Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_1701.html
№15 за 26 мая 2010 года

Белая ворона

БЕЛАЯ ВОРОНА

Жил-был молодой парень. Рос-рос и вырос в правильного гаишника. Такого правильного, что даже не верится. Таких на сотню, а то и тысячу гаишников – один. Хотя Шолбан очень приметен благодаря родимому пятну на самой выдающейся части лица. Из-за чего приобрёл прозвище «Красный нос».

Не удивлюсь, если выяснится, что он никогда не брал взяток. Да и сам за рулем всегда трезвый и пристёгнутый ремнём безопасности. Не даром дежурить его всё время ставят на лобное место – у почты и здания тувинского правительства. Говорят, его много раз провоцировали на нарушения – но он твердо идёт раз и навсегда выбранной тропой законности, предпочитая её широкой магистрали коррупции.

Сказать, что его за это обожают автомобилисты, было бы большим преувеличением. Но уважают за неподкупность и твёрдость характера – точно. А коллеги-гаишники порой посмеиваются над его наивной честностью и порядочностью, предпочитая почёт хрустящим купюрам.

Но не везёт парню. То прокурорское авто нарушит правила уличного движения, то какой-нибудь приблатнённый из проправительственной банды «под газом» пролетит мимо, не реагируя на сигнал патруля. Действуя в рамках своей ответственности, Шолбан обязательно поймает нарушителя и составит на него протокол, чего бы тот ни предлагал и кем бы ни стращал. И кто бы его потом ни корил за излишнее следование инструкции и даже не обижал движением пальца у виска, Шолбан упрямо соблюдает порядок, невзирая на вероятные неприятности.

Вот и в этот раз ему не повезло. Напротив здания правительства Тувы он остановил Тойоту «Камри» без регистрационных номеров. Пришлось на водителя составить протокол. А пока оформлял, тот кому-то звонил по сотовому телефону и просил помощи.

Не прошло и 8 минут, инспектор только-только успел составить протокол, как к автомобилю инспектора «пришвартовалась» иномарка. Из неё вышел щупленький невзрачный мужичонка в сопровождении двух громил и напрямую пошёл к инспектору, который находился в патрульной машине, фальцетом представился депутатом Великого Хурала Романом Монгушом и поинтересовался: зачем инспектор обижает хорошего мальчика?

Инспектор попытался объяснить, что тот нарушил ПДД, сейчас распишется в протоколе и будет свободен. Это не устроило Романа, и он попытался открыть водительскую дверь машины ГАИ и выдернуть из машины упрямого непонятливого инспектора. После нескольких не совсем удачных попыток инспектор сам вышел из машины, чтобы успокоить разбушевавшегося хулигана. Но, выйдя, тут же получил по лицу хлесткий профессиональный удар кулаком. Как потом выяснилось, сотруднику ГАИ депутат рассёк бровь, из-за чего тут же началось такое обильное кровоизлияние, что оба охранника Монгуша с испугом отскочили от милиционера. А депутат, видимо осознав, что дело принимает нежелательный оборот, тут же пустился наутёк, стремясь сесть в машину и уехать. Но не успел – навстречу подъезжала другая патрульная машина ГАИ, сотрудники которой и сумели задержать и препроводить хулигана в горотдел милиции.

Ну а дальше события стали разворачиваться странным образом. С Романа Монгуша взяли объяснение и ... отпустили его. Видимо, сработало то, что депутатствующий хулиган и начальник горотдела не просто носят одну и ту же фамилию, они еще и закадычные друзья, имеющие общие интересы не только в правоохранительной области но и, мягко говоря, совсем наоборот.

В результате один Монгуш отпустил второго на все четыре стороны, а на сотрудника ГАИ началось отработанное годами психологическое давление. Его нашёл в травмпункте адвокат правонарушителя и начал уговаривать не подавать на Монгуша рапорта. Он то грозил несчастиями ему и его семье, то предлагал деньги и карьерный рост. И как бы ненароком отметил, что Роман по своей натуре – беспредельщик. И напомнил, как он разбил лобовое стекло «Мерседеса» самого Конвиза и душил следователя прокуратуры, который завёл на него уголовное дело. И как бы совершенно случайно поделился мнением, что Роману ничего не стоит организовать десяток-другой свидетелей, которые сообщат следствию и суду, что милиционер сам спровоцировал ситуацию и даже превысил свои полномочия. А если мол, этого не хватит, то он готов мобилизовать криминалитет для создания в Кызыле дестабилизации с митингами и пикетами.

