Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_151.html
№34 за 10 октября 2007 года

ЭХ, ДОРОГИ...

Уважаемая редакция!

За последние 15 лет мы как-то пообвыклись, что в Туве дороги – хуже некуда. Особенно бросается в глаза качество дороги Абакан-Кызыл М54. Летом дорогу вроде подремонтируют, пригладят, залатают, а зимой она снова проваливается. Особенно участок от Арадана до Танзыбея. А вообще-то вся трасса, за которую отвечает тувинское дорожное управление, в ужасном состоянии. Если ее сравнить с теми дорогами, что обслуживают Хакасия и Красноярский край, то в глаза бросается огромная разница. Не в пользу Тувы.

Но нынче к низкому качеству асфальтового покрытия добавилось новое бедствие – отвратительная дорожная разметка. Чего только не было на тувинских трассах, но такого – никогда! А ведь это – не только воровство. Такая разметка создает ощущение дефекта зрения и может привести к аварии.

Я конкретно не знаю, как они это делают, но полагаю, что должна существовать какая-то комиссия, принимающая работу у дорожников. Должны быть какие-то конкретные требования к качеству асфальта и разметки. Никогда не поверю, что то, что нынче намалевали дорожники, укладывается в рамки таких требований.

Вашу газету все читают и побаиваются. Поэтому обращаюсь к вам: проведите журналистское расследование, помогите прокуратуре найти тех, кто виновен в качестве тувинских дорог. Все автомобилисты будут вам благодарны.

С уважением, В.Евсеев.


Мы, как и автор письма, также ездим по федеральной трассе М54 Красноярск-Госграница. И согласны с ним: дорога находится в ужасном состоянии. А разметка полотна, которую провели нынче, вообще не выдерживает никакой критики. Мы обратились по этому поводу к начальнику ГУ Управления автомогистрали М54 «Енисей» С.Санаа.

Удивившись негодованию автора письма, Салчак Саянович пояснил нам, что для разметки дороги М54 он в этом году подрядил ООО «Дороги Тувы». Оно оснащено специальной разметочной машиной и имеет лицензию на этот вид деятельности. Работой предприятия он в высшей мере доволен и раздражение водителей ему непонятно. Затем он сделал предположение, что будирование данного вопроса инициировано некими недоброжелателями и предложил на это не реагировать.

Но когда стали уточнять, выяснилось, что ООО «Дороги Тувы» – совсем новое частное предприятие, никогда таких работ не делавшее и понятия не имеющее, как правильно размечать федеральную трассу. И работают в нем люди, не имеющие ни специального образования, ни малейшего опыта подобной деятельности. Дилетанты, одним словом.

Кстати, даже в мелочи Санаа оказался тривиальным лжецом – никакой лицензии на подобную деятельность у ООО «Дороги Тувы» нет. Так, соврал ради красного словца. И главное преимущество этого ООО при рассмотрении претендентов по тендеру состояло в том, что подчиненная С.Санаа контора, проводившая тендер, находится в том же здании ветеринарии, что и ООО «Дороги Тувы». Серьезный довод, согласитесь. И тут как-то невольно поверилось, что отдан серьезный заказ этому ООО не за «здорово живешь», а за солидный «откат», коими грешат чиновники автодора с незапамятных времен.

Поверилось, что после принятия работ начальника Санаа долго никто не может отыскать, поскольку его бездыханного «по скорой» увозят с трассы в больницу и «капают» по неделе и больше, пока тот не придет в себя от беспредельного возлияния. И расходы у чиновника совсем не по доходам, а потому вверенная ему дорога хиреет и разваливается. Назвать Салчака Саяновича взяточником у нас язык не поворачивается – а вдруг он свои хреновые дороги и впрямь не может отличить от «гостовских»?

К тому же и «гаишники» с ним заодно. А может, все хором берут «на лапу»? Но не может же быть такого, чтобы все разом сошли с ума! Или у них всех совесть давно пропита? Посмотрите в глаза Санаа после приемки очередного участка дороги – что в них можно прочитать, кроме жгучего желания опохмелиться?

Мы не поленились и проехали 40 км. По трассе М54 из Кызыла в Абакан. И сфотографировали некоторые фрагменты разметки. А затем заглянули в ГОСТ Р 51256-99, устанавливающий требования к разметке. Оказалось, что в соответствии с частью 4 ГОСТа отклонение линий разметки от проектного положения не должно превышать 5 см. Не должно оставаться видимых следов старой разметки. Она должна выполняться с применением световозвращающих материалов.

Мы публикуем компрометирующие Санаа и ООО «Дороги Тувы» фотографии фрагментов дороги М54. Обратите внимание: все эти требования грубо нарушены. По таким дорогам с кривой тройной разметкой просто опасно ездить! И тем не менее, работа принята и оплачена из государственного кармана.

Если даже поверить, что Салчак Санаа – полный идиот и только в силу своего слабоумия умудрился принять такую работу, возникают вопросы ко всем остальным – ГАИ, министру дорог Саая, зампреду правительства Иргиту и другим. Куда Вы-то смотрите, когда у вас под носом воруют? Или тоже «в доле»? В конце концов хочется спросить и с нового премьера: Вы собираетесь по таким дорогам «Единой Россией» идти на выборы? Когда будет очищена экономика республики от ооржаковских жуликов? Или кишка слаба?