Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_1710.html
№16 за 2 июня 2010 года

ОБЗОР ПРЕССЫ

Тувинская правдаКАК УКРАСТЬ МИЛЛИАРДЫ?

Россия – страна чудес. Главным чудом является масштаб воровства. И в первую очередь – в сфере инвестиций.Создаётся такое впечатление, что приближённые к власти умудряются украсть больше, чем стоимость того, что плохо лежит. И в этом плане может стать показательным проект строительства железной дороги в Туву.

О реализации этого проекта много раз заявлялось с самых высоких трибун, но воз, как говорится, и ныне там. Однако под разговоры о перспективах строительства дороги и освоения месторождений в Туве при отсутствии реальных подвижек в его реализации предполагаемая экспертная цена проекта с чуть более 50 млрд. рублей странным образом выросла почти в три раза и продолжает медленно, но верно двигаться к отметке в 200 млрд. рублей. И чем скорее растёт эта цифра, тем больше сторонников проект приобретает.

Дело дошло до того, что, как только запахло большими халявными деньгами, по сути, частный проект стал официальным проектом тувинского правительства и партии «Единая Россия». Более того, пошли слухи, что уже и российский нацлидер тоже получил свою долю в доходах от его реализации и готов своим личным авторитетом, помноженным на властные полномочия, решительно двинуть сдвинуть строительство с мертвой точки.

А ларчик тут, как говорится, просто открывался. Реализацию грандиозного плана строительства дороги Курагино-Кызыл решено включить в программу частно-государственного партнёрства, для которой был специально создан так называемый «Инвестфонд», в него из бюджета России были закачаны триллионы рублей. И в соответствии с этим сотрудничеством банкир, представляющий Туву в Совете Федерации, Сергей Пугачёв будет строить «железку» на паритетных началах с бюджетом страны – 50 на 50. И если проектную стоимость строительства железной дороги в Туву удастся «растянуть» до 160-200 млрд. рублей (что, кстати, вполне возможно в условиях России при соответствующей поддержке премьера и Минфина РФ), а стоимость подряда удержать на уровне 50-60 млрд. рублей (сколько, вероятно, строительство и должно стоить), то разница в 100-140 млрд. рублей останется у того, кто всё это организовал. Отсюда, собственно, и растут ноги появления такого большинства помощников Пугачёва по реализации его фантастически выгодного проекта.

Поэтому, наверное, такое чуткое внимание к нему проявляет федеральный министр Виктор Басаргин, который «19 мая на заседании правительства, посвященном работе Инвестиционного фонда РФ, заявил: «Кызыл – Курагино – дорога геополитического значения». Впрочем, министр выступил не столько по поводу нашей дороги, сколько в защиту самого «Инвестфонда», деятельность которого в настоящее время подвергается жесткой критике.

«В оценках деятельности Инвестфонда нередко указывают на превалирование поддержки сырьевых проектов. Не считаю, что такие проекты обязательно должны рассматриваться как неэффективные», – подчеркнул министр. «Проект «Строительство железнодорожной линии Кызыл – Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва» решает вопросы социального развития региона, геополитические задачи закрепления территорий».

Теперь становится понятным, зачем нужна дорога в Туву. Пугачёву и К – бизнес, дивиденды, государству – «закрепление территории», а аборигенам – мифическое «соцразвитие».

На совещании В.Путин напомнил: «Инвестфонд был создан в 2005 году как инструмент государственно-частного партнерства, призванный обеспечить условия для привлечения бизнес-структур к реализации масштабных проектов». Басаргин сообщил, что от желающих попользоваться халявными деньгами нет отбоя: «в Минрегион РФ уже поступило более 110 заявок на сумму 420 млрд. рублей». И потому, «с учетом значимости деятельности Инвестфонда для российской экономики, министр обратился к Путину с предложением о его сохранении». «Речь должна идти не о спекуляциях: нужен или не нужен фонд, а о том, в каком виде он будет существовать», – пояснил министр.

И его можно понять: где ещё можно безнаказанно шарить в бюджетном кармане, как не в «Инвестфонде»? Да ещё в наше кризисное время. Ведь никакого действенного контроля за деятельностью бюрократов и олигархов, пользующихся народными деньгами, не существует.

ЕДИНАЯ РОССИЯ КАК ФАКТОР ПАРАЛИЧА ВЛАСТИ

«В нижней палате парламента депутаты никак не могут провести сессию», – напоминает «ТП». «28 апреля попытка не удалась из-за того, что депутаты не поделили... кресло спикера». «Зайдя в зал заседаний, В.Вальков выразил возмущение действиями Б.Балчий-оола» и вместо руководства заседанием заявил: «в такой ситуации проводить сессию нет возможности. Совет палаты определит дату проведения следующего заседания сессии». Но он не сумел собрать Совет до сих пор... И Валькову не остаётся ничего другого, как пообещать: «теперь мы попытаемся провести Совет палаты 31 мая». «Хоть одну сессию мы должны провести».

