Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_2149.html
№2 за 19 января 2011 года

Разгул коррупции

ЧИНОВНИКИ ВОРУЮТ – ПРАВООХРАНИТЕЛИ ПРИКРЫВАЮТ

Республика Тыва относится к числу высоко дотационных регионов Российской Федерации. Доходы консолидированного бюджета республики более на 80 процентов формируются за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Такая ситуация обязывает руководство республики использовать выделяемые средства экономно и эффективно. Однако, как показывают результаты контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой Республики Тыва, значительные объемы бюджетных средств расходуются неэффективно и с систематическими нарушениями требований федерального законодательства.

Несмотря на доказанность фактов неправомерного расходования бюджетных средств, обращения Счетной палаты РТ не находят в правоохранительных органах республики должной оценки. Сумма прямого ущерба бюджету республики нанесенного чиновниками только по указанным ниже фактам составляет более 288 млн. рублей.

Факт незаконного списания 107,3 млн. рублей бюджетных средств.

Следует указать, что инвестиционная деятельность в республике осуществляется с серьезными нарушениями положений законодательных и нормативных правовых актов. Контроль со стороны правительства республики за законным, эффективным использованием инвестиционных средств не осуществляется, о чем свидетельствуют массовые нарушения требований федерального законодательства и законов РТ.

Приказом от 09.02.2009г. Государственного учреждения Республики Тыва «Управление капитального строительства» (далее УКС) списана дебиторская задолженность подрядных организаций в сумме 107 269,8 тыс. рублей. Списание бюджетных средств произведено органом, не имеющим на это полномочий. УКС сам же списал просроченную задолженность подрядчиков по бюджетным средствам, возникших из-за ненадлежащего исполнения функций как заказчика-застройщика. Таким образом, УКС превысил свои полномочия и нанес ущерб бюджету республики на сумму 107 269,8 тыс. рублей.

Анализ списанных сумм по объектам и подрядным организациям показывает, что дебиторская задолженность возникала в результате необоснованных перечислений подрядчикам бюджетных средств за невыполненные работы. Согласно условиям государственных контрактов оплата за выполненные работы производится по актам приемки выполненных работ по форме КС-2 и справки стоимости выполненных работ по форме КС-3. В нарушение условий контрактов заказчик УКС систематически производил перечисление бюджетных средств подрядным организациям на основании фиктивных актов и справок.

За последние три года резко возросли объемы дебиторской задолженности подрядных организаций основному заказчику – УКС. Если, на конец 2006 года, дебиторская задолженность составляла 105 681,1 тыс. рублей, то на конец 2009 года она возросла до 381 644,5 тыс. рублей или в 3,6 раза.

Счетной палатой РТ направлены за 9 месяцев 2010 года обращения в правоохранительные органы по фактам неправомерного перечисления (за невыполненные работы) бюджетных средств на объекты: 55 и 139 квартирные жилые дома, г.Кызыл, водозабор, г. Шагонар. Сумма установленных нарушений в виде завышений (дебиторская задолженность) по этим трем объектам составила более 112 млн. рублей.

До сих пор не приняты конкретные меры по возврату бюджетных средств на счет заказчика. Безнаказанность приводит к образованию значительной суммы дебиторской задолженности и затем к незаконному ее списанию.

Материалы предварительной проверки по неправомерному списанию бюджетных средств на сумму 107 млн. рублей направлены письмом МВД по РТ от 02.09.2010 г. №25/2769 по подследственности в Следственное управление СК при прокуратуре РФ по РТ для принятия решения. Однако, следственным управлением необоснованно отказано в возбуждении уголовного дела.

139 кв. жилой дом (подрядчик – ООО «Шевер»).

На основании решения котировочной комиссии от 15.04.2009 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ заключило с Тувинским государственным университетом государственный контракт от 05.05.2009 №7 на приобретение жилых помещений в количестве 69 квартир общей стоимостью 91 960,92 тыс. рублей.

