Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_1618.html
№14 за 14 апреля 2010 года

ОБЗОР ПРЕССЫ

Тувинская правдаНЕ ВЫШЛО ИЗ КАРА-ООЛА НИ ФИЛОСОФА, НИ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА

«Мы работали с полной отдачей» – так названо интервью председателя правительства Ш.Кара-оола. Три года назад, 6 апреля 2007 года, Великий Хурал РТ по представлению Президента России наделил его полномочиями высшего должностного лица республики. Много это или мало? Что успела сделать «новая» власть? Каковы перспективы развития республики? Как выяснилось: сделано совсем немного. Очень к месту Ш.В. сравнил свое правительство с трехлетним ребенком. Правительство тоже долго спит, много кушает и еще больше гадит.

В достижениях: «...молодежь и люди старше 60 лет имеют возможность приобретать авиабилеты с 50-процентной скидкой», «мы поднимаем вопросы строительства железнодорожной ветки «Курагино – Кызыл», развития авиапредприятия, строительства ТЭС». А еще «тувинский огурец» с кое-как восстановленного тепличного комбината и спортзал в школе №12.

Конечно, сетует глава, можно было сделать гораздо больше, да проклятый финансовый кризис помешал, а не то бы «горы своротили».

Вот только в достижениях указано не то, что удалось сделать собственными силами, а получилось выбить-выпросить из федерального центра. Главное свершение – строительство железнодорожной ветки, которое еще в весьма туманной перспективе. Двигает его, как известно, олигарх Пугачев – ему дорога нужна, чтобы вывозить тувинский уголь, или, по крайней мере, с выгодой продать приобретенное по бросовой цене месторождение, когда замаячит перспектива дешевой транспортной схемы. А Кара-оол и его правительство все три года только и делали, что «вставляли» олигарху «палки в колеса». К примеру, никак почему-то не решался «сложнейший» вопрос землеотвода.

Авиапредприятия фактически нет. Спортзал – явно не уровень правительства. Остается «тувинский огурец», который еще только предстоит распробовать. Будет ли он рентабельным или принесет одни убытки, как в свое время на все лады расхваленная птицефабрика? Не поэтому ли она не попала в число достижений?

Тем не менее, интервьюер Э.Лифанова то ли в припадке наивности, то ли с очень тонкой иронией услужливо восхитилась: «Очень весомые достижения»!

Забыл Ш.В. упомянуть свое недавнее признание, что все (!) государственные унитарные предприятия убыточны. Констатация высокого уровня безработицы осталась без конкретных планов и путей создания рабочих мест. А есть еще огромное количество острейших проблем: провальная зимовка, падеж скота, чрезвычайно высокий уровень преступности, наркотрафик, социальные болезни, нищенское положение медицины и образование, поборы чиновников, ужасающая нищета большей части население, приближающийся паводок и т.д. и т.п. Наконец, коррупция, поразившая всю верхушку. К месту бы вспомнить мясокомбинат «Урянхай» и Иргита, строительство коттеджей на Серебрянке.

Но, похоже, эти темы никак не интересуют ни Лифанову, ни самого главу.

Зато теперь мы знаем, что у него есть любимый цвет и писатель – он (ну кто бы сомневался!) является горячим поклонником литературного творчества Сергея Шойгу. Любимый афоризм: «Не делай другому того, чего не желаешь себе» – почему-то приписан Гегелю, хотя эта христианская догма была сформулирована задолго до рождения философа и даже упомянута в Библии.

Не получился из Кара-оола философ, да и глава правительства – никудышный.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОШЛО В НАРОД

Вспоминается знакомая с советских времен песенка: «Вышли мы все из народа, как нам вернуться в него?». Накануне референдума чиновники вдруг воспылали любовью к электорату.

«Для проведения кампании по заданию главы республики Шолбана Кара-оола сформировано 18 рабочих групп из специалистов аппарата правительства, министерств и ве­домств по главе с их руководите­лями. За неделю они должны успеть побывать во всех, даже са­мых крохотных, поселениях и выступить на сходах жителей». «Живой разговор с людьми – это огромная школа для министров». «Надо уметь отвечать за свои слова и дела».

Но это все для отмазки – главная цель уговорить людей пойти и проголосовать за поправки в конституцию. Основной аргумент – нужно сэкономить деньги на депутатах и построить на них школы, больницы, фабрики и заводы. В общем, то самое не раз обещанное «светлое будущее». Конечно же, они утаят, что под звон о необходимости привести в соответствие с федеральным законодательством Кара-оол протаскивает для себя дополнительные полномочия: предлагать кандидатуры главы счетной палаты, аудиторов, и судей Конституционного суда. Цель весьма прозрачна: не только распоряжаться бюджетом, но и самому себя контролировать.

