Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_1124.html
№24 за 24 июня 2009 года

ВЕСЕННИЙ ПАРЛАМЕНТСКИЙ СЕЗОН ЗАВЕРШЕН

Прошедшее 17 июня последнее в весеннем сезоне заседание Законодательной палаты вызвало стон безысходности у депутатов-меньшевиков и, вероятно, у правительства республики. По их, в каком-то смысле, детской наивности был нанесен сокрушительный удар. Они полагали, что с удалением лидера парламентского большинства В.Оюна с поста спикера они возьмут «нижнюю» палату в свои «ежовые рукавицы», но, как оказалось, позиция большинства в Законодательной палате осталась убийственно стабильной.

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ БОЛЬШИНСТВО

Заседание началось с поздравления депутатов, у которых в июне день рождения. Спикер В.Вальков и его заместитель Б.Балчий-оол тепло поздравили именинников и вручили им цветы и памятные адреса. Затем пришла очередь рассмотрения кадровых вопросов.

В очередной раз в повестку были включены вопросы по возвращению В.Бартына-Сады, Ю.Кара-оолу и И.Самойленко должностей руководителей комитетов палаты. И в очередной раз депутаты отказали им в доверии. Из 32 депутатов «ЗА» проголосовало только 11 депутатов. Да и как можно восстановить в должностях, которых давно уже нет?

Если бы сутяжники были чуть-чуть пограмотнее, то они сначала должны были оспорить в суде изменение структуры Законодательной палаты, а уж потом просить должности и привилегии. Но, видимо, толковых советчиков у них нет, и они вынуждены из заседания в заседание униженно просить должности, а после получения отказов давать телерепортерам интервью с обидами, замешанными на унижении. Странно, но Бартына-Сады, Кара-оол и Самойленко, видимо, не понимают, что публичные сопли по утраченным кабинетам, помощникам и авто только отрицательно влияют на их имидж среди избирателей и никак не приближают их к исполнению желаний.

Впрочем, логика их поведения по включению этих вопросов в повестку дня понятна: голосовать вопросы до тех пор, пока не наберется большинство. И на этот раз, видимо, с заменой спикера палаты ожидания были самыми позитивными.

«Пострадавший» от оптимизации расходов палаты Ю.Кара-оол опять произнес как заклинание слово «консолидация» и, видимо, по его пониманию ситуация сказочным образом должна была измениться сама по себе. Но так бывает только в сказках, но не в реальной жизни, особенно в Туве, где Глава республики борется с собственным парламентом с «дубинкой в руках».

Итоги голосования по кадровым вопросам вызвали, как всегда, обиженные эмоции у депутатов-меньшивиков: опять фальцет Р.Монгуша, причитания А.Очура и его взывание к исполнению решения некоего «координационного совета правительства и Великого Хурала», и, как следствие, – новые обиды на депутатов. И если ранее эти вопросы имели поддержку в 13 голосов, то на этот раз поддержка меньшевиков «усохла» до 11.

Более того: спикер В.Вальков, воспользовавшись своим правом Председателя Законодательной палаты, предложил на освободившийся очень влиятельный пост председателя Комитета по экономической политике кандидатуру В.Ушкалова. Тут же Бартына-Сады решил внести альтернативную кандидатуру из «меньшевиков» – Сотпа. Но оказалось, что Регламент палаты такого права ему не предоставляет, и потому была проголосована только кандидатура, предложенная В.Вальковым. Как и ожидалось, Вячеслав Ушкалов получил поддержку большинства, с чем его аплодисментами поздравили коллеги.

Меньшевики выражали свое неудовольствие как кандидатурой, так и порядком выдвижения, а напрасно. И дело даже не в том, что Ушкалов наиболее подготовлен к роли руководителя одного из ведущих комитетов – правительство и депутаты-меньшевики свою борьбу с парламентом ведут таким безобразным образом, что в настоящее время никакой диалог с ними здорового большинства невозможен, и все инициативы ангажированных правительством депутатов обречены на провал.

НЕТ ДОВЕРИЯ – НЕТ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ

Следующим напряженным моментом было голосование по законопроекту «О Конституционной комиссии РТ». Итоги по его голосованию были еще более сокрушительными, чем голосования по кадровым вопросам – всего 8 «ЗА» при необходимости не менее 22 голосов. Никаких комментариев по этому поводу от депутатов не последовало. А вопрос, как говорится, интересный.