Интересное наблюдение: при руководстве парламентом представителем «Справедливой России» жизнь в нём «кипит», принимаются законы, контролируется работа правительства. Но как только власть в ЗП достаётся выдвиженцу «Единой России», его работа тут же парализуется. К тому же назначить сессию кворума на Совете ЗП не хватает, а вот отменить – пожалуйста...

ТЕН ПОД ГАЗОМ

Уходя, бывший премьер Тувы Ооржак еще в 2006 году «подписал соглашение с «Газпромом» о сотрудничестве». Но воз проблем с газоснабжением республики и ныне там. И вот – всплеск пиара вокруг отсутствия всяких перспектив газификации Тувы.

«Схема, которую привезли представители «Газпром промгаза», оптимальна в плане реализации ее в тех условиях, которыми сегодня республика располагает», – уверены в правительстве.

«Газ – это экологическая и бытовая культура жизни», – считает министр экономики Тен. «С одной сожженной тонны угля получается тысяча с лишним кубов газа. Если считать три рубля за куб, получается три тысячи рублей. А тонна угля стоит тысячу двести рублей», – подсчитал он. И предложил: «необходимо искать возможность газификации Ээрбекского месторождения. Используя газ как топливо на транспорте, мы сэкономим 25-30 процентов средств, расходующихся сегодня на бензин».

В связи с чем возникает закономерный вопрос: а что мешает нашему правительству этим заняться? Может быть, он полагает, что его задумку осуществит «Газпром»? В своё время «Газпром» взял на себя обязательство газифицировать Сибирский федеральный округ, и Тува – единственный в СФО регион, до которого газ еще не дошел даже в теории», – констатирует «ТП».

Безответственно фантазировать на свободную тему Тену можно сколько угодно, но если посмотреть на проблему всерьёз, то следует признать: до момента ввода «железки» в Туву, «учитывая рельеф республики, доставка сюда газа сетевым способом затруднена. Возможен вариант доставки сжиженного газа, но вопрос – откуда его взять», – оправдывается представитель «Газпрома». «Поэтому на первом этапе мы предлагаем снабжать Туву сжиженным углеводородным газом – пропан-бутаном. Наиболее вероятная доставка его – из Сургута – по железной дороге до Хакасии и далее сюда газовозами».

Признаемся: далеко не революционное предложение, ничем не отличающееся от сегодняшних реалий. Особенно, если учесть заявление, что есть «вопрос – откуда его взять?», если «общий объем пропан-бутана, который будет потребляться республикой, составит 8 тысяч тонн в год».

Ничего не скажешь – «государственный подход».

У ДОРОГИ М54 СОБРАЛИСЬ НЕДУРАКИ ПОДЗАРАБОТАТЬ...

Бывший представитель Тувы в Москве «Орлан Чолбеней осуждён за вымогательство», – сообщила «ТП». Дали три года за «мошеннические действия по хищению денег у руководителей дорожно-строительной отрасли Хакасии, Красноярского края и Тувы».

Из публикации ничего невозможно разобрать, при каких обстоятельствах, у кого, за что и сколько вымогал безработный и безвластный Чолбеней? По некоторым сведениям, он должен был передать одному из руководителей «Росавтодора» взятку в 4,5 млн. рублей за продление служебного контракта руководителя конторы по содержанию федеральной трассы М54. Но был пойман с поличным сотрудниками ФСБ по Республике Хакасия. Судя по тому, что начальника тувинской конторы на скамье подсудимых не оказалось, и он лишь лишился своей должности, именно он и «сдал» мошенника, отправившись от греха подальше на заслуженный отдых. Поэтому и такая загадочность публикации.

А по сумме несостоявшейся взятки легко предположить объём теневых доходов дорожников. Ведь сумел же Санаа продержаться в своей должности почти 20 лет... И чего это ему стоило? А сколько пришлось заплатить за своё кресло его преемнику? А вы спрашиваете: почему по М54 проехать невозможно...

ОПЯТЬ ПРОСПАЛИ ВЕЛИКУЮ ДАТУ

Наше правительство ничего в срок сделать не в состоянии. 9 мая страна отпраздновала 65-летие Великой Победы, а вице-премьер Дамба-Хуурак сообщает: «Список ветеранов уточняется» и «Работы по благоустройству территории Мемориального комплекса, посвященного памяти участников Великой Отечественной войны завершатся 20 июня». Про осуществление общефедеральной программы выделения жилья ветеранам – вообще ни слова. Начальники опять великую дату проспали. Видать, забыли: ложка к обеду дорога!

ПРОСИМ ОГЛАСИТЬ ВЕСЬ СПИСОК!

«ТП» опровергла собственный слух, что замминистра Минстроя Тувы Размик Терджанян «прихвачен» сотрудниками УФСБ на взятке в 72 млн. рублей отката от подрядчиков, реконструирующих Муздрамтеатр в Кызыле. Теперь она же объясняет, что это практически невозможно, поскольку «у нас на театр нынче всего 50 млн. дают...». И вправду, какие там 72 миллиона? Скромнее нужно быть, скромнее...