Следует признать: всё, что говорил адвокат мафии, очень даже реально. И давление на свидетелей, и массовые акции протеста, и подкуп следователей и судей – всё это имеет место в нашей реальной жизни. Достаточно посмотреть на жизненный путь депутатствующего авторитета Романа Монгуша глазами правоохранителей.

Впервые он был осужден Барун-Хемчикским судом 4 сентября 1992 года по ст. 110 УК РФ к 2 годам условно с привлечением к труду.

30 сентября 1996 года – повторное привлечение за хулиганство к уголовной ответственности по ст. 213 УК РФ. Дело было очевидным, но было прекращено СУ МВД по РТ «за примирением сторон».

Тогда Роман становится депутатом и получает неприкосновенность.

Следом прокурор просит разрешения на привлечения Монгуша к уголовной ответственности за хулиганские действия в отношении сотрудников милиции, когда тот оторвал ручку милицейского УАЗика. Тогдашний министр внутренних дел Аренин рвёт и мечет, но парламент под руководством Ш.Кара-оола с подачи депутата И.Чучева отказывают в привлечении его к уголовной ответственности.

В 2000 году Роман Монгуш, находясь в неконтролируемом состоянии, на охраняемой платной стоянке напротив здания правительства РТ, пожарной лопатой разбивает лобовое стекло «Мерседеса», принадлежащего С.Конвизу. Ущерб пришлось возместить, но уголовное дело в отношении него так и не было возбуждено – сказалась дружба с начальником городской милиции и близкое родство с президентом Ооржаком.

3 марта 2001 года – очередное привлечение к уголовной ответственности за хулиганские действия – по той же 213 статье УПК РФ. Дело вновь прекращено силами УВД г.Кызыла.

И всё же 30 июня 2006 года Роман был повторно осужден – теперь уже по ст.ст. 115, 130 УК РФ за хулиганские действия в отношении спикера Законодательной палаты тувинского парламента В.Оюна. Но приговорён к смехотворному наказанию в 50 тыс. рублей штрафа. И уже через несколько месяцев Монгуш торжественно переизбран в новый состав тувинского парламента.

29 марта 2009 года в здании строящейся инфекционной больницы состоялась криминальная разборка, организованная нашим героем. Разорвавшаяся граната никого не убила, но по возбужденному делу Роман усилиями своих покровителей проходит в качестве свидетеля...

И вот 5 апреля 2010 года наш герой с двумя погашенными и многими несостоявшимися судимостями снова попал в историю. На сей раз – за нападение на сотрудника милиции при исполнении им служебных обязанностей. За такие дела полагается ст.318 УК РФ, предполагающая наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет.

Но прокурорские следователи не стали торопиться с возбуждением очевидного со всех точек зрения уголовного дела. В ответ на депутатские запросы шли лихорадочные консультации в треугольнике Ш.Кара-оолА.Чудан-оолП.Бухтояров.

И дело даже не в том, что Роман всем им друг, товарищ и брат. У председателя правительства Ш.Кара-оола головная боль – он никак не может собрать 17 голосов в Законодательной палате парламента, чтобы переломить ситуацию в свою пользу. А бандитствующий депутат, как и прочая криминальная шушера в парламенте – давняя крепкая опора исполнительной власти. И Кара-оол просто не может потерять этот голос, поскольку тогда и ему самому в начальственном кресле не усидеть. Вот они, видимо, и «напрягли» начальника СКП по РТ Чудан-оола, чтобы тот срочно оглох и ослеп и не принимал никаких мер в отношении Р.Монгуша.

Но не на каждый роток накинешь платок. Депутаты ЗП на сессионном заседании 28 апреля «приперли к стенке» прокурора республики Бухтоярова и федерального инспектора Попова, потребовав от них принципиальной и законной позиции в отношении зарвавшегося хулигана. Федералы имели очень бледный вид и никак не могли объяснить причин бездействия правоохранительных органов. Как они делили ответственность с Чудан-оолом – одному Богу известно. Однако 30 апреля уголовное дело в отношении Р.Монгуша всё же было возбуждено по ст. 318 УК РФ.

