистический характер.

А можно ли обойти высокое начальство из Института оценки качества образования министерства образования и науки РТ? Конечно. Но тогда к делу подключаются школы, в которых проходят экзамены. Если верить учителям и родителям, которые говорят об этом, то в одной из школ столицы всегда существовала особая аудитория, в которой сдавали экзамены дети высокопоставленных родителей. За совершенно символическую плату от 1000 до 1500 рублей выносились бланки с заданиями, которые любящие родители отвозили к учителям, с которыми договаривались заранее. Выполненные задания либо передавались через связь, либо таким же путем доставлялись выпускнику. Расценки, как правило, были известны уже в мае месяце. Конечно, можно сказать, что это – очередной бред. К тому же это сейчас невозможно доказать. Вероятно, доля правды в этом есть. Но тогда как объяснить необыкновенно высокие показатели на ЕГЭ, который сдать намного труднее, чем традиционный экзамен, тех учащихся, что на момент сдачи имели «в багаже» массу троек и большое количество пропусков? Они что, за одну ночь «поумнели» в разы больше, чем за 11 лет обучения?

Объединяющим у этих выпускников было только одно – положение их родителей, бабушек и других родственников. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить, как учатся и сдают экзамены дети и внуки депутатов, министров, чиновников, работников министерств и ведомств. Внук начальника министерства образования неожиданно для самого себя набрал на ЕГЭ по 85 баллов по всем предметам, сын известного в Туве коммерсанта стал лучшим по нескольким предметам, дочь одного из руководителей республики поразила учителей глубочайшими познаниями по основным наукам. И этот список можно продолжать. Поэтому совсем не случайно в нынешнем скандале прозвучала фамилия министра земельных и имущественных отношений Тувы Орлана Дугур-Сюрюна.

Следует признать: районы республики тоже не отстают от столицы. Они находят свои способы «помощи». Для этого «выписывают» из городских школ или из других районов сильных учителей, привозят, устраивают и кормят за счет «принимающей стороны». Они «на месте» выполняют задания по ЕГЭ. Тут правда, как гласит народная молва, и ставки на 10 тысяч ниже, чем в городе. И зазывают их не медсестры и простые рабочие, а все те же даргалаары-начальники, которые имеют власть, чтобы не быть пойманными. Имеют должность, чтобы заставить работать на себя чиновников рангом пониже. Поэтому все аферы ЕГЭ основаны только на административном ресурсе и сговоре чиновников от образования – без них просто ничего невозможно сделать. Обязательно нужно, чтобы кто-то «не заметил», вовремя отвернулся, прошел не по той лестнице, «не увидел» мелкого предмета в виде телефона, имел доступ к контрольно-измерительным материалам. Можно говорить о несовершенстве ЕГЭ как формы аттестации, но это совсем другая песня, совсем другой мотив. Нам сегодня важна не констатация фактов, а глубокий анализ причин, породивших этот позор. А их выискивать, как нам кажется, особо не нужно. Они лежат на поверхности. При этом нужно иметь в виду, что почти все «герои», о которых мы упоминали, имеют непосредственное отношение к партии власти. Эти ПЕдРоссы всегда на виду, всегда в центре внимания. Они члены всяких разных высоких комиссий, от них зависят судьбы людей.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Всё же не всё у нас прогнило до конца: когда город и республику сотрясали подробности обысков и выемки документов, большинству педагогов было стыдно. А вот чиновникам, кстати, нет: они по-прежнему возят на государственных машинах свои холеные тела на работу, принимают «важные», «судьбоносные» решения, проводят совещания. При этом не забывают поведать о своей невиновности и о том, что они все равно найдут того, кто их «сдал» и разберутся с ним. Они не допускают мысли, что будут наказаны – они верят в свою непогрешимость. Может, они имеют гарантии и заверения сверху? От того, от кого зависит их судьба, кто их назначал?

Ушла в отставку министр образования. Но ведь она-то всего только полгода радовала нас глупым видом и неумными высказываниями. А остальные-то – остались! Тувобрнадзор ничего не хочет предпринимать, ссылаясь на следствие. Хотя факт заполнения бланка Канковой обнародован, и они обязаны принять меры реагирования. Первый замминистра Органа Доржуевна Натсак, отца ребёнка которой так и не удаётся идентифицировать, которую некоторые достаточно обоснованно считают координатором экзаменационных безобразий, потому что именно она по должности курировала все эти вопросы, теперь исполняет обязанности министра. Наказать ее никак нельзя, потому что этот перспективный кадр возглавляет городскую партийную организацию ПЕдРоссов. К тому же ее наряду с другой ПЕдРосовкой Самойленко всерьёз рассматривают как вероятного министра образования Тувы.

И никто не подумал, что подделывая результаты экзаменов, выполняя задания за детей, они совершают преступление против детских душ. Причём не только тех, кому оказали «медвежью услугу», но и против тех, у кого отобрали реальную возможность честной конкуренции при поступлении в вуз. А расплата последует через годы, когда вместо высокообразованных специалистов мы получим тех, кто не умеет лечить, строить, учить... А порой даже читать.

Неужели мы всерьёз хотим такого будущего для наших детей?

Отдел борьбы с коррупцией