Причин такому решению депутатов несколько, и они лежат в разных плоскостях. Если вчитаться повнимательнее, то данный законопроект дает большие шансы нынешнему Главе правительства внести такие поправки в Конституцию, которые дадут ему больше полномочий, чем ранее всенародно избираемому Президенту республики. Видимо, Кара-оол решил проиграть вариант 2001 года, когда Ооржак смог под видом конституционной реформы отменить ограничение времени управления республикой двумя сроками и обеспечить себе бессрочное руководство Тувой.

Наверное, поэтому Кара-оол публично не озвучивает, каким он хочет видеть Великий Хурал. Даже в Послании депутатам парламента прозвучали лишь общие слова об однопалатном парламенте и ни слова – о его структуре и полномочиях. То ли он не представляет себе чего хочет, то ли решил сыграть с депутатам «втемную», то ли до сих пор не поступила команда от Шойгу. Так или иначе, трудно двигаться, не зная, куда и зачем.

Но все же глобально проблема в другом – политическая элита не может доверить Кара-оолу такое серьезное дело, как проведение конституционной реформы. Молодой назначенец умудрился за два года растерять весь багаж доверия к себе, и сегодня его вряд ли спасут даже Шойгу и «Единая Россия». А без доверия к себе убедить в чем-то не только депутатов Палаты представителей, которая попадает под секвестр, но и законодателей, будет чрезвычайно сложно. Причем очевидно: за конституционную комиссию не голосовали не только депутаты с самостоятельным мышлением, но большинство из тех депутатов, что входят в группу поддержки Ш.Кара-оола. Это к слову о ясности конституционного процесса и доверия к высшему должностному лицу.

Странно, но федеральные чиновники в Туве и члены правительства до сих пор не располагают объективными данными о настроениях в парламенте и питают какие-то совершенно необоснованные иллюзии. И потому итоги голосования депутатов для них были как гром среди ясного неба. Тен выглядел, как разъяренный бык, а Бережецкая демонстрировала состояние, близкое к инфаркту.

Но, пожалуй, самым расстроенным выглядел федеральный инспектор Попов. Видимо, для него дебри тувинской ментальности и особенности политической ситуации в республике с каждым разом выглядят все более непроходимыми. Представлять Президента страны в клокочущей республике, как оказалось, дело совсем непростое. А место – медом намазанное. Он столько времени и сил положил на то, чтобы расколоть оюновское большинство в парламенте и вырастить «третью силу», а результат оказался обратным – подорвано доверие к представителям федеральной власти, а голосование за конституционный закон «усохло» с 19 голосов до 8. Приличный человек при таких итогах деятельности должен был застрелиться или хотя бы подать в отставку. Но то – приличный... Сегодняшнее чиновничество при полной некомпетентности демонстрирует удивительную цепкость за свое кресло. И чем более никчемен бюрократ, тем большую цепкость он демонстрирует.

БЕЗОБРАЗНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА

Особое внимание депутаты уделили исполнению бюджета республики в 2008 году. Как обычно, доклад министра финансов был серым и невыразительным. Казалось, он и сам не понимает, о чем говорит. Видимо, поэтому депутаты не стали задавать ему вопросов. Все стало более-менее ясно, когда стал докладывать руководитель Счетной палаты РТ В.Салчак.

Выяснилось, что доходы бюджета превысили плановые показатели на 0,1%, что, однако, не помешало исполнить расходы бюджета ниже утвержденных показателей на 3,6%. Сумма недофинансированных расходов составила аж 430,5 млн. рублей. В ходе исполнения бюджета органами исполнительной власти допускались массовые нарушения требований бюджетного законодательства. Счетной палатой выявлены факты нецелевого, неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств.

Как выяснилось, после вступления в должность Ш.Кара-оола наблюдается снижение доли затрат на развитие, т.е. объемов капитальных расходов, что свидетельствует об относительном сокращении средств, направляемых на стимулирование экономического развития республики. Мало того: в 2008 году снизилась доля межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям. Если в 2006 году удельный их вес в расходах республиканского бюджета составлял 59,6%, то в отчетном году – уже только 46,9%.

В то же самое время растут расходы на управление. За последние три года с приходом Кара-оола в Белый Дом объем расходов на госуправление увеличился с 353,1 млн. рублей в 2006 году до 855,6 млн. рублей в 2009 году, или в 2,4 раза. И это в то время, когда только 10% установленных законом полномочий муниципальных образований обеспечены источниками финансирования. В связи с этим не исполняются полномочия по развитию сельскохозяйственного производства, малого и среднего предпринимательства, о приоритетности которых так любит поговорить молодой премьер.

ГУП «ЧАГЫТАЙ» – БЮДЖЕТНЫЙ КОШМАР?