Правда, на этом всё и закончилось. По крайней мере через две недели стало известно, что подозреваемый даже не допрошен – что уж говорить об избрании в отношении него меры пресечения. Руководство СКП растерянно разводит руками и мямлит что-то в том духе, что следователь-де никак не может отыскать хулигана, чтобы вручить ему повестку. Видимо, следователь не знает, где расположен Великий Хурал.

Вспоминая армейскую спецоперацию по задержанию ещё по невозбужденному уголовному делу помощника спикера Закпалаты, организованную в центре Кызыла силами ГУВД г.Кызыла, невольно представляешь, насколько погнила правоохранительная система, срастаясь с организованной преступностью, что даже по такому нашумевшему делу позволяет себе публично ничего не предпринимать по очевидному уголовному делу.

Но, как выяснилось позже, бездействие следователя СКП имеет логическое объяснение. Оказалось, что в недрах СКП готовится основание для привлечения к уголовной ответственности самого пострадавшего милиционера. Подбираются «свидетели», подыскивается мотивировка, создаётся «алиби». Всё в точном соответствии с делом помощника спикера, только, наоборот – в отношении милиционера.

В связи с этим вспоминается уголовное дело по убийству школьника в Ак-Довураке. Там школьники разъезжали в тёмное время суток без прав на вождение автомобиля на незарегистрированном авто и были задержаны сотрудником ГАИ. После недолгих разбирательств водитель попытался скрыться, но был остановлен пулей и скончался на месте. Одновременно была ранена другая школьница. Гаишник дал объяснение, что школьник в ответ на законные требования сотрудника вынул пистолет и он вынужден был применить оружие.

В это время правительству Тувы позарез был нужен скандал вокруг милицейского министра В.Лесняка, чтобы на его место поставить своего. И инцидент в Ак-Довураке как никогда был к месту. В тувинских и российских СМИ началась срежиссированная нашим известным земляком травля министра, которая закончилась его отставкой.

Что же касается того гаишника, то ему следователь объяснил, что ему будет лучше, если он подпишет показания, что никакого игрушечного пистолета у школьника не было, его подбросил в машину сам инспектор. И тогда ему дадут за убийство по неосторожности символический срок и отпустят на свободу. В противном случае квалифицируют как превышение и дадут 12 лет строго режима. И привели пример родного брата премьера Тувы Лёню Кара-оола, который за 3 кг наркотиков вместо 12 лет получил три, отмотал только один и давно уже ходит на свободе героем не только просто по улицам города. Но и даже возглавляет колонны ветеранов на парадах.

Инспектор подумал-подумал, и решить предать себя и министра. Согласился со всем и вскоре за убийство одного и ранение другого школьника по заказу из правительства с подачи начальника СКП Чудан-оола и при попустительстве респрокурора Бухтоярова получил смехотворные год и три месяца колонии-поселения и готов был с радостью их «отмотать». Правда, тут «возникла» общественность, которая спросила с Бухтоярова: если гаишник прав и пистолет у школьника был, то за что его осудили? А если муляжа оружия не было, и его подбросил в машину, пытаясь скрыть свое преступление, гаишник, который не является ни братом, ни сватом главы правительства, то почему за убийство одного и ранение второго такое откровенно смешное наказание, граничащее с надругательством над законом и здравым смыслом? И правоохранительная система вынуждена была дать задний ход, опротестовывая заведомо неправосудное решение.

А теперь тем решением бандиты и следователи приводят примеры продажности следователей, беспринципности прокуроров и бесхребетности судей, запугивают одного из немногих оставшихся честными инспекторов ГАИ, предупреждая: не пойдёшь на попятную, не станешь на колени перед криминалом, не будешь с ним сотрудничать, как другие милиционеры, прокуроры и следователи – посадим!

Я специально не указываю фамилию инспектора – не в нём дело. Такое может случиться с каждым правоохранителем, который отвергнет путь единения с криминалитетом.

Поэтому к данному уголовному делу мы будем относиться очень внимательно.

До встречи.

Кондрат Пчёлкин