Государственный контракт зарегистрирован Минфином РТ 15.05.2009, реестровая запись №0100009000724. Министерством строительства не исполнен данный контракт, отсутствует какое-либо законное решение об аннулировании государственного контракта. Средства направлены на строительство третьего и четвертого блоков (69 квартир) 139-квартирного дома.

Допущено нарушение требований п.5 статьи 20.1 федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ, согласно которой финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляется субъектам РФ на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах. Фактически средства направлены не на приобретение жилых помещений, а на строительство 3 и 4 блоков 139 квартирного дома, затраты которых намного превысили указанную стоимость в государственном контракте от 05.05.2009 г. №7.

Согласно разрешению на ввод в эксплуатацию 3-4 блоков 139 кв. жилого дома фактическая сметная стоимость строительства составила в сумме 112 860,0 тыс. рублей, что превышает стоимость на приобретение квартир согласно государственному контракту от 05.05.2009 г. №7 на 22 052,4 тыс. рублей.

Согласно справке предоставленной заказчиком УКС Счетной палате РТ общий объем капитальных вложений с учетом стоимости проектных работ по 3-4 блокам 139 кв. жилого дома составил 105 979,6 тыс. рублей, что превышает стоимость на приобретение квартир согласно государственному контракту от 05.05.2009 г. №7 на 14 018,7 тыс. рублей.

В соответствии с частью 2 пункта 9 статьи 20.1 федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ предельный размер стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения не должен превышать среднюю рыночную стоимость, определяемую федеральным органом исполнительной власти, т.е. не более 24,3 тыс. рублей (Приказ Министерства регионального развития РФ от 26 декабря 2008 г. №303).

Фактическая стоимость одного квадратного метра общей площади составила по 139-квартирному дому 30,2 тыс. рублей согласно документу – разрешения на ввод в эксплуатацию объекта и 28,4 тыс. рублей согласно стоимости, указанной в справке заказчика.

Переплата средств на указанные крупные суммы стала возможной в результате нарушения положений ФЗ-94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». На строительство объекта не проведен аукцион по отбору подрядчика. Однако заказчиком – УКС заключены государственные контракты с ООО «Енисей Монтаж», ООО «Шевер» и ИП Киноян С.С. на строительство 3 и 4 блоков 139 кв. жилого дома.

Указанные государственные контракты, заключенные без проведения торгов зарегистрированы Минфином РТ в нарушение статьи 18 Федерального закона от 21.02.2005 № 94-ФЗ.

В ходе строительства объекта финансирование производилось без учета объемов выполненных работ. Особенно это касается подрядчика ООО «Шевер», которому перечислены по состоянию на 01.01.2010 г. средства из бюджета на общую сумму 81 279,3 тыс. рублей при наличии предъявленных актов и справок на сумму 19 690,9 тыс. рублей. Остальная часть средств (61,6 млн. рублей) были перечислены на основании подложных документов, так как акты приемки выполненных работ отсутствовали. К моменту ввода в эксплуатацию часть указанных объемов была отработана и составлены акты приемки выполненных работ.

Разрешение на ввод в эксплуатацию 3-4 блоков 139 кв. жилого дома было выдано 23 апреля 2010 года начальником Управления архитектуры и градостроительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ Байыр-оол О.В.

По состоянию на 27 апреля 2010 года имелись подтвержденные куратором Ильиной Л.А. акты о приемке выполненных работ на сумму 38 460,1 тыс. рублей. Последние акты до увольнения Ильина Л.А. подписала 27 апреля 2010 года на сумму 681,8 тыс. рублей.

Установлено, что после ввода в эксплуатацию жилого дома продолжалось составление актов и справок другими работниками заказчика. Так, 27 апреля 2010 года были составлены акты о приемке выполненных работ на сумму 18 278,0 тыс. рублей, которые подписаны Ооржак Э.Б. с пометкой «проверил». Были составлены также акты о приемке выполненных работ от 20 мая 2010 года и справка о стоимости выполненных работ от 01.06.2010 года на сумму 30 210,6 тыс. рублей.

