Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_1048.html
№16 за 29 апреля 2009 года

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ АРИФМЕТИКА

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ ТУВИНСКОЙ ВЛАСТИ

Чем ближе сроки переназначения члена Совета Федерации от Тувы Л.Нарусовой и переизбрания парламента Тувы, тем ожесточеннее борьба вокруг парламента. Как известно, полномочия Людмилы Борисовны заканчиваются 17 мая 2009 года, а парламента – осенью 2010 года. В такой ситуации очень важно знать расклад сил в палатах Великого Хурала. Тем более что именно эти два фактора не позволяют разогнать парламент.

КУДА СМОТРЯТ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАРОДА?

В Палате Представителей «пробой сил» стало голосование по кандидатуре заместителя Счетной палаты РТ. Правительство очень хотело бы, чтобы контроль за его финансовой деятельностью вела «своя в доску» Тыт-оол. У председателя СП на этот счет было другое мнение. Решение палаты по данному вопросу было достаточно симптоматичным. Прохождение Тыт-оол означало, что Кара-оол ПП контролирует. Если нет, то вопрос предсказуемости голосования в ней ставится под сомнение.

Голосование показало: при всем желании правительства мобилизовать под флаги Кара-оола более 31 депутата невозможно. Как распределяется между Ш.Ооржаком и В.Оюном влияние на остальных 99 депутатов, достоверно не известно.

К КОМУ ПРИСЛУШИВАЮТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛИ?

Ранее расклад сил в Законодательной палате не вызывал сомнений. 19 депутатов во главе со спикером В.Оюном составляют устойчивое большинство палаты, от которого зависит решение любых вопросов, для прохождения которых необходимо простое большинство. Один депутат управляется напрямую отцом – Ш.Ооржаком, четыре служат Урбану, а оставшиеся восемь покорны Кара-оолу. Причем, последние 12, как правило, голосуют солидарно – их объединяет борьба с Оюном.

Таким образом, сколько-нибудь серьезное влияние в парламенте федеральной власти полностью отсутствует, за что нередко пеняют прокурору Бухтоярову и федеральному инспектору Попову, у которых остался один выход для решения поставленных Центром задач – договариваться с Оюном, поскольку проправительственная часть парламента совершенно игнорирует их установки, что воочию проявляется при голосовании закона о создании Конституционной комиссии, необходимой для приведения в порядок Конституции Тувы. 19 депутатов голосуют «за» ее создание, остальные – «против». И потому регулярно не достает трех голосов, которые можно получить у Кара-оола или Урбана. А с теми, невзирая на отсутствие явного конфликта, федеральному инспектору не удалось договориться ни разу. И это, безусловно, унизительно для Попова, однажды уже публично озвучившего вероятность своей отставки.

Такое положение, конечно же, не устраивает Центр. Кое-какие чиновники Администрации Президента России хотели бы создать в Законодательной палате свой центр влияния. И потребность в нем рассматривается сейчас под углом необходимости срочного проведения конституционной реформы и обеспечения в мае 2009 года переизбрания Л.Нарусовой на очередной срок. Конечно, у вовлеченных в процесс участников процесса могут возникать и собственные интересы, как в случае с Ш.Ооржаком или А.Поповым, но это выходит за рамки настоящей статьи.

Впрочем, при всей замысловатости конфигураций взаимодействия и противостояния в тувинском парламенте, наличия нескольких центров влияния и различия целей, можно достаточно реалистично прогнозировать дальнейшие изменения в группах влияния.

ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ – КТО С КЕМ И ПРОТИВ КОГО «ДРУЖИТ»?

Сформирована ПП прежним премьером Ооржаком и создана как противовес законодателям. Основу ее составляют друзья и родственники ШДО вкупе с зависящими от правительства чиновниками и другими бюджетниками, разбавленными проправительственным криминалом. Структура ее такова, что она, как правило, из чувства самосохранения, голосует за правительственные предложения даже в том случае, если это чревато для них, как было в свое время с принятием моратория на выплату т.н. «депутатских». Хотя следует понимать, что достаточно большое количество депутатов вообще не осознает, за что голосует, поскольку недостаточно образовано.

Впрочем, следует учитывать, что, вероятнее всего, против конституционного процесса представители народа вряд ли пойдут, даже если это перечеркнет политическое будущее многих из них. Достаточно вспомнить публичную поддержку ликвидации палаты ее председателем Х.Монгушом. А у остальных и вовсе мало пороха в пороховницах.

Что же касается повторного прохождения в Совет Федерации кандидатуры Нарусовой, то Кара-оолу, при финансовой поддержке Урбана или агитационной работе Ооржака, с согласия Шойгу вполне по силам голосование провалить. В конце концов, они могут просто фальсифицировать итоги волеизъявления представителей тувинского народа.