Впрочем, а нужна ли республике теперь вообще конституция? Этот документ – главный признак суверенитета. А какая же самостоятельность, если главу республики назначают в Москве процедурой подковерных интриг, а «может быть, даже путем купли-продажи». Недаром президент признал, что должности у нас до самых высоких продают и покупают. Это полный возврат к практике Золотой орды. Только наоборот – теперь бакшиш везут в Москву и там же получают «ярлык на ханство». Для гарантии русские князья оставляли в орде сыновей. Теперь другой способ – позволяют губернаторам приворовывать, но факты тщательно документируют. Для этого сидят на местах засланцы: полномочные представители и правоохранители.

Впрочем, вернемся к статье Ю.Сучкова «Правительство вышло с отчетом в народ». Есть уже первые результаты. «Жители сел видят корень многих социальных и экономических бед в труднодоступности кредитных средств на развитие товарных и подсобных производств». «Как правило, в лучшем случае нуждающиеся в инвестициях аратские хозяйства могут рассчитывать на краткосрочные ссуды банков. Но короткий кредит разори­телен для аграриев уже потому, что полный производственный цикл в том же животноводстве для тех, кто начинает свое дело с нуля, длится не менее года».

Это, конечно, правда, но правда и другое: кредиты используют не по назначению – покупают квартиры и машины. Вот откуда у чиновников денежки. Суды завалены необеспеченными исками к «аратам». А между тем уплыло в песок пятикратное увеличение финансирования сельского хозяйства. Банкротятся последние крупные сельхозпредприятия в Туране и Балгазыне. Мясо в Кызыле на рынке дошло до отметки 250 руб. за килограмм. И вопрос: зачем драть с сельхозпроизводителей налоги, если им нужно помогать кредитами? Ответ: законодательное освобождение от налога не принесет чиновнику никакого отката.

Все это разговоры для бедных.

Плюс ИнформГРАЖДАНЕ НЕ ПРИДУТ – РЕЗУЛЬТАТ НАРИСУЮТ

Мэр Кызыла, достойный преемник председателя правительства Владислав Ховалыг убежден, что в референдуме нет подвоха. Он прямо и чистосердечно признался в этом Н.Монгуш в своем интервью: «Роль мэрии в этом событии определена законом Республики Тыва «О референдуме Республики Тыва»... на органы местного самоуправления возложена ответственность по обеспечению условий работы участковых комиссий и составление списков участников референдума. В этом направлении проведена очень большая работа».

– А в чем заключается работа со списками избирателей, точнее, участников референдума? – спросил наивный автор.

– Тут нет оснований искать какой-нибудь негатив, как этого хочется отдельным политикам. Население города, в том числе и обладающее избирательным правом, находится в постоянном движении... Все это требует постоянного уточнения. Мы заинтересованы в том, чтобы списки участников референдума были максимально точными».

Формально вроде бы и так. Но главное не очень афишируется. Население весьма настороженно, если не сказать подозрительно, относится к референдуму. Десятки читали предлагаемые поправки – разобрались «что к чему» единицы. Электорат необходимо заманить, а может быть, затащить на избирательные участки. Агитаторы пошли по домам. Доходит до смешного:

– У вас здесь так много прописано. А где остальные?

– Уехали в кожуун.

– Зачем?

– Там обещали водку наливать. А здесь сколько будут давать?

– Нисколько!

– Тогда не пойдем!

Руководителям предприятий и организаций дано указание составить списки работников. В день референдума проконтролировать явку каждого и к концу каждого часа докладывать в «штаб». Кое-где даже обязали привести с собой не менее десяти знакомых и родственников.

А кроме этого: «Организация торговли на избирательных участках ... Тем более, что наши товаропроизводители сами в этом заинтересованы... будут выступления профессиональных и самодеятельных артистов... в день референдума будут организованы консультации специалистов Пенсионного фонда, регистрационной и кадастровой палат, прием и консультирование населения врачами, причем не только участковыми терапевтами, но и узкими специалистами. Кызылчане смогут бесплатно пройти УЗИ-обследование, сделать кардиограмму. Думаю, у населения будет хорошая возможность встретиться со специалистами, с которыми у них из-за работы нет времени встретиться». А все потому, что «дело не рядовое, требующее праздничного оформления».

Журналист озвучила известные сомнения, что люди в массе не знают, за что нужно проголосовать, отсюда «о референдуме ходит много слухов. И о том, что по его итогам Шолбан Кара-оол уже 12 апреля станет президентом, что Туву присоединят к Красноярскому краю и так далее? Что скажете на это?»