Следует отметить, что на момент начала строительства были выполнены строительные работы на 3-м блоке – до уровня третьего этажа, на 4-м блоке – полностью построены все пять этажей. Проектной документацией предусматривался демонтаж конструкций 3-го блока до перекрытия технического подполья.

По информации куратора заказчика, который осуществлял технический надзор за соблюдением условий проектной документации, подрядчик не выполнил все требования проекта: не произведены демонтажные работы по 3 и 4 блокам, соответственно, и восстановительные работы 1-3 этажей (кирпичная кладка и перекрытия) по третьему блоку, усиление перекрытия на 4-м этаже четвертого блока. Акты приемки на указанные работы куратором не подписывались по причине не выполнения этих работ подрядчиком. Однако, согласно представленным актам, подписанными после сдачи дома в эксплуатацию другим работником заказчика стоимость демонтажа и строительства 3-х этажей, подлежащих к разборке, были оплачены подрядчику.

По оценке Счетной палаты РТ стоимость демонтажных работ и работ на восстановление составляет 14,1 млн. рублей. С учетом оплаты невыполненных работ общий размер ущерба по этому объекту составляет 36,2 млн. рублей, если принять фактические затраты объекта согласно представленного документа – разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

55 кв. жилой дом, г. Кызыл (подрядчик – ООО «Шевер»).

Аукцион от 13 ноября 2008 г. на строительство дома проведен в нарушение требований федерального закона от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» и постановления Правительства РФ от 27 мая 2005 г. №339, при отсутствии утвержденной проектной документации. Сметная стоимость строительства дома утверждена в ценах 4 квартала 2009 года сумме 109 346,7 тыс. рублей. Постановлением Правительства РТ от 3 сентября 2009 года.

Объект строится в основном за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. При строительстве не соблюдены условия финансирования объекта. В нарушение статьи 16 федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ стоимость 1 кв. метра общей площади составила 45,2 тыс. рублей, что 1,9 раза выше, чем утвержденный приказом от 30.09.2009 года №433 Министерства регионального развития РФ норматив в размере 24,3 тыс. рублей.

Сумма завышения общей стоимости объекта из-за несоблюдения заказчиком утвержденного Министерством регионального развития РФ норматива составила 50 555 тыс. рублей. По мнению Счетной палаты допущен ущерб бюджету республики и Фонду содействия реформированию ЖКХ.

Установлено, что заказчик систематически перечислял на счет подрядчика бюджетные средства по подложным документам. За период с декабря 2008 года по январь 2010 года заказчик перечислил на счет подрядчика 75 488,6 тыс. рублей, в том числе аванс 13 627,1 тыс. рублей. Фактически по отчету заказчика на 01.01.2010 г. объем выполненных работ составил на сумму 5 489,6 тыс. рублей.

Общестроительные работы на объекте по состоянию на 25 октября 2010 года еще не закончены, хотя по условиям государственного контракта срок завершения работ был определен 24 ноября 2008 года. Заказчик не применяет штрафные санкции за неисполнение договорных условий. Значительные бюджетные средства отвлечены в распоряжение коммерческой организации, которая использует их не на строительство данного объекта.

Имеются сведения об использовании незаконно полученных средств на цели не относящихся к строительству дома. В частности перечислялись ООО «Шевер» бюджетные средства, полученные по подложным документам, на счета коммерческих организаций, включая ООО АПК «Урянхай».

Установлено, что ООО «Шевер» не имеет достаточной производственной базы, рабочих кадров для выполнения больших объемов строительных работ. Однако данная подрядная организация постоянно выигрывает подрядные аукционы, при этом государственные контракты исполняются силами других строительных организаций. По строительству 139-квартирного дома ООО «Шевер» получил заказ без проведения аукциона. Данный подрядчик постоянно не выполняет условия контрактов, и именно по этому подрядчику наблюдается перечисление заказчиком бюджетных средств по подложным документам на крупные суммы. Стоимость строительства 139 кв. и 55 кв. домов в расчете на один квадратный метр общей площади значительно превышает соответствующую стоимость других жилых домов, что требует дополнительной независимой экспертизы утвержденной стоимости.

