Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_1739.html
№18 за 16 июня 2010 года

Перекресток мнений

ЖИЛИ БЕЗ ДОРОГИ И ДАЛЬШЕ ПРОЖИВЕМ

Уважаемая редакция! Прочитала статью «Вместе весело пилить» и решила написать вам. Я против этой дороги. И дело не в том, что они там при строительстве украдут много миллиардов – теперь все воруют, и это стало почти нормой. Не знаю уж, будут уголь добывать в Туве Пугачёв и Абрамович, не будут, но от дороги будет один вред.

Во-первых, можно себе представить, что будет, когда начнётся строительство: приедут вербованные и учинят в Туве свои порядки. Предприимчивые жучки заведут бордели и начнут совращать молодёжь. А она у нас и так слаба на выпивку и безобразия. Затем, конечно, испортят природу по всей трассе строительства. Ну а если построят в конце концов железную дорогу, то тут же присоединят нас к Красноярску – и Тува, считай, закончилась. В Кызыле будет, как сегодня в Ермаках – коровы по улицам гуляют и пьяные мужики на завалинках: кто сидит, а кто – лежит. Ни работы, ни отдыха, ни перспектив.

Вроде раньше Пугачёв с Мельниковым – тогда он был вице-президентом Тувы – обещали референдум в республике провести и узнать мнение народа по этому поводу. Мельникова и след простыл. Да и Пугачёва не видать. А с Кара-оола что взять – он человек несамостоятельный – смотрит, что из Москвы прикажут. Да и понимает не очень. Конечно, хорошо бы, если бы всё это со стройкой расстроилось, и Россия оставила нас в покое. Ведь жили же раньше без дороги – и ничего с нами не сделалось.

Напечатайте моё письмо, пожалуйста. Наверное, я так думаю не одна.

С уважением, Семис-оол Тюлюш.


ЗА ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ – ДВУМЯ РУКАМИ

Уважаемая редакция еженедельника «РИСК»! Вы просили высказать мнение о предстоящем строительстве железной дороги «Курагино-Кызыл». Плохо это или хорошо? Мое мнение: это не плохо и не хорошо. Это объективная необходимость. И бесполезно на этот счет выражать восторги или плакать. Просто-напросто пришел черед для освоения богатств тувинских недр.

Тува очень долгое время по ряду исторических, географических и политических причин оставалась неким заповедником. Похоже, время это кончилось. Есть серьезный спрос на наши угли и прочие ископаемые. За высокими горами от хищников капитализма нам не отсидеться. Китайцы построили дорогу даже через Тибет. Что нас ожидает? Уже в ближайшее время резкий всплеск деловой активности. В Туву приедут предприимчивые и нахрапистые люди, откроются новые производства, необходимые для строительства железной дороги и обслуживания строителей. Будут новые рабочие места, вырастут доходы населения. В короткий срок преобразится столица республики – город снова начнет строиться и украшаться.

Будут, конечно же, и негативные последствия. Да, современный рабочий класс – это не чистоплюи и маменькины сыночки. Придется поработать нашим правоохранителям. А что сейчас скучно живем? Вряд ли приезжие смогут удивить нас уличной преступностью или криминальными эксцессами на почве пьянства. А воровства и грабежей, может быть, даже и поубавится, когда местное население будет разбавлено приезжими работягами.

Придется смириться с определенным ущербом для природных красот и ландшафтов. Без этого индустриализация невозможна. Впрочем, сейчас город зимой задыхается от сажи, а летом от жары и пыли. А с интенсивным освоением угольных месторождений быстрее решатся вопросы газификации, брикетирования и глубокой переработки угля, появятся в казне деньги – будет проще решать вопросы озеленения и благоустройства улиц.

Некоторые пугают обострением межнациональных отношений. Напрасно. Питательная почва для эксцессов на почве национализма – явное преобладание какого-то одного этноса. Поразбавим коренную нацию, потесним ее с руководящих постов. Смотришь, и опять появится тяга к дружбе народов и необходимости учитывать интересы всех этнических групп. Клановая мафия прижмет хвост.

В общем, я за железную дорогу обеими руками. Железнодорожная сеть, как известно – кровеносная система экономики. А у нас в Туве просто ужасающий и гнетущий застой.

А. Иванов