Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_1953.html
№34 за 6 октября 2010 года

Уродливая система образования

Обратим внимание на учителей в ГОД УЧИТЕЛЯ, господа!

Не заметил повышенного внимания к учителю в текущем году. Зарплата осталась на том же уровне. В ТывГУ, наоборот, значительно возросла учебная годовая нагрузка, при той же зарплате. Значит, на следующий год тем более не следует ожидать улучшения. Но сейчас я бы хотел обратить внимание не на материальное положение Учителя, а на то, что при сложившейся в республике практике проведения ЕГЭ в 11 классах, он начинает чувствовать себя униженным, опустошенным, раздавленным.

Об этом шла речь 29 сентября на Круглом столе кафедры алгебры и геометрии ТывГУ, где обсуждался доклад Трояковой Г.А. «О результатах ЕГЭ по математике в Туве в 2010 году» в рамках научно-методического семинара, где присутствовало множество учителей математики города и республики. В докладе, в частности, были изложены леденящие душу известные факты и сообщены новые. Мягко сказать, что эти факты как бы, не замечают ни в Минобразовании, ни в правящей партии ЕР, ни МинОбрнадзора Тувы.

Идея проведения ЕГЭ в России является удивительной и прекрасной. Но все это только в том случае, когда у руля находятся люди бескорыстные и неравнодушные к системе образования, способные учеников и учителей поставить в равные условия при проведении экзамена. Практика показала, что в Туве это далеко не так. Наши чиновники почти не советуются со специалистами по улучшению организации ЕГЭ. Похоже, их все устраивает и ничего не нужно улучшать. Не встретил в печати обсуждения результатов ЕГЭ по Туве прошлого года. Хотя отчетный доклад председателя комиссии по математике Трояковой Г.А. был отпечатан брошюркой и обсуждался на самом высоком уровне в прошлом же году. Здесь же указаны некоторые результаты уродливого проведения ЕГЭ.

Повторю один из фактов. Одиннадцатиклассникам, получившим двойки на первой волне экзамена по математике 4 июня 2009 года, было разрешено пересдать этот экзамен 20 июня 2009 года. Времени на подготовку, скажем, было немного. Да и в это же время ребята сдавали экзамены по другим предметам. Для того чтобы получить тройку, достаточно было набрать более 20 баллов. Но если ребята не могли осилить предмет за 11 лет учебы, трудно было ожидать, что они теперь смогут осилить порог в 20 баллов. Но 20 июня произошло нечто из области фантастики. Из 60 пересдававших ЕГЭ, его сдали ВСЕ! (до одного!). Невероятно и другое. Пересдавшие экзамен не только преодолели порог в 20 баллов, но и набрали до 68 баллов (из 100)! А ведь таких результатов добились далеко не все наши лучшие ученики по результатам первой волны. Вначале мы планировали изучить опыт учителей, которые сумели подготовить за две недели тех учеников, которых не смогли подготовить за 11 лет. Но потом поняли, что дело не в учителях, а в организаторах ЕГЭ.

Аналогичных фактов полно и в этом году. Но те, кто непосредственно отвечает за надзор, хотели бы их не замечать. Самые лучшие результаты ЕГЭ по математике в этом году показал 11В класс из средней школы Тээли Бай-Тайгинского района. Баллы всех без исключения ребят колеблются в пределах от 48 до 87 (из 100 возможных), при среднем 69,7. Это все при том, что признанное лучшим, учебное заведение ГЛРТ показало средний балл 62. Не сильно отстали от 11В и результаты других двух одиннадцатых классов этой же школы, средние баллы которых 64,3 и 63,4. Но отличные знания 7 июня 2010 года показали не только все ученики из Тээли, обучающиеся очно, но и вечерники (со средним баллом 50,4) и даже выпускники прошлых лет (средний балл 55,3). Замечу, что среди учителей Круглого стола были и те, кто подумал об объективности результатов ЕГЭ Бай-Тайгинского района, заметив, что хорошо бы у учителей перенять опыт работы. Также был бы не против общения с учителями математики. Но только начинающие учителя еще верят в сказку о том, что у нас в Туве еще могут быть классы без слабых учеников (не говоря про инвалидов, необучаемых по предмету).

Так что мы, участники Круглого стола, хотели бы прочитать объяснения Минобрнадзора Тувы о «нанотехнологиях получения высоких результатов при проведении ЕГЭ» и о том, как они собираются жить дальше. Насколько я понимаю, Вам, осуществляющим надзор, дана высокая зарплата и карты в руки. Вы также не предпримете расследования, если, скажем, в следующем году все без исключения ученики некоторого района получат на ЕГЭ по 100 (из 100) баллов?

Нас беспокоят дети, которые видят, что в Туве результаты ЕГЭ не могут быть объективны. Знания добываются, а результаты – покупаются. Хотелось бы знать и число одиннадцатиклассников, перебравшихся в течение прошлого учебного года из Кызыла в районы для получения хороших результатов ЕГЭ.

Не буду распространяться о том, что эти технологии уже покалечили жизнь многим учителям, да и дальше просвета не видно.

Мои дорогие коллеги-учителя, поздравляю с нашим профессиональным праздником!

Надежды Вам на изменения в жизни, счастья!

Борзенко А.М.,
кандидат ф.-м. наук, член комиссии ЕГЭ по математике.