Материалы проверки по 139-квартирному дому направлены в МВД РТ (письмо от 05.05.2010 г.). Получен ответ МВД от 01.10.2010 г. о том, что дело списано за отсутствием признаков правонарушения.

Материалы также направлены в Прокуратуру РТ (письмо СП РТ от 25.08.2010 г.). По состоянию на 15.12.2010 г. решение не принято.

Материалы проверки по 55-квартирному дому направлены в МВД РТ 10 июня 2009 г. Возбуждено уголовное дело в отношении начальника ГУ РТ УКС Севек В.К., который на взгляд Счетной палаты является только исполнителем.

По мнению Счетной палаты РТ, по финансовым нарушениям, допущенным при строительстве 139- и 55-квартирных жилых домов следует учитывать то обстоятельство, что подрядчик находится в родственных связях с первым заместителем Правительства РТ, который курирует вопросы строительного комплекса республики.

Финансовые нарушения по ГУП «Чагытай».

Проверкой, проведенной Счетной палатой РТ в 2009 году выявлены факты завышения объемов выполненных работ при реконструкции ГУП «Чагытай» на сумму 5 205,8 тыс. рублей, из них по государственному контракту №26 (заказчик Минсельхоз РТ) на 1,29 млн. рублей. Получение бюджетных средств подрядчиком за объем работ, который фактически не выполнен, возможно, только при непосредственном участии или халатности со стороны заказчика.

Проверкой установлено, что акты формы КС-2 и справки формы КС-3 на сумму 4 353 тыс. рублей по государственному контракту от 05.09.2008 г. подписаны не заказчиком – Министерством сельского хозяйства, а директором ГУП «Чагытай», что не соответствует условиям контракта.

В ходе следственных мероприятий было установлено, что работы на объекте выполнялись не подрядной организацией, которая стала, согласно решению конкурсной комиссии правительства, победителем аукциона ИП Минчеймаа А.С., а совершенно другим человеком – Елсуковым В.А. По утверждению Минчеймаа А.С. он не подписывал государственный контракт от 05.09.2008 г. и не знал о том, что от его имени заключен контракт. Правоохранительными органами при проведении следственных мероприятий, не обращено внимание на этот существенный факт подтасовки документов.

Материалы проверки направлены в адрес МВД РТ письмом от 02.04.2009 г. №СП-02-07/201. По настоящее время средства не возвращены в бюджет республики, виновные лица не привлечены к ответственности. Однако факт завышения объема выполненных работ на 5,2 млн. рублей не оспорен никем, т.е. факт незаконного присвоения бюджетных средств путем включения в акты приемки невыполненных работ остается.

Доводы правоохранительных органов о том, что в результате проведения аудиторской проверки, проведенной ООО «Аудит-Н», не подтвердились факты завышения объемов выполненных работ, не состоятельны по следующим основаниям:

1). Результаты контрольного обмера проведенного специалистами Счетной палаты РТ могут быть подтверждены или не подтверждены только государственными органами, которые имеют законные полномочия. До настоящего времени не оспорены акты контрольного обмера, что наглядно доказывает достоверность выявленных нарушений.

2). В соответствии с п.5 статьи федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления. Следует отметить, что аудиторская фирма не проводила контрольный обмер выполненных объемов, и не имеет на это полномочий.

По мнению Счетной палаты РТ, затягивание принятия решения по этому факту связано с тем, что нарушения допущены с участием заместителя Председателя правительства РТ – министра сельского хозяйства республики, так как именно он является одновременно и получателем, и распорядителем бюджетных средств.

Факты нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, выделенных на развитие сельского хозяйства республики.

Правительством РТ за 2007-2008 годы проведена реконструкция помещений ГУП «Чагытай» под организации розлива водочных изделий. Финансирование осуществлено за счет средств республиканской целевой программы, предназначенных на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства.