Ховалыг и тут вывернулся: «Проект Конституционного закона о внесении изменений в Конституцию не секретный. Он был опубликован в газетах «Тувинская правда» и «Шын». Конечно, текст проекта большой и сложный, поскольку написан на «юридическом языке». Не у всех есть эти газеты, да и не все стали проект читать».

Таким образом, власть фактически подтвердила, что предложила высказать мнение народа, то есть «источника власти», неизвестно о чем и реализовать конституционное право неизвестно как.

На референдум следует выносить только конкретные вопросы, на которые можно дать утвердительный либо отрицательный ответ.

К примеру: «Хотите ли вы выбирать главу республики прямым и тайным голосованием?» А нам предложили ответить чохом одним «да» на десятки разных вопросов. Гражданин может быть согласен поставить отметку в соответствующем квадрате, но согласен не полностью, кое-где он хотел бы ответить «нет». Как ему быть? Написать особо мнение? Не положено! Это называется «оболванивание широких масс и профанация волеизъявления». Вот об этом и твердят «враги референдума». Их Ховалыг, мечтающий о кресле президента республики, очень опасается.

Есть сомнения, что будет явка: «Судя по тому, что срывают даже информационные плакаты, видно, что кое-кто надеется на такой вариант. Но скажу сразу – ничего хорошего в таком развитии событий не вижу. Но мэр уверен, что «все кызылчане, как и жители районов республики заинтересованы в том, чтобы референдум состоялся».

Впрочем, у нас никаких сомнений нет. Если граждане не придут – результат нарисуют.

«ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ»

Проправительственная пресса пошла вразнос. Если в «Тувинской правде» Ш.Кара-оол полон оптимизма и записывает себе в заслуги достижения местной авиации, то некий Иван Афанасьев далек от оптимизма. Его статья так и называется «Когда мы полетим?»

«Итак, что мы сегодня имеем. Это аэропорт, который с трудом сводит концы с концами... в связи с банкротством единственного в республике оператора аэропортовой деятельности ФГУП «Тувинские авиационные линии», Правительством Республики Тыва, несмотря на высокий уровень дотационности бюджета, были выде­лены средства – в размере 45 млн. рублей на то, чтобы выкупить имущество аэропортного комплекса. После чего, на его базе было создано и функционирует ГУП РТ «Аэропорт «Кызыл».

С точки зрения банального менеджмента весьма сомнительная сделка. Тем более что такой тратой проблему явно не решить. «Платежеспособность населе­ния год от года снижается. Несмо­тря на дотации, которые покрывают 50% расходов на билеты и перелеты, людям все равно очень дорого перемещаться на таком виде транспорта в другие регионы Сибири. Вот и пришлось многим жителям нашей республики, ли­бо оставаться безвыездными, ли­бо пользоваться услугами частни­ков (передвигаться наземным транспортом). А в это время самолеты реги­онального сообщения заполняются лишь на 25% и терпят огромные убытки».

О состоянии нашей малой авиации и инфраструктуры: «Из 24 воздушных судов, находящихся в собственно­сти Республики Тыва только 2 са­молета «Ан-2» имеют так называемый, летный ресурс, один вертолет «Ми-8» направлен на капи­тальный ремонт. Есть еще девять «Яков-40». Но от этого не легче. Ведь у всех у них прошел срок экс­плуатации, а значит, и ремонтировать «старушек» нет смысла. Износ аэропорта «Кызыл» и припис­ных к нему аэродромов составля­ет от 80 до 100%. В итоге, за последние 10 лет ко­личество авиаперевозок сократилось почти в 10 раз. С 80 до чуть более 8 тысяч пассажиров в год. Количество летных площадок по республике уменьшилось с 20 до 8. Да и то из них активно исполь­зуются только 5... редко набирается больше 20-25 пассажиров на один межрегиональный рейс. А самолет «Ан-24» рассчитан на 48 человек».

Что необходимо? «На данный момент очень остро стоит вопрос о содержании аэро­порта». Выход: «...создать на базе ГУП РТ «Аэропорт «Кызыл» федерального казенного предприятия». Почти по Ленину «шаг вперед, два шага назад».

Выводы автора неутешительны: «Остается ждать». Хочется добавить «у моря погоды».

А между тем еще более серьезные проблемы у речного флота. Он буквально тонет. Нет работы. Нет дотаций. Есть выход: дать возможность доставлять на Тоджу горюче-смазочные материалы. Но мешают коммерсанты, интересы которых «разделяют» отдельные бонзы из правительства. Топливо доставляют на автомобилях по речке вброд, с явным нарушением экологического законодательства, загрязняя окружающую среду. Но «деньги не пахнут». Так говорили еще древние римляне.