Будет задействован этот рычаг или нет – зависит от Шойгу, который вправе дать Кара-оолу ту или иную «отмашку». А судя по ожесточенной PR-компании против тувинских сенаторов, которая развязана в СМИ, особенно в подконтрольных тувинскому правительству, команда на провал голосования по ее кандидатуре неизбежна. И тут уже никакой Попов не поможет.

ЗАКОНОДАТЕЛИ – У КОГО КЛЮЧ К УСПЕХУ?

Еще более запутанной может стать ситуация в Законодательной палате парламента. Федеральный инспектор Попов не оставляет усилий создать в ЗП собственный центр влияния. Его устремления вполне объяснимы: на первый случай он бы удовольствовался созданием такой «третьей силы», без которой было бы невозможно принятие решений палаты. Т.е. такой, без которой ни Кара-оол, ни Оюн не набирали бы 17 голосов, но с которыми было бы возможно набрать конституционное большинство из 22 голосов. А это означает, что состав «поповичей» должен включать не менее 3-х депутатов из оюновского большинства и не менее 3-х – из противоположного лагеря.

Тогда Оюн вправе был бы самостоятельно рассчитывать только на 16 голосов, а Кара-оол с Урбаном – только на 9. Но, прибавив голоса «поповичей» к сторонникам Оюна, можно было бы начать движение к новой Конституции Тувы. А если бы инспектору удалось оторвать от Оюна аж 9 депутатов, то Попов смог бы начать взаимодействие уже с Кара-оолом. Но это, как Вы понимаете, из области фантазии.

К тому же стало известно, что, по крайней мере, И.Самойленко, О.Ондар и И.Чучев проявили желание войти в группу Попова. А вот отыскать даже трех способных на предательство из сплоченной депутатской группы Оюна оказалось невыполнимой сверхзадачей. А последний селектор подтвердил уверенность в том, что сомнительная деятельность федерального инспектора не поддерживается руководителем Администрации Президента и, скорее всего, будет скоро пресечена. И не только потому, что она аморальна, неграмотна или непрактична. Она просто опасна.

КАК РОДИТЬ КОНСТИТУЦИОННОЕ БОЛЬШИНСТВО?

Судите сами. Если исходить из необходимости создания конституционного большинства в ЗП, то гораздо проще к депутатскому большинству из 19 человек прибавить 3-х. Их несложно набрать из безвольного А.Ооржака, отец которого числится в Администрации Президента, «четверки», финансируемой Урбаном или двух других депутатов с криминальным прошлым, являющихся родственниками Ш.Ооржака и обязанных ему своим депутатством. Причем, самым простым был бы вариант с нукерами Урбана. Помнится, когда два года назад встал вопрос с избранием члена СФ от Тувы, он сам прибыл в Кызыл и уговаривал депутатов проголосовать за Нарусову, поскольку был предупрежден, что иначе его в столичном аэропорту будут ожидать правоохранители с наручниками. В конце концов, поскольку они привыкли к подачкам, им можно только один раз и заплатить – чем деньги чиновника хуже олигархических?

Можно забрать голоса и у Кара-оола – достаточно привлечь его к уголовной ответственности по любому из дел: строительству коттеджей на Серебрянке, «Урянхаю» или созданию ГУП «Чагытай». Оснований – хоть отбавляй. Хотя, лучше все же действовать через Шойгу. Скорее всего, именно в нем и «зарыта собака» политического спокойствия в Туве. Достаточно вспомнить, как два года назад он обеспечил назначение сенатором С.Пугачева, отношение к которому ни у кого не вызывает сомнений.

РИСК РАСКОЛА ДЕПУТАТСКОГО БОЛЬШИНСТВА

А опасен иной путь достижения цели вот почему. Сегодня и Администрация Президента, и сама Людмила Борисовна спокойны за голосование по членству в Совете Федерации, поскольку Оюн надежен. Но если в результате провокаций удалось бы абсолютное парламентское большинство превратить в относительное, судьба голосования по Нарусовой сразу стала бы менее предсказуемой. Что греха таить – даже и без создания т.н. «третьей силы» некоторые сторонники Оюна относятся к сенаторше без почитания и сомневаются в необходимости поддержки влиятельной персоны. А если процесс разложения вдруг начнется, убеждать их спикеру станет сложней.

ГДЕ ЖЕ ВЫХОД?

Очевидно, что, с практической точки зрения, взялись за решение проблемы не с того конца. Решение проблемы давно лежит на поверхности. Самый простой и достаточно эффективный ход по изменению Конституции РТ и продлению полномочий сенатора – смена Главы правительства. Технически это элементарно, зато решает сразу не только обозначенные проблемы, но и задачи обеспечения политической стабильности в республике, что создаст условия для экономического развития Тувы.

Похоже, депутаты настолько устали от караооловских выкрутасов, настолько его не переваривают, что готовы без каких-либо условий поддержать любую инициативу Кремля по назначению нового премьера Тувы. По некоторым сведениям, в Администрации Президента это уже осознали и готовы воспользоваться ситуацией. Будем ждать решительных мер.

До встречи.

Семен Сучков-Задиристый