При этом финансирование мероприятий по ГУП «Чагытай» производилось с нарушением требований федерального и республиканских законов об инвестиционной деятельности, осуществляемых в форме капитальных вложений без разработки технико-экономического обоснования целесообразности проекта. Также в нарушение требований Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», не проводились конкурсные торги по отбору участников исполнения мероприятий Программы.

Не изучена возможность организации производства водочных изделий на базе имеющихся мощностей бывшего Кызылского пивзавода. По мнению Счетной палаты, осуществление проектов организации розлива водки только за счет бюджетных средств нельзя признать обоснованным, так как обеспечение населения водкой не входит в конкретные функции и полномочия органов власти. Не использована возможность реализации данного проекта с привлечением частных инвесторов, если имелась необходимость организации производства водки в г. Кызыл.

В целом на организацию розлива водки направлено 39,6 млн. рублей бюджетных средств, в том числе на строительно-монтажные работы 33,9 млн. рублей и на закупку оборудование 5,7 млн. рублей. Согласно мероприятиям республиканской целевой программы 33,9 млн. рублей предназначались на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, а 5,7 млн. рублей – на приобретение в лизинг техники и оборудования для животноводческих комплексов.

Необходимо указать, что по настоящее время ГУП «Чагытай» осуществляет производственную деятельность без разрешительных документов на ввод в эксплуатацию объекта и не имеет выданного разрешения о соответствии проектной документации санитарно-гигиеническим нормам. Не принесли ожидаемых результатов вложенные государственные средства на розлив водки. По итогам 2009 года убытки составили 6,9 млн. рублей. Наблюдается рост кредиторской задолженности. Финансовая устойчивость предприятия на низком уровне, капитал и резервы предприятия в основном состоят за счет заемных средств и государственной поддержки в виде субсидий из бюджета.

Предприятием не выполнены плановые задания по производству, выручке продукции и поступлений акцизов в республиканский бюджет. Таким образом, средства бюджета в сумме 39,6 млн. рублей использованы не только по нецелевому назначению, но и неэффективно, не дали ожидаемых результатов.

Указанные выше факты нарушения федерального законодательства не нашли принципиальной оценки у правоохранительных органов республики и Следственного отдела СК при прокуратуре РФ по СФО, которые отказали в возбуждении уголовного дела.

О факте незаконного отчуждения государственной собственности.

Правительство РТ не обеспечило исполнение решения Арбитражного суда РТ от 9 апреля 2008 года о признании недействительными результаты аукциона по продаже 51 процента пакета акций и договор купли-продажи 51 процента пакета акций ОАО «Торговый дом «Гаруда». По мнению Счетной палаты, Правительство РТ обязано было принять решение по внесению в государственный реестр государственной собственности 100 процентов пакета акций и формировать совет общества и обеспечить контроль за расходованием доходов, полученных от аренды торговых площадей.

Бездействие органов исполнительской власти привели к тому, что по настоящее время управление финансами общества продолжают осуществлять частные акционеры. Получаемые доходы направляются на увеличение активов коммерческих структур, а не в доход бюджета республики. Только за 2008-2010 годы доходы от аренды торговых площадей составят более 100 млн. рублей.

По оценке Счетной палаты РТ из-за бездействия Правительства РТ потери бюджета за 2008-2009 годы составили около 35-40 млн. рублей. Руководством общества систематически отказывается Счетной палате РТ в проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, где 100 процентов пакета акций принадлежит Правительству РТ.

Рассмотрев обращение Счетной палаты РТ от 23 апреля 2009 года о бездействии органов исполнительной власти республики, прокуратура РТ (письмо от 10.06.2009 №7/4-21-06) не усмотрела нарушений законодательства, хотя решение суда никем не отменено и по судебному решению 100 процентов пакета акций принадлежит государству. Прокуратурой РТ не дана правовая оценка бездействиям органов исполнительной власти, которые привели к потерям доходов республиканского бюджета и практическому захвату государственного имущества частными лицами.

По материалам Счетной палаты РТ.