Самым обсуждаемым выводом Счетной палаты РТ, проводившей анализ исполнения бюджета, были нарушения в ГУП «Чагытай». Согласно заключению СП, большая часть средств, предусмотренных на сельхозотрасль, была направлена на создание линии по производству алкогольной продукции ГУП «Чагытай» и реконструкцию птицефабрики «Енисейская», что, по мнению руководителя СП, является фактически нецелевым использованием бюджетных денег.

Главный аудитор республики отметил, что по результатам проверки на предприятии были выявлены финансовые нарушения на 12 млн. рублей, убытки от основной деятельности только в 1 квартале 2009 года составили 2,5 млн. рублей. За проверенный период в данное предприятие было вложено 33 408,7 тыс. рублей. В итоге деятельности предприятия чистая текущая стоимость проекта оказалась отрицательной. На 1 рубль вложенных бюджетных средств выручено продукции на 21 копейку. Таким образом, каждый третий рубль бюджетных средств, вложенных в ГУП «Чагытай», был использован неправомерно, с нарушением действующего законодательства.

В нарушение федерального и республиканского законодательства работы по реконструкции объекта были начаты и осуществлялись без наличия положительного заключения экспертизы, утверждения рабочего проекта, а эксплуатация объекта осуществлялась без выданного в соответствующем порядке разрешения на ввод. Для розлива водочной продукции приобреталось оборудование бывшее в употреблении от пяти (2002 год) до 23 лет (1984 год). Выявлены случаи необоснованного завышения объемов выполненных работ, факты неэффективного использования финансовых средств.

Всего по результатам контрольных мероприятий Счетной палаты установлены нарушения действующего законодательства и нормативных правовых актов РФ на общую сумму 59 830,7 тыс. рублей. В ряду нарушений указаны так и не поступившие в бюджет 22 918,6 тыс. рублей от продажи золотого запаса, так и не исполненное решение суда по возвращению акций торгового дома «Гаруда» и другие.

На заседании сессии Председатель СП В.Салчак, в целом подтвердив исполнение бюджета республики в 2008 году, отметил проблему, решение которой руководством страны определено как государственная политика. В первую очередь, речь идет о бюджетных наказах Президента России Д.Медведева – о том, что необходимо переходить от финансирования бюджетных учреждений к финансированию государственного и муниципального задания. То есть не просто финансируем расходы, а государственная и муниципальная власть формирует конкретный заказ, финансирование которого должно давать эффект. То есть таких проектов, как ГУП «Чагытай» быть не должно в принципе.

Однако, это предприятие не сходит с уст Главы республики. Ш.Кара-оол посвятил ему место даже в Послании депутатам Великого Хурала, выразив обиду, что Счетная палата республики посмела проверить ГУП «Чагытай», что Ш.Кара-оол определил как «кошмарить предпринимателей». Еще не известно, кто кого кошмарит: аудиторы предприятие или этот «золотой» ГУП является бюджетным кошмаром.

Еще один очень важный вопрос поднял В.Салчак – об эффективности вложений средств в инвестиционные проекты. Здесь неоправданные потери как нигде велики. И связаны они с удорожанием строительства объектов из-за несоблюдения подрядчиками сроков строительства, перечислением заказчиками средств за невыполненные объемы работ. На начало 2009 года по УКСу дебиторская задолженность только по завершенным объектам составила более 41 млн. рублей. Возможность возврата этих средств практически равна нулю.

К примеру, по объекту «Канализационный коллектор, п.Каа-Хем» на начало 2008 года числилась дебиторская задолженность в сумме 15 364 тыс. рублей. Выполнено работ подрядчиком ООО «Сибирь» за год на 10 520 тыс. рублей, в итоге на конец года дебиторская задолженность составила аж 19 398 тыс. рублей. И это в то время, когда правительство преднамеренно не рассчитывается по фактическим долгам. Таким, как пристройка к школе №15. Тут уж невольно приходит на ум мысль, что в УКСе установлен такой порядок, при котором без отката строители не могут получить заработанное, а с откатом запросто финансируются под невыполненные объемы. И тут уже нужно внимание не столько Счетной палаты, сколько правоохранительных органов. Куда, собственно, депутаты и отправили отчет правительства для дальнейшего соответствующего реагирования.

Депутаты благополучно рассмотрели проекты законов, и объявили перерыв в законотворческой деятельности до осени. Правительство наверняка захочет собрать их для латанья дыр в бюджете, но что из этого получится, мы узнаем не скоро.

Наш корр.