Правда, за какие таланты Кара-оол назначил полуграмотного кавказца заместителем министра строительства, «ТП» умалчивает. Видимо, за умение готовить шашлык, водить девок и парить начальников в бане. Но никак не для сбора так называемых «откатов» у подрядчиков, выполняющих работы по государственному заказу. Скорее всего, Размик Терджанян даже и слова такого – «откат» – не знает. Хоть и не очень толковый строитель, зато необычайно разворотливый и честный человек. И не «по чину» не берет. Так что не надо на него «вешать клюкву», а читателям – «лапшу». Уж больно он честный – этот Размик Терджанян. Не верите – можете спросить у Шолбана Кара-оола. Уж он-то точно врать не станет – тоже очень честный человек.

Впрочем, начинание «ТП» следует поприветствовать и предложить её не останавливаться на достигнутом и ежемесячно публиковать списки чиновников правительства Тувы, по разным причинам пока ещё остающихся на свободе. И начинать надо не с кавказсцев, пристроенных Кара-оолом, а с самого премьера, его заместителей, министров и т.д. по ранжиру. Тогда мы будем знать не только тех, кто пока на свободе, но и путём вычитания запросто сможем узнать, кто из них на сегодняшний день «сидит».

Центр АзииРОДИЛИ МЫСЛЬ

«Правительство Тувы озаботилось состоянием уникального соленого грязевого озера Дус-Холь», – сообщает газета. «Основная угроза – бездумное и безответственное отношение человека к природе. Наглядное свидетельство тому – горы мусора по берегам». «Главный бич – неорганизованные «дикие» отдыхающие, на которых при отсутствии какого-либо контроля со стороны органов власти практически невозможно найти управу».

Комиссия под руководством зампреда долго думала, прежде чем пришла к удивительно мудрому решению: «у озер должен быть один хозяин – рачительный и строгий». И это уж точно не правительство Кара-оола.

Плюс ИнформКТО ОТВЕТИТ ЗА СМЕРТЬ РЕБЁНКА?

В стране набирает силу кампания по пропаганде заботы государства о детях. В её рамках у нерадивых или небогатых родителей через наш бесхребетный суд отбирают детей и собирают их в детдомах, ведут межгосударственный диалог со станами, в которых усыновляют наших брошенных чад. И в это же время выясняется, что наибольшему риску подвержены те дети, над которыми осуществляется опека российского государства.

И Тува в этом плане – самый безобразный регион России. Об одном таком случае и поведал «ПИ»: «Шокирующий случай. В Самагалтае повесился ребенок». «Девятиклассник, являющийся воспитанником школы-интерната, территорию которой он покинул накануне празднования Дня Победы. Через шесть дней его нашли повешенным в сарае». При этом мальчишку, отсутствовавшего шесть дней, никто не искал. «Ребенок исчез, а в милицию никто не сообщил».

Кто после этого осмелится утверждать, что государство лучше заботится о детях, чем непутёвая мать, у которой его отобрали? И кто теперь ответит за его смерть?

ОСТОРОЖНО: КОРРУПЦИЯ!

Автомобильный спекулянт из Минусинска Ерлыков озаботился судьбой автохлама тувинских автолюбителей. Он хотел бы на площадке «Тувасибтехносервиса» в Кызыле организовать продажу нового автохлама Волжского автозавода в обмен на сертификаты сдачи старого. Но вот проблема: его же компаньон по бизнесу Чернышев, обладающий 50% долей в предприятии, в суде удачно опротестовал директорские полномочия Ерлыкова и лишил его права подписи. Иск в Арбитражный суд РТ к его конкуренту – ООО «Регион-17» тоже пока пользы Ерлыкову не принёс.

И теперь незадачливому бизнесмену ничего не остаётся, как вопить: «наше предприятие является участником государственной программы по утилизации старых автомобилей в обмен на сертификат для приобретения новых машин» и обращаться к коррумпированному правительству Тувы, чтобы оно повлияло на решение Арбитражного суда или заставило правоохранительные органы республики принять незаконные репрессивные меры к конкурентам Ерлыкова.

Судя по всему, мы опять имеем дело с попыткой подкупа должностных лиц в целях незаконного обогащения. А Ерлыкову хотелось бы дать совет: для начала договоритесь со своим компаньоном Чернышовым и не втягивайте Туву в свои склоки. Пока, насколько нам известно, вы ему проигрываете. И не разлагайте нам чиновников – они и так уже достаточно разложены. Нам своей коррупции хватает, оставьте свою для Красноярского края. А жители Тувы с сертификатом о сдаче своего автохлама вправе обратиться в любую другую, более надежную фирму, торгующую автомобилями, в которой не грызутся хозяева и ассортимент предложений авто пошире.