Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_2211.html
№1 за 16 февраля 2011 года

Верните библиотекаря на место

Неслыханное ЧП, попытка массового самоубийства 65 человек, уроженцев Тувы, отбывающих наказание за пределами республики представлена библиотекарем Ириной Качан, в газете «Плюс информ», с дамской капризностью. «Почему до сих пор слухи об их поступке не ходят по Туве?» – недоумевает бедная женщина. Она привыкла питаться только слухами. Библиотекарь профессия для любознательных.

«К какому типу относится эта колония. За какие преступления осужденным назначают этот вид наказания?» – опять задает вопросы читателям «Плюс информа» и себе псевдожурналист. Псевдо, потому что профессия журналиста предполагает не задавание вопросов читателям, а нечто противоположное, разъяснение непонятного и развеивание слухов, а не их ожидание для последующей перепечатки. «Не в этой ли или подобной ей колонии сидит человек, изнасиловавший и убивший детей несколько лет назад в Уюке?» – опять пугается бедная библиотекарь. Ей бы взять телефонный справочник, позвонить в пресс-службу суда или прокуратуры, уточнить, и напомнить читателям имя, фамилию, статью УК осужденного гражданина и место его пребывания, а на томиться никчемными вопросами, тупя еще и читателей, выложивших за номер 20 рублей явно не за тем, чтобы сидеть и гадать вместе с автором в ожидании дальнейших слухов и домыслов.

«Ирина Сутырина, конечно, может, рассуждать о «цивилизованном тувинце, которому лучше умереть, чем жить дальше, потеряв в застенках...» Но давайте договоримся не называть этих людей гордостью нации», – опять плачется Ирина Качан. – И если нас снабжают информацией, то пусть снабжают полной информацией: действительно ли были нанесены серьезные порезы, по каким статьям сидели эти бунтари и т.д.», – продолжает свои требования библиотекарь-журналист.

Во-первых, вряд ли можно назвать «снабженцами» членов общественных комиссий и навряд ли ИТК, идя навстречу ожиданиям томящейся риторическими вопросами гражданки Качан, вдруг станут «снабжающей организацией». Журналисту на то и дано право называться журналистом, что он сам, самостоятельно, простите за тавтологию, добывает информацию и сообщает читателям и зрителям то, на что не было ответа «в предыдущих сериях». Насколько следует из первоисточника, «гордостью нации» никто никого не называет, и договариваться об отмене такого определения не с кем и незачем.

Вероятно, И. Качан уверена, что в Уголовном Кодексе нашей страны есть, кроме лишения свободы, еще и дополнительные виды наказания осужденных в виде изнасилования в задний проход. Чем и грозили тувинским заключенным в Ангарском ИК-14. Надо ей сказать, что к ее сожалению такого вида наказания нет, не может и не должно быть, поэтому любой осужденный, вне зависимости от того, тувинец он или носитель особенной, «государствообразующей нации», вправе требовать соблюдения закона и уважения своих прав. Ст. 12 УИК РФ прописывает право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказание; право на неиспользование их с целью проведения медицинских или иных опытов, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье; право давать объяснения и вести переписку на государственном языке субъекта РФ (осужденные иностранные граждане и лица без гражданства – на языке, которым они владеют); право на охрану здоровья, в том числе психологическую помощь, право на обращение с заявлениями и жалобами в администрации, органы власти, суда, прокуратуру, а также в органы по защите прав и свобод человека. Также ст.13 и ст.14 УИК РФ гарантируют право на личную безопасность и свободное исповедование любой религии.

Библиотекарь И. Качан в роли журналиста, несмотря на жалобы, что слухов все нет и нет, писать не о чем, так и не узнав ни о чем, уверенно занижает количество пострадавших от действий руководства колонии с 65 до 5, «которые точно нанесли себе ранения». Эта удивительная избирательность автора, питающегося только слухами, нуждается в поправке. Главе республики доложено о том, что действительно в исправительной колонии 14 г.Ангарска 65 из 78 осужденных из Республики Тыва совершили массовую попытку самоубийства, в ответ на угрозы от замначальника колонии Бабеева пропустить их через так называемую «пресс-хату», широко практикуемую в пенитенциарных заведениях России систему сексуального насилия и пыток в особо извращенной форме.

В этой связи уместно задаться вопросом, почему в органах МВД, УФСИН и в российской армии среди офицеров процветает мужеложество? Почему сексуальные перверсии оказываются любимым методом в этих стенах? «Новая газета» писала о солдате из Тувы, которого заставляли перед всем строем есть землю, когда он отказался удовлетворить извращенные требования командира, публично требовавшего оральный сексуальный акт. «Ешь тогда русскую землю!» – орал распоясавшийся офицер с расстегнутой ширинкой и мужским достоинством, которое отверг несчастный призывник российской армии.

Девять лет назад, когда в Кяхте расстреляли двух тувинских солдат, якобы представлявших угрозу тем, что они сбегут в Китай, мы спорили с Ириной Качан. Она затыкала уши, чтобы не слышать моих возражений и визжала в коридоре редакции, вслед за военкомом республики Тарулиным, что у нас отличная армия, что она сама дочь офицера, а эти солдаты – преступники. Этих 18-летних мальчиков, сбежавших от побоев и притеснений на почве национальной неприязни, убили без всяких законных оснований, отдавший приказ генерал Цукрук потом сам погорел на крупных денежных аферах. Дочь советского офицера, вероятно, и сейчас уверена, что станция смерть – самая правильная для тувинцев, отбывающих наказание или служащих в армии и решивших отстоять свое человеческое достоинство.

О том, что в Ангарске имел место акт отчаянья – свидетельствует побывавший там Семен Монгуш, бывший руководитель Наблюдательной комиссии РТ по контролю и обеспечению прав человека, находящегося в местах лишения свободы. С истечением срока полномочий он в новом году был переизбран, но до сих пор по обращениям родственников лиц, отбывающих наказание, вместе с коллегами на местах проводит проверку по жалобам и обращениям. По его словам, со стороны УФСИН Иркутской области было полное взаимопонимание, ему предоставили все возможности для общения с осужденным земляками на родном языке, в настоящий момент все живы-здоровы, после огласки ЧП и проверок отношение администрации к тувинцам изменилось в лучшую сторону, угроз нет. С отдельными фактами нарушения прав человека, в частности, по находящимся в медсанчасти, он сделает доклад главе правительства Тувы.

Большинство отбывающих наказание – молодые люди 1986 года рождения и чуть старше, осуждены впервые, по разным статьям, уроженцы разных районов Тувы. Со стороны сотрудников колонии характеризуются как очень трудолюбивые и дружные. Семен Монгуш также встречался с тувинцами, находящимися в колонии для «малолеток», если думать об их исправлении, то, конечно, нельзя прерывать связь с родиной, с родными, нужна поддержка, вот такие контакты и визиты очень нужны всем сторонам, считает правозащитник. Как видим, и родственники осужденных были обеспокоены, но забыли уведомить Ирину Качан об этом, и совестливые люди, даже без специальных указаний и распоряжений успели съездить и разобраться в ситуации.

Поэтому сейчас уместно напомнить только о том, что вопреки ожиданиям библиотекаря Качан суд не приговаривает человека к дополнительным видам наказания в виде ущемления его прав по национальному признаку и угроз мужеложеством. На мое письмо с просьбой о содействии в выяснении случившегося в Ангарске Фонд защиты прав заключенных http://www.zashita-zk.org/ ответил, что направит запрос в Иркутский ГУФСИН.

Адрес фонда для обращений по конкретным делам тел/факс +7(495)974-75-46; +7(495)609-92-14; факс +7(495)609-92-14; +7(495)691-62-33.

Телефон «Горячей линии» +7-985/410-37-39. Для писем: 125009, г.Москва, Малый Кисловский пер., д.7, стр.1, помещение 21 с пометкой «Для Фонда «В защиту прав заключенных info@zashita-zk.org.

А библиотекарю, может, лучше аннотации к романам на работе писать, потому что книжные выдумки и реальная жизнь отличаются столь сильно, что иногда потрясенной даме легче сказать «не верю», чем узнать истину.

По материалам интернет-публикации С. Монгуш